Лидер группы «Табула Раса»: «Мне все равно, будут надо мной смеяться или ставить памятник»

Алина Ханбабаева  |  Вторник , 21 февраля 2012, 17:02
Культовая украинская группа «Табула Раса» на днях дала концерт в Харькове. Пик популярности коллектива пришелся на конец 90-х.
Лидер группы «Табула Раса»: «Мне все равно, будут надо мной смеяться или ставить памятник»

Они одни из немногих, кто в то время мог снимать клипы, гастролировать за рубежом и подписывать официальные контракты со спонсорами, и только их клипы транслировались на британском MTV. Не смотря на это, лидер группы Олег Лапоногов, находясь на пике популярности, прекращает концертную деятельность и распускает группу. После 5-летнего перерыва Табула Раса возвращается к жизни, и что радостно, это совсем не полуистлевший труп от музыки, а коллектив, который записывает альбомы, снимает клипы и живет в свое удовольствие. В студии радиостанции «Новая Волна» Олег Лапоногов рассказал о жизни, творчестве, вынужденном отшельничестве и планах на будущее.

Вам нравится в Харькове?

Харьков мне очень нравится. Когда я был маленьким, я часто сюда приезжал. Я из города Сумы, и с раннего детства я мечтал попасть в мегаполис. Сейчас, когда мне перевалило за сорок, я мечтаю удрать из мегаполиса, но он в любом случае мне симпатичен. Скопление людей, многоэтажные дома, метро, трамваи, троллейбусы – мне до сих пор все это нравится. Я люблю этот город не только за архитектуру, но и за достаточно интересные ларьки, в которых продается литература, журналы, пресса...

Нашли там что-нибудь интересное?

Сегодня я купил марку. На этой марке три грибочка.

Коллекционируете?

В детстве коллекционировал. Эти марки хранятся в доме-музее у меня на родине. Моя квартира – это дом музей (смеется). Маленький Олежек собирал марки, значки. Единственное, что я не люблю, когда накалывают бабочек, жуков или жаб надувают. Хочется напомнить людям, чтобы они были терпимее друг к другу и окружающим. Любовь все побеждает, а кроме нее у нас ничего нет.

Нужно ли о любви говорить?

О любви, мне кажется, лучше всего молчать, но можно и сказать, когда от твоего слова зависит очень много. Я неравнодушен к людям, но совершенно равнодушен к политике – тут мне хочется молчать. Дело в том, что и в политике есть любовь – она везде, от земли до неба. Когда смотришь человеку в глаза, если ты не врешь, то любовь на самом деле приходит тихо, она тебя не спрашивает. Когда человек любит, в нем меньше гадостей, и его сердце издает определенный звук, который люди стараются распознать или передать его, например, гитарным звуком. Он обязательно достигнет цели, но только если он идет от сердца. Конечно, всегда есть искушения, но на них не стоит обращать внимание.

Табула Раса это выстрел или путь через тернии к звездам?

  – Я пытался понять, что происходит… Я вообще не самоед, но очень часто себя критикую. При этом люблю, естественно, потому что неправильно себя ненавидеть. Любить себя надо учиться всю жизнь. Критиковать, но любить. Я хотел стать рок-музыкантом, играл на танцах в школе в Сумах, поступил в институт, попал в группу «Абрис», которую мы потом переименовали в «Табулу Расу». Так мы играли с 89-го по 95-й год. Я  пел тогда на рыбьем языке, а в 95-м мы вдруг решили, что нужно все песни сделать русскоязычными. Что случилось с окружающим миром,  я до сих пор не могу понять. Абсолютно все хвалили концерт «Сказка про май», а я думал, что они стебутся надо мной. Я правда думал, что стебутся. Я удивляюсь, почему те песни люди любят до сих пор. На мой взгляд, у меня есть песни и получше.

Как думаете, в чем причина?

Я часто чувствую себя как ребенок. В музыке не нужно ничего доказывать, никого душить, ничего навязывать, но это позже приходит, с годами. Непосредственная любовь  должна быть и в музыке тоже. Музыка становится как бы чуть-чуть игрушечной, но ничего страшного в этом нет. А то, что тебе за 30 или, за 50 или ты, например, философ... Сделай, пожалуйста, так, чтобы людям понравилось – преподнеси им подарок. А философия все равно останется и дойдет до людей. В сердце должна быть любовь, а любовь обязательно соприкоснется с любовью. В том концерте, наверное, было заложено это ребяческое настроение. Я думал, почему следующий не был таким удачным, хотя музыка была лучше и профессиональнее. А через год понял, что ни о какой профессиональности и речи быть не может, если нет чувства, если эта планка превышает любовь. Любовь на первом месте должна быть – абсолютно всегда и везде.

Популярность была для вас неожиданностью?

Честно говоря, я не готов был к этому. Я старался прятаться от всех. Но люди, которые меня узнавали, вели себя культурно. Я на этом не зацикливался, потому что знаю, что имидж может человека затянуть. Вот например хулиган. Если ты таковым не являешься и не дотягиваешь до этого, то придётся играть роль, и будет развиваться в некотором смысле шизофрения, а она мне не нужна. Нужно быть всегда собой. Если ты виноват – признайся. Если я скучный, значит я скучный, если я очень веселый и у меня иногда дурацкий смех, когда никому не смешно – так и есть, и ничего тут не сделаешь!

Вы ушли из музыки на пике популярности группы. Почему так случилось?

– Я изо всех сил пробовал тогда вернуться на сцену, но у меня был перенапряг. Я сказал музыкантам, что мне нужно уехать, отдохнуть, собраться с силами и решить, уйти с эстрады насовсем или вернуться. Ходили слухи, что я пил, кололся в Тибете с ламами, с Эйфелевой башни прыгал, и даже что я стал гуру (смеется)...

Я слышала, что вы строили церковь?

Я просто почувствовал, что выше ушей не прыгнешь. Я думал, что не вернусь, но так случилось, что через пять лет почувствовал, что пора возвращаться. Я живу для людей. Даже в монастыре живешь для людей. Я жил – насмотрелся всякого. Увидел все другими глазами, не так как раньше. Это время пошло мне на пользу…

Что полезного для себя вынесли?

  Я не знаю, мне всегда кажется, что я виноват, что можно было чуточку лучше сделать все – в песнях, в отношениях с людьми. Когда я прав, то останавливаю эти мысли.

  Когда вернулись, не жалели об утраченной популярности?

  – Нет. Я и сейчас не жалею. Почти 15 лет прошло, с тех пор, когда я ушел на пять лет. Я не делал ни рекламы, ничего вызывающего не вытворял, а группу до сих пор приглашают на концерты и узнают на улице. Кому-то это нравится, кто-то меня терпеть не может – ничего страшного в этом нет. Был тяжелый период, когда два года группа по юридическим причинам не могла уйти из одной компании, и соответственно не могла давать концерты. А сейчас я чувствую себя востребованным, счастливым человеком. Мне все равно, будут надо мной смеяться или ставить памятник. Памятники мне не нужны. Единственное, что нас держит – это любовь, и мне главное передавать вот это чувство музыкой. Если Бог дал мне это, я должен это делать на полную катушку.

  – Взгляды любого человека меняются. Со временем у вас появляется больше вопросов или ответов?

  – Всю жизнь с раннего детства у меня один вопрос: «Зачем я живу?» Я стал изучать древние писания. Бывает, что тебе говорят одно и то же, а ты не слышишь. И вдруг в какой-то момент до тебя доходит! Зачем я живу? Для общения, для радости, для того чтобы передавать другим гармонию. Вот для этого – все остальное меня не интересует. А поскольку я музыкант и клоун, я рад стараться.

Когда появилось желание стать музыкантом или осознание собственного предназначения?

Я 10 лет профессионально занимался плаванием. В 6-м классе, когда мы ездили в спортлагерь, у старших ребят были пластинки LedZeppelin, DeepPurple, Sweet. Sweet до сих пор одна из моих любимых групп. Я тогда стал барабанить ладошками по коленям. Барабанщики знают, что эта болезнь не проходит – всегда сидишь и барабанишь. Это был 76-й год. А до этого мне хотелось быть космонавтом, летчиком, художником, доктором, пловцом.

Чего ждать от группы «Табула Раса» в ближайшее время?

– Как у любого исполнителя планы у нас грандиозные. Мы много гастролируем, мы полны энергии и идей, для воплощения которых нужно найти финансирование. Тогда все будет отлично.

Когда все же выйдет новый альбом?

– Альбом готов и записан уже очень давно, но из-за юридических нюансов выход постоянно откладывается. Зато нового материала у нас  минимум на две новых пластинки, так что мы решили записать другой альбом. На песню «Рисунки на этаже» мы уже сняли клип, и есть еще три песни. Одна из них моя любимая песня за последние 10 лет  – «Часовой ресниц». Скоро мы запишем и ее. А вообще, приходите к нам на концерты – и все услышите. Мы играем гитарный разноцветный рок, до сих пор любим быструю езду на велосипедах, на мотоциклах, на машине, любим ездить в плацкартах и улыбаться на все 32.