Андрей Нечепоренко: Заехать велосипедом на Эльбрус украинцам не смог помешать даже президент России

Алексей Заржицкий  |  Четверг , 1 сентября 2011, 10:40
С велосипедом Андрей Нечепоренко уже давно на «ты». Совсем недавно он вернулся домой из очередного уникального велопохода, проходившего по маршруту знаменитых Кавказских гор.

Кручу, кручу, кручу, педали кручу

Андрей, как давно Вы подружились с велосипедом?

В детстве мои родители не имели возможности приобрести новый хороший велосипед. Сначала я брал велосипед покататься у друзей, потом, в конце 60-х, появился старенький «Орленок». Уже после окончания 8-ми классов, когда я учился в ПТУ-5 и усиленно занимался спортом (КМС СССР по гребле на ялах) в секции на стадионе «Старт» начал также осваивать и велосипед. На подработках (разгружал вагоны) я уже сам заработал денег на свой первый б/у туристический велосипед.

В восемнадцать лет вместе со своим другом Игорем Рябцевым совершил и свой первый серьезный велопоход. За три дня мы проехали 780 км из Харькова добрались до Ласпи АР Крым. Кстати, этот рекорд до сих пор никем не побит. На следующий, 1982 год, мы совершили еще один такой же маршрут, и снова на всю дорогу мы потратили лишь трое суток.

Но ведь Вы как-то готовились к такому походу, вряд ли сразу сели и поехали?

Безусловно. Сначала ездили по Харьковской области, за день доезжали до Краснограда и назад. Затем на велосипеде совершили поездку в Днепропетровск. Дорога туда и назад у нас заняла не более суток. А уже после Днепропетровска мы решились на вышеупомянутую поездку в Крым.

 

В дальнейшем туристические поездки на велосипеде стали постоянными?

За год интересных поездок могло быть даже до трех-четырех. Одна из самых запоминающихся была в 1990 году - через западные Каракумы. Это был туристический маршрут третьей категории сложности. Сама поездка стала для нас настоящим испытанием: в дороге были поломки и проблемы с питьевой водой. Но, несмотря на все трудности и лишения, которые нам встречались в пути, я не могу не отметить всю красоту и буйство красок местной флоры. Поездка проходила весной, а в этот период года пустыня очень красива.

В соревнованиях Вы также участвовали?

Да, неоднократно выступал в международных марафонах, проходивших в Украине и странах СНГ. Становился призёром чемпионатов Украины и рекордсменом страны по легкой атлетике среди ветеранов, а также в соревнованиях по дуатлону, триатлону, плавании на две морские мили, пляжному волейболу, волейболу, настольному теннису, многоборью ГТО, гребле на ялах, гиревом спорте. Дважды участвовал в велоэстафете «Спорт для всіх єднає Україну», которая проходит по разным городам страны. В прошлом году стал серебряным призером чемпионата Украины среди спортивно-туристических походов высших категорий, а в этом году - трехкратным бронзовым призером Кубка Украины по велотуризму.

А что чувствует человек, который проезжает в день на велосипеде по 200-300 км?

Ощущения разные. Для новичка это очень тяжело. Вспоминаю свою первую поездку до Краснограда, когда я проехал первые 100 км. Тогда мне пришлось полагаться исключительно на силу воли, молодость и выносливость. Но это была огромная нагрузка на организм. Сейчас же продолжительные поездки мне не в тягость. Да и вообще, если ты подготовленный спортсмен, то подходишь к такой поездке более организованно.

Планы пришлось менять на ходу

Андрей, только что Вы вернулись из очередного сложного велопохода.

Этот велопоход был посвящен 20-й годовщине независимости Украины, а его конечной целью являлось покорение знаменитого Эльбруса. Всего на Кавказ отправилось пять человек. Я участвовал в велопоходе 5-й категории сложности, а четверо спортсменов, представляющих Полтавскую область, отправились в велопоход наивысшей, 6-й категории сложности. Причем это должен был быть первый групповой велосипедный поход на Эльбрус. До этого прецеденты покорить самую высокую точку Европы на велосипеде были только одиночками. Однако сходу взять Эльбрус у нас не получилось, ведь уже по ходу дистанции нам пришлось существенно менять свои планы.

С чем были связаны такие изменения?

Мы стартовали из Керчи, откуда до парома добирались велосипедами, проехав 18 км. Дальше морем через Керченский пролив переправились на Таманский полуостров, а оттуда через Бургазскую косу, Анапу, Новороссийск, Геленджик, Туапсе и Сочи добрались до поселка Красная поляна. Отсюда мы должны были идти на перевал Псеашхо-Псебай, далее на Карачаевск, Хурзук, перевал Балкбакши, уроячище Джилысу и выйти к подножию горы Эльбрус.

Однако в Краснодарском крае сейчас идет активная подготовка к зимним Олимпийским играм, и в то время в курортном поселке Красная поляна (недалеко от Сочи) ожидался визит главы РФ Дмитрия Медведева. В результате по всему Краснодарскому краю были перекрыты основные дороги и магистрали. Из-за этого не удалось продолжить свой путь по намеченному маршруту и нам – всю нашу группу развернули сотрудники ФСБ.

В итоге пришлось воспользоваться запасным маршрутом?

Да, ввиду запрета пришлось идти маршрутом, основными пунктами которого стали Черкесский перевал – г.Фишт – перевал Белореченский – приют Фишт – Армянский первал и Гузерипл – Оштен (2804 м) – Гуамское ущелье – водопады Руфабго – Белая река – поселок Хаджох. Здесь, как и планировалось, я закончил свое участие, поскольку совершал поход 5-й категории сложности.

Остальные участники велопохода таки сумели добраться до конечной цели?

Группа из четырех человек продолжила восхождение – это старший тренер сборной Полтавской области по триатлону Владимир Попов и с ним еще трое представителей Полтавщины – Сергей Каплонский, Максим Аладьин и Владислав Каплатый.

Восхождение было трудным. Полностью исчезла связь с членами команды. Около недели от них не было никаких вестей. Но как только связь возобновилась, стало известно: на Эльбрус они все-таки взобрались. Преодолев всевозможные преграды, в том числе и бюрократические, побывали, в частности, на Восточной вершине горы (5621 м), в седле Эльбруса (5330 м).

А как относились местные жители к украинским путешественникам?

Нас везде встречали очень хорошо. Многие удивлялись, что мы на велосипедах, да еще и с грузом где-то по 25 кг на брата, собираемся покорить Эльбрус. Естественно, желали нам удачи.

В целом на пути мы повстречали немало интересных людей. Особенно запомнилась встреча с французским туристом, который раньше служил в полиции. На память о нем у меня остался брелок с логотипом французской жандармерии. Была еще интересная встреча с группой российских туристов из Северодвинска, вместе с которыми мы организовали общую ночевку. 

Кстати, ночевать Вам приходилось более трех недель в палатках. Не сложно ли было?

Нет, ведь все мы уже не первый раз идем в такие продолжительные походы, поэтому проблем с длительными ночевками в палатках не было.

Чем приходилось питаться во время столь длительного путешествия?

На первое время мы взяли с собой небольшие запасы еды. В основном консервы, сало, хлеб, сухофрукты. А дальше старались поесть где-нибудь по пути в местных кафе или столовых, закупали часть провизии в магазинах.

Цены на побережье Черного моря сильно «кусались»?

Не то слово. Но, к счастью, у полтавской команды была хорошая поддержка в финансовом плане – ребятам помогли как местные власти, так и спонсоры. И именно часть из этих средств мы израсходовали на питание. Хотя, например, только на воду и мороженое (на Кавказе в средине августа стояла сильнейшая жара) я потратил свыше 300 грн своих личных денег.

А кто помогал Вам в подготовке к велопоходу?

У меня, к сожалению, не было такой мощной поддержки, как у полтавчан. Тем не менее, хочу поблагодарить харьковский магазин «Мандрівник» за помощь с экипировкой. Неоценимую помощь в подготовке оказал мне заслуженный тренер Украины Владимир Стреляев, а также харьковский веломагазин «Drag-Веломания». Во многом благодаря им, в дороге у меня не было ни одной поломки. Спасибо и нашим информационным партнерам – сайту «Городской Дозор», газете «Вечерний Харьков» и телеканалу «ОТБ», которые рассказывали об этом велопоходе жителям Харьковщины и Украины.

Велосипед и велотренажер – это абсолютно разные вещи

Андрей, какие советы Вы могли бы дать человеку, который, возможно впервые собирается сделать велотур?

Начинать надо с небольшого велопохода выходного дня. Прежде всего, человеку нужно получить какие-то азы, и первые шаги делать не в одиночку, а вместе с инструктором или с опытным спортсменом. Начинать нужно постепенно, а главное правило, которое нужно помнить, - не навреди себе. Для начала необходимо составить план: определить расстояние, которое необходимо проехать; взять в дорогу еду и питьевую воду; подобрать экипировку соответственно погоде. Перед выездом следует покушать, но ни в коем случае не переедать.

С самого начала поездки необходимо задать темп. Он должен быть не рваный, а спокойный - в длинный путь следует входить постепенно. По дистанции двигаться так, как подсказывает вам ваше самочувствие, каждый час или полчаса делать остановки, устраивая маленькие привалы.

Очень важный момент для новичка - это средства защиты. В первую очередь, следует беречь голову, для этого существуют специальные велосипедные шлемы. На руки обязательно надеть велосипедные перчатки. Также следует не забыть аптечку.

Перед началом такого путешествия желательно пройти обследование у врача, чтобы нагрузки на организм соответствовали вашему физическому состоянию, и проконсультироваться с опытным инструктором по велотуризму.

Вообще же велосипедный поход – один из видов активного отдыха, который позволит вам совместить приятное с полезным. Совершив такое велосипедное путешествие, вы не только улучшите свою фигуру и укрепите здоровье, но и осмотрите живописные места, познакомитесь с единомышленниками, познаете мир, в котором живете.

Езда на велосипеде приносит не меньшую пользу, чем бег, но еще и большее удовольствие. Велосипедные тренажеры можно найти в любом спортивном зале, но езда на велосипеде по лесу, в парке или за городом – ни с чем не сравнимое удовольствие.

Уверен, что такие велопрогулки придутся многим по душе и в дальнейшем станут регулярными. А еще велосипед - это самый экологически чистый вид транспорта. Он не загрязняет окружающую среду, и это, конечно же, огромный плюс для вашей совести!


Фото предоставлено Андреем Нечепоренко (турклуб НТУ "ХПИ")

Подробный фоторепортаж посмотреть можно ЗДЕСЬ: