Катя Колесниченко: «Наляпать на холсте что попало, а потом заявить, что это Empire State Building, по-моему, глупо»
Уже неделю как открылась твоя выставка «Фитосферы». Есть уже первые отзывы посетителей?
Я вчера была в галерее и поняла, что выставка нравится не только людям, которые что-то понимают в искусстве, а даже простому обывателю. Она доступна, проста и интересна.
На твой взгляд, хватает ли в Харькове выставочных площадок?
Их очень мало и они очень специфические, скажем так. Некоторые из них довольно дорогостоящие. Не каждый может себе позволит выставиться. Что касается продаж, то здесь вообще все очень мертво, на данный момент. В принципе, как и везде. Только в Киеве есть хоть какое-то движение. Там много площадок. Часто привозят интересных авторов. Но это в основном современное искусство, то есть это такое направление, которое понятно не всем и любят его не все.
Часто под маркой искусства продаются вещи, которые сложно назвать искусством. На твой взгляд, почему так происходит?
Есть люди, которые занимаются пиаром… А вообще, продажи – очень индивидуальная вещь. Если в достаточно известном месте покупается работа, то это становится «модным». Я очень не люблю это слово, но это так. Мол, если у меня есть вещь, купленная в этой галерее, то и тебе обязательно нужно приобрести что-то именно в этом месте.
На каких условиях галереи Харькова делают персональные выставки художникам?
Везде очень разные условия, где-то чтобы сделать персоналку ты должен заплатить какую-то сумму денег. Есть проценты с продаж, то есть галерея выполняет услуги агента. В муниципалке, допустим, бесплатный выставочный зал, но чтобы туда попасть нужно поучаствовать в общей какой-то выставке. Кроме того, там очередь на три-четыре года вперед. В «Маэстро» арендная плата, но какая я не в курсе.
Харьковчане готовы платить деньги за искусство, по твоему мнению?
У нас сейчас люди вообще ни за что не готовы платить. Очень многим, даже моему близкому кругу людей, приходится объяснять, сколько я труда вкладываю в создание той или иной работы. Многие говорят, мол, какая у тебя хорошая работа, ты же ничего не делаешь, никуда не ходишь. Дома сидя можешь заработать. Не все люди понимают трудоемкость процесса. Есть люди, которые любят искусство, но не могут себе его позволить в материальном плане. А есть и такие, которые покупают. Сейчас строятся какие-то новые гостиницы, объекты, и есть такие, оптовые закупки, если можно так сказать об искусстве, когда покупают целую серию работ для новых объектов. Недавно была выставка нашего харьковского импрессиониста Игоря Ильинского и ее практически все купили для какого-то учреждения.
Цель персональных выставок это, показать себя или все-таки заработать денег?
У всех абсолютно разные цели. Есть коммерческие выставки, которые четко направлены на то, что сейчас «модно» и люди рассчитывают на этом заработать денег. Но это билет в один конец , то есть ты вложился, потратил время, а гарантии что ты заработаешь на этом никакой нет. А есть люди, которые просто делают, потому что они не могут этого не делать.
А ты, к каким людям себя относишь?
Скажем так, у меня есть работы и коммерческие и творческие. Но всегда хочется совместить. То есть понять, чего заказчику бы хотелось и творчески переработать это пожелание при помощи различных техник.
Что у тебя в ближайших творческих планах?
Идей, наверное, талмуд. И если хвататься сразу за все, тогда хорошо ничего не получится. Поэтому идеи даже не буду озвучивать. Вот, допустим, была идея в прошлом году повести мою прошлогоднюю выставку «Безусловная» в Германию. Но, к сожалению, не получилось.
Почему?
Просто там не нашлось для моей выставки места. Там, почему-то, существует такое как бы с опаской отношение к русским и людям из стран СНГ.
В чем оно заключается?
В том, что если, допустим, будет проситься сделать выставку два автора, один из которых будет немец, а второй русский. Не глядя на работы, возьмут немца. Но, в общем-то, всему свое время. Возможно, когда-нибудь и повезу свою выставку в Германию. Я человек на подъем очень легкий.
Куда-то еще планировала вывезти свои картины?
Меня приглашали с выставкой и в Америку. Однако американское посольство меня попросту не впустило в страну. И это несмотря на то, что я прихожу с официальным приглашением от крупной организации Сиэтла, которая берет на себя ответственность за мое пребывание в США, пишет список галерей, которые готовы со мной сотрудничать и подписать договора . И тебе на все это просто говорят, что ты в Америке можешь просто иметь поручителя , а ехать совсем не обязательно. То есть картины присылайте, а людей у нас и без вас хватает.
А как ты относишься к ныне очень популярному концептуальному искусству?
Некоторое концептуальное искусство я принимаю. То есть оно, как бы, нравится, это красиво, это эстетично по форме. Эйфелева башня допустим. Но есть такие вещи, которые пустые и делаются ради того, чтобы их сделать или дань моде или не знаю чему. И пишется под это дело колоссальная концепция про какое-то движение атомов. Я не понимаю. Как-то мне позвонила моя подруга из Америки, и предложила нарисовать не что-то конкретное, а на больших форматах сделать какие-нибудь композиции из цветовых пятен. Она пояснила, что сейчас волна этого концептуального искусства. Нет особо никаких форм. Время поменялось, и люди сейчас живут в совершенно другом ритме. Простые вещи их почему-то не радуют. Я ответила, что я этого не сделаю, потому что я этого не чувствую. А наляпать на холсте что попало, а потом заявить, что это Empire State Building как-то, по-моему, глупо…
До Нового года осталось совсем немного, чего бы ты хотела пожелать харьковчанам?
Харьковчанам от всего сердца желаю, реализации себя в сегодняшнем мире, каким бы он не был сложным. Чтобы они больше обращали внимания на совершенно простые вещи , которые способны на самом деле радовать . Желаю доброты друг к другу, а то как то надоело потребительское взаимоотношение друг к другу . Смотреть больно. И, конечно же, любви, каждый ее понимает по-своему. Пусть она будет у всех в том смысле, в котором каждый ее понимает.