Немецкая скрипачка Катрин тен Хаген в Харькове сыграла на скрипке Гварнери XVII века
Расскажите об истории этой скрипки. Когда впервые взяли ее в руки?
Катрин тен Хаген: Это очень старый инструмент мастера Андреа Гварнери 1663 г., намного старше, чем все те произведения, которые мы на ней исполняем. Я играю на инструменте с 2003 года.
Как эта скрипка попала к Вам?
Олег Полянский: В Германии, в Гамбурге, естьтакой конкурс, выиграв который можно играть на подобных инструментах. Однажды этот конкурс выиграла Катрин тен Хаген. Нужно практически каждый год участвовать в таком конкурсе, тем самым подтверждая свое высокое скрипичное мастерство, чтобы продолжать играть на этом инструменте.
Сколько Вам было лет, когда Вы получили этот инструмент в свои руки и какие при этом испытали эмоции?
Катрин тен Хаген: Мне было 19 лет. Это был особый момент в моей жизни, я получила в свои руки такой старый и известный инструмент. И в течении, наверное, полугода я изучала этот инструмент.
Насколько отличается игра на такой старой скрипке от игры на современных инструментах?
Олег Полянский: В настоящее время люди часто выходят на сцену с современными инструментами. В старом инструменте все-таки больше внутренней жизни, в нем есть душа. Чтобы новый инструмент действительно зазвучал, нужно на нем поиграть, даже на рояле, хотя там больше механики, чем какого-то звукового прикосновения. Инструмент развивается, в нем открываются какие-то новые звуки. А в старых инструментах это все уже развито потому, что на них три столетия или больше играли, в нем больше красок, но иногда современные инструменты по мощности могут перебивать знаменитые старые итальянские инструменты.
Сколько скрипок Гварнери в мире. И как вы храните свою?
Олег Полянский: Гварнери это целая семья – Андреа, Пьетро, самый известный Дель Джезу (наст. имя Джузеппе Гварнери – прим. авт.). Скрипку Дель Джезу можно на островок поменять при желании (улыбается Олег Полянский).
Фонд, который предоставил этот инструмент, обязал Катрин обращаться только к одному скрипичному мастеру. Его можно сравнить с высококлассным врачом, который должен очень хорошо знать именно вот этот инструмент, в числе прочих.
Помимо Харькова, куда планируете еще поехать с концертами?
Олег Полянский: Это турне по Украине, у нас было пять концертов подряд. Начали турне с Луцка, потом Киев, Тростянец (Сумская область). Очень приятно, что власти поддерживает музыку, искусство.А в этом городе когда-то, в 1864 году, если мне не изменяет память, Чайковский написал свое первое симфоническое произведение. И в связи с этим в этой усадьбе Голицына, где жил Чайковский, устраиваются концерты, купили рояль…Что я нахожу интересным, так это, то что в нашей стране, слава Богу, есть позитивные изменения по отношению к музыкальной культуре в том числе.
Пару слов об истории скрипки. В чьих руках она еще побывала?
Олег Полянский: Кремона – это центр производства скрипок и по сей день (город на севере Италии). Где-то, наверно, там играли на этом инструменте,сложно проследить историю. Слишком много времени прошло со времен его создания…
Катрин, как вы можете охарактеризуйте звучание этого инструмента?
Катрин тен Хаген: Достаточно сложно объяснить словами. Очень хорошо рефлектирует в высоком регистре и в низких позициях. На соль струне есть еще очень много теплых красочных и богатых по окраске тонов. Тем не менее, у него очень тонкое и тихое звучание, можно передать звук даже до последнего ряда в зале, без «насилия над инструментом».
Юрий Янко (директор ХОФ): Эту скрипку нужно слушать. О ней действительно сложно говорить хоть на немецком, хоть на китайском, хоть на каком-либо другом языке потому, что это удивительное звучание. У какого-то инструмента больше теплоты, у какого-то патетики, но в целом инструменты очень породистые, которые выдают уникальное, звуки необыкновенные краски, необыкновенные палитры. Эти инструменты просто украшают многие произведения, которые на них играют. И каждый раз это великолепно. Я благодарен Олегу и думаю, что это будет наша не последняя встреча.
ФОТООТЧЕТ СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ.