Фоззи: «Радоваться тому, что сейчас происходит с украинской музыкой и культурой могут только те, кто ее ненавидит»
В Харькове есть места, куда ты обязательно идешь, когда приезжаешь?
Я к маме иду. В этот раз я приехал на два дня Харьков, и, как умный мальчик, сразу поехал к маме перед концертом. Обязательная программа, как в фигурном катании, выполнена.
Мама ходит на концерты ТНМК?
Только на оупенейры. А вообще я ей запрещаю слушать сольники и книжки читать, которые я написал – там матюки, мне будет стыдно.
Изменилось отношение к Харькову за годы отсутствия?
Нет. Это как с родителями: чем вы от них дальше, тем лучше ваши отношения. И с Харьковом так. Когда мы последний раз виделись, я приехал, вышел из поезда, сел в метро, радостный-радостный… Мне всегда нравится! Каждая станция в Харькове напоминает о чем-то: тут меня арестовывали, тут мы играли концерт и не сыграли, потому что барабанщик не пришел, тут еще что-то. В Киеве, если бы я оказался в метро, у меня вряд ли были бы такие воспоминания. А в Харькове каждая деталь - радость!
К слову об арестах, многие музыканты начинают знакомство с городом со знакомства с харьковской милицией на вокзале. К тебе правоохранители проявляют интерес?
Нет. Вот когда я из Харькова переехал в Киев, за первый месяц в метро, раз пять останавливали для проверки документов. Наверное «шото в прононсе было».
В прошлый раз мы общались перед отъездом ТНМК в Грузию на съемки клипа…
Грузия – это большая застольная история. Мы снимали клип в не очень туристических местах. Нас отвезли в замок где-то на границе с Арменией. Там даже не написано, какого он года, потому что никто не знает. Примерно с десятого по тринадцатый век; это была опорная башня, в которой был Александр Македонский. Там очень красивые места! Когда бываешь там, где много туристов – срабатывает «эффект японца». Японцы всегда все фотографируют, и ты понимаешь, что там, где побывали японцы, там не то, что Христа не обмывали, там вообще ничего не делали. А тут мы оказались в месте, где нет никого, нас даже никто не спрашивал, что мы делаем в крепости. Было очень красиво. Огромный орел над нами парил, я сравнивал его с птицами, которые были рядом с ним, у него крылья где-то два метра! Я очень хотел, чтобы такие кадры вошли в клип. За сорок минут он не сделал ни одного движения, но как только мы переставили камеру, он улетел в Армению. Еще мы снимали кусочек видео дома у Нани Брегвадзе. Я так боялся. Я отказывался к ней подниматься. Думаю, тут Кикабидзе приглашает на открытие памятника героям Мимино, а тут Нани Брегвадзе… Такая очаровательная женщина. Послушала песню и говорит – это хорошо! У нее за спиной висел ковер и Оля Навроцкая, режиссер, говорит: «Ковер у вас очень красивый…» А Нани Брегвадзе так спокойно отвечает: «Этот ковер был у семьи Романовых триста лет, и после того, как их расстреляли, одна княжна вывезла его в Грузию и подарила нам.» Я думал, прикоснуться к ковру, по которому триста лет назад Романовы ходили или нет, чтобы не было заворота мозгов. Я подумал, что надо было все-таки оставаться внизу.
Ты являешься другом Евро-2012, что это за статус?
Это значит, что я бесплатно веду любые мероприятия Евро. А когда я задаю вопрос, будут ли мне за это какие-то билеты, я удивляюсь, когда они смеются мне в лицо. Это очень ответственный статус (смеется). А Харькову, между прочим, повезло с матчами. Португалия, Голландия, Германия. Я не знаю, кто на небе так любит Харьков!..
Как оцениваешь шансы украинской сборной на Евро-2012?
Если бы играли в Харькове или во Львове, шансы были бы, а в Донецке никаких шансов!
Почему?
В футболе есть такой момент – фарт. Два сантиметра левее, и все будут говорить, что игра ужасная! Два сантиметра правее – гол, и все говорят, как круто сыграли! Есть элемент фарта. В Донецке сборной Украины ничего не светит! Я был на том стадионе, когда Украина играла с Грецией, я чуть не умер...
Есть любимый слоган футбольный?
Украина – чемпион! Кто не верит – Элтон Джон!
Украинские музыканты активно готовятся к чемпионату. Mad Heads вот недавно песню представили… Чего ждать от ТНМК?
Ничего! Интересно было писать о футболе, когда мы писали, а остальные удивлялись. Интересно быть пионером, комсомольцем - уже нет. К тому же, я прекрасно понимаю, как будут решаться вопросы относительно песен и гимнов. Там столько желающих с такими волосатыми лапами, что стараться было бы глупо!
Новый закон о гастрольной деятельности...
…это классическая формула британского правосудия. Когда судья выносит смертный приговор, он говорит такую фразу: да будет подсудимый повешен за шею, пока он не умрет, не умрет, не умрет. Вот украинские власти решили делать все возможное, пока украинская музыка не умрет, не умрет, не умрет. Все, что происходит с украинской музыкой, с украинской культурой… этому могут радоваться только те, кто не любит украинскую музыку и украинскую культуру.
Думаешь, масштабы бедствия реально катастрофические?
Это реально … Как же слово вечность сложить из этих букв… Это реально наихудшее, что могло случиться. Хуже было бы просто всех собрать во Дворце спорта и расстрелять! Чтобы потом было проще народным артистам России гастролировать тут. Это война! Реально это война! Это война за выживание, потому что россиянам не нужно прилагать никаких усилий, чтобы быть представленными на украинском рынке, а украинским музыкантам приходится непонятно что делать, чтобы играть у себя дома.. Это очень сложно!
Кто пострадает больше всего? Неформатные коллективы и промоутеры или таких пароходов как ТНМК это тоже коснется?
Это коснется всех! Мы делали большой концерт в Киеве - было весело. Многие из наших в Харькове прописаны как ЧП-шники. Вот и начались звонки из харьковской налоговой: « А шо вы? У вас же был концерт. А где прибыль?». Наши говорят: «Я музыкант, налогами занимается та сторона, которая устраивает гастроли». Но попробуйте объяснить это харьковской налоговой! И Фаготу звонили в день концерта из киевской налоговой. У него киевская прописка. Говорят: «Вы же должны были пять процентов с полного зала заплатить!» Если кто-то из читателей не знает, а я думаю, что многие не знают, я объясню. Вы делаете концерт. Вашей маме 50 лет. Вы приглашаете народного артиста Виктора Павлика и, допустим, продаете билеты. Налоговая хочет, чтобы вы за три недели до начала концерта заплатили пять процентов от стопроцентной наполненности зала, а вы еще не знает, будет у вас сто процентов, пятьдесят или всего три человека придет. Или вообще придет одна мама. Все это в идеале делается для того, чтобы платили налоги, а в реале выходит… дайте денег еще и здесь…
Вы назвались в честь площади Конго в Новом Орлеане, уже удалось там побывать?
Нет. Это моя мечта, что бы мы сели в белый пароход, как в советском фильме про Тома Сойера, с колесами такой, и вниз по Мисиссипи! Выйти в Новом Орлеане и потом где-то там записать хотя бы песню. Я думаю, что это то место, в котором ударит с неба молния и появится что-то доброе и вечное. Э та мечта пока не сбывается, потому что я не хочу ничего для этого делать. Хочу, чтобы с неба упало.
Приближается Новый Год, ты подводишь итоги?
Я подвожу итоги, но они всегда неутешительные. Я 31-го декабря всегда пишу задание на следующий год и потом переписываю в следующий год, а потом в следующий… Так мы жили, так мы живем, и так будем жить, пока не умрем...
Что-то успел сделать из прошлогоднего списка?
Ничего не успел. Сейчас хочу, чтобы мы оказались в феврале на Кубе - у нас есть новая песня, которая называется Фидель. Смысл песни в том, что пока Фидель жив, мы все дети, потому что сейчас он такой же, как тогда, когда нам было по десять лет.
Какие планы у ТНМК?
В феврале оказаться на Кубе. Хотим выпустить все клипы, потому что мы наснимали много. В этом году вышел «Шоколад», с грузинами «Qari Qris». В работе «Новина», live с Иваном Дорном и Феймом «Все по вісім гривень». И есть еще одна штука, о которой я помолчу пока.
Как будешь праздновать Новый Год?
Мы будем играть на Майдане Незалежности. Я один из ведущих праздничного концерта. Буд у кричать: «Счастья! Здоровья!» Вообще, лучший новогодний тезис от Олега Скрипки. Мы когда-то играли вместе на Майдане. Где еще играть украинским артистам! Все радостно врали в глаза, желали счастья, говорили, что дальше все будет лучше, добрее, веселее, трава будет зеленее, денег и здоровья больше. И только Олег Скрипка вышел, посмотрел на эту толпу и сказал: «Поднимите руку, кто пьяный!» И это был момент такого объединения Майдана, которого я ни разу не видел!
Любишь этот праздник?
Нет! Я за Новый год первого марта. Какие могут быть итоги посреди цикла природного? Ну, ёлка, снег, Санта-Клаус… Я за то, чтобы весной праздновать. И вообще, каждый год садишься и просто понимаешь, что время уходит.
А есть что-то такое, чем бы ты всегда хотел поделиться, а никто не спрашивает?
Хотелось бы, чтобы спросили про тексты, потому что мне это ближе… «Что вы хотели этим всем сказать?» Что-то такое…
И что бы ты ответил?
Я сказал бы, что открыл для себя человека, которого зовут Галактион Табидзе. Я давно не читал стихов, а вот Табидзе – для меня это открытие номер один. Если вас интересует поэзия, обязательно почитайте Галактиона Табидзе в переводе Ахмадулиной.
А про твои тексты?
Тексты - долгая дорога в дюнах, длинные нарды и попытка написать что-то такое, о чем через пятьдесят лет кто-то вспомнит в каком-то прямом эфире. Не факт что так выйдет, но попробовать стоит. Хочется удивить словом. Какие-то такие «фишечки». Я вчера записал один тезис. Не хочу писать четвертую книжку, но название уже есть. Я придумал такую штуку - сопровождающие лица. Если задуматься, то каждый из нас сопровождает собственное лицо. По реакции окружающих я решил, что я такой вот человек, придумал себе это лицо и слежу, как другие на него реагируют. Не на меня, а на это лицо. Вот так вот.