«Жизнь музыканта – это не «секс, наркотики и рок-н-ролл», – Роман Сероштан
– Расскажите, почему вы поете на английском?
Роман: Потому что у меня плохо получается писать тексты на русском языке, на английском гораздо лучше.
– Вы не ориентируетесь на Запад?
Роман: Не ориентируемся, так просто сложилось, когда я понял, что написать песню на английском языке для меня гораздо легче. Хотя очень хочется сотрудничать с другими музыкантами, и записать песню на украинском языке.
– То есть у тебя нет никаких языковых ограничений, несмотря на то, что в последнее время стало модно петь песни на английском языке.
Роман: Многие говорят: «Вы что, следуете моде, когда поете на английском?» А на самом деле просто так сложилось. Абсолютно никому не подражаем. Понятное дело, что нас с кем-то сравнивают, но специально мы к этому не стремимся. В принципе, нас слушают и в других странах, не только в Украине, основной контингент слушателей в Австралии. И поскольку много зарубежных слушателей, поэтому мы поем на английском.
– Теперь вы каким-то образом зависите и от зарубежных слушателей?
Богдан: Да, потому что размещают в разных блогах, в основном зарубежных, недавно в Канзас-Сити разместили наши песни…
Роман: Поэтому интересная статистика получается.
– Ваше название ассоциируют с...
Роман: С «30 секунд до Марса», да. Но тут история совсем другая, когда мы только начинали, была такая группа «Green miles», они нам очень помогали в наших начинаниях, и у них была песня, которая так и называлась Bad Boys from Mars, вот мы и решили из благодарности сделать название этой песни названием нашей группы.
– У вас недавно вышел новый сингл, вы серьезно к этому подготовились, сделали оформление как для CD.
Роман: Мы всегда стараемся как-то оформлять наши релизы, и когда выходят какие-то песни, пытаемся их оформить…
Богдан: Люди в первую очередь обращают внимание на картинку. Сначала нужно заинтересовать красивой обложкой.
Роман: Мне кажется, если бы мы сделали дурацкую обложку, то не было бы «вау-эффекта».
– Можно ли вас назвать музыкантами со своим устоявшимся стилем не только в музыке?
Роман: Думаю, пока еще нет – мы меняемся, развиваемся. Любой коллектив больше чем меняется, и влияют на него внешние факторы. Нельзя стоять на месте, нужно двигаться вперед.
– У вас скоро запланирован новый релиз…
Роман: Да, там будет, наверное, четыре песни.
Богдан: Пять!
Роман: Вот Богдан говорит, пять.
Богдан: Это будет релиз со своим настроением, первая наша полноценная работа в таком составе, поскольку наш состав пару раз менялся, пришли новые ребята, и это первый материал, который мы придумали все вместе. Раньше больше всего участия в этом принимал Рома. Будет пять разноплановых песен, будет лирика, романтика. В этом сингле мы сотрудничали с одним музыкантом хип-хопером из Африки Kaj и с трубачом Владом Чуенко. Будем подключать к сотрудничеству известных украинских артистов.
Роман: Да, у нас уже есть пара договоренностей, но мы пока не будем рассказывать. Могу только пообещать, что это будет интересно.
– Вы расцениваете это как эксперимент для себя или как пиар?
Роман: В первую очередь как эксперимент, но это коллективная работа, и в этих песнях отражается настроение каждого участника нашей группы. Нет такого, чтобы кто-то определенно диктовал стиль музыки, которую мы писали. Мы не следовали каким-то канонам и не говорили, что напишем песню вот в таком стиле, а альбом будет выглядеть вот так. То есть все получилось спонтанно.
Богдан: Сотрудничество с известными музыкантами – это, в первую очередь, развитие для творчества.
– Но все же, вы задумывались о том, что сыграть с известным музыкантом не только интересно, но и выгодно, ведь тогда о вашем творчестве узнает больше людей?
Богдан: В первую очередь, если разложить все по приоритетам – интересен эксперимент. А во вторую очередь, безусловно, мы хотим, чтобы это было полезно не только для нас, но и для тех, с кем мы работаем. Хотя пока рано что-то говорить, потому что все на начальной стадии, и только через пару месяцев можно будет о чем-то говорить.
Роман: Это такой «experience», не хочется засиживаться в своем подвальчике и тихо писать песни, хочется работать с людьми, которые в этом чего-то достигли, и узнать для себя новое, подняться на ступеньку выше.
– Что для вас первично: слова или музыка?
Роман: Первым делом пишется музыка, а потом – уже текст, в зависимости от настроения композиции. Я сажусь за музыкальный инструмент, гитару, фортепиано и играю. Потом понимаю, что это круто звучит, в голове вырисовывается вокальная партия, а слова рождаются уже потом. Когда ты пишешь песню, у тебя нет конкретной цели, не ясно, какая она получится и о чем она будет. А когда уже пишешь последнее слово и ставишь точку, тогда только понимаешь, что сложилось то, о чем ты думал. И даже не можешь понять, откуда берутся эти эмоции.
– Был такой случай, когда ты написал музыку и понимаешь, что все звучит классно, но не идут слова и все тут?
Роман: Бывает, это нормальный процесс, музыка ненадолго откладывается, а потом через некоторое время что-то бьет в голову, ты достаешь музыку из ящика, и все спокойно пишется.
– Не пробовал использовать чужие тексты?
Роман: Использую только свои. Хотя был случай, когда в Джазтере был один праздник, и нужно было исполнять детские песни. Взяли музыку Оазис, а текст детской песни наложился сверху и эксперимент прошел на ура. Причем получилось это случайно, нужно было выступать на этом мероприятии дуэтом с Андреем ..., который барабанщик. Андрей заболел в день выступления, я сел подумал, послушал группу «Оазис» и как раз наткнулся на текст песни «Облака, белогривые лошадки» и тут меня озарило. Я понял, что текст идеально ляжет на музыку и получился интересный кавер.
– Вы планируете делать презентацию вашего релиза?
Роман: Да планируем, правда, какого числа это будет, я сказать не могу, причем будет она наверняка не только в Харькове, поскольку ее ждут в других городах Украины.
– Планируете удивить слушателя?
Роман: Мне хотелось бы не просто сделать концерт, когда вышла группа на сцену, отыграла и все. Хочется сделать это визуально красивым, оформить выступление в формате шоу или видоизменить сцену. Я постоянно думаю о том, как сделать презентацию более интересной, даже есть парочка идей. Я сейчас думаю, как это все оформить, чтобы это смотрелось лаконично и сочеталось с музыкой. Да, нам всегда хочется удивлять, не только играть музыку, но и представлять ее красиво.
– Ты оператор, тебе сам бог велел делать визуализацию, не думал о подготовке видеоряда для концерта?
Роман: Думал, у нас даже чуть такое не случилось, когда мы год назад играли в IT-cafe и хотели подобрать видеоряд к песням, но не успели. Хотя я не перестаю об этом думать, и планирую подготовить видеоряд, который покажут на проекторах.
– К этому концерту успеете сделать презентацию, задумки есть?
Роман: Есть, это будет не просто выступление, а маленькое шоу с очень интересными музыкальными гостями.
– Вы активно распространяете свою музыку через интернет. Вас не расстраивают отзывы от злобных людей?
Роман: Мы относимся спокойно к этому. Понятно, что бывают негативные отзывы, но никогда не было такого, чтобы нам писали «Ребята, заканчивайте с музыкой – это не ваше». Вчера парень написал мне: «спасибо, что прислали трек, но мне это неинтересно». К критике нужно относиться нормально, всегда найдется человек, которому не нравится, с другой стороны, могло быть плохое настроение, и музыка была просто не в тему человеку.
Богдан: Сколько людей, столько и мнений, но мы стараемся писать музыку универсальную и не ограничиваться стилевыми рамками. Мы попробовали миксовать поп и рок, добавлять какие-то электронные штучки, будем работать в этом направлении дальше. После выхода альбома мы ставим перед собой новые планы и готовы к их реализации.
– У вас есть заграничные слушатели, есть с чем сравнить нашу публику...
Роман: Есть разница в общении с людьми, а не в реакции, в подаче своего мнения. Наши ребята пишут «О да, у вас неплохая музыка, нам интересно», а за границей ребята открытые, как дети. Мне кажется порой, что нам пишет ребенок: «Ого, ребята! Мы не знали, что в Украине играют такую музыку, это так классно, присылайте еще, нам так нравится, а когда у вас новый релиз?». То есть за рубежом более активно интересуются, они очень открыты. А наш слушатель немного не дорос до этого, чувствуется «постсовковая» любовь к посредственной однодневной музыке, и по телевидению пропагандируются однодневные артисты, так что у нас особо не поддерживают отечественного производителя. И, несмотря на то, что наш слушатель хороший, он более замкнутый, нет открытости взаимодействия слушателя с артистом.
– Вы были в ротации на радио?
Роман: Да были, недавно мне девочка одна написала: «ой, слушай, у тебя там, в фотографиях есть обложка от альбома Bad Boys From Mars, ты каким-то образом связан с ней?». Я ответил: «Да, а почему ты этим интересуешься?». Мне ответили: «Я вчера слушала вашу песню на «Нашем радио» и мне очень понравилось». Я уже и забыл о том, что мы куда-то отправляли, а потом вспомнил случай, что солист группы «Моторолла» послушал наши песни и попросил скинуть ему на e-mail парочку, а затем отправил их в проект, который занимается рассылкой по радиостанциям. Таким образом, мы и попали на «Наше радио». Еще мы появляемся в эфире интернет-радиостанций. Так что нас крутят, но мы даже не знаем, где.
– Очень часто артисты говорят, что в нашей стране крайне сложно пробиться, но, если верить вам, оказывается все не так сложно?
Богдан: На самом деле не так уж все и легко, просто нужно упорно стараться, писать, играть, работать, ездить, выступать. Если мы видим где-нибудь возможность проявить себя, то обязательно отправляем свои материалы. А в планах у нас сейчас немножко по-другому, мы поставили планку, к которой тянуться и тянуться.
– Какая цель, по-вашему, должна быть у группы, музыканта? Что самое главное? Что в любом случае приведет к успеху?
Роман: Для того, чтобы прийти к успеху, группе нужно находить компромиссы. Если каждый участник команды будет эгоистичен, то ничего не получится. Когда мы работаем вместе, то никогда не навязываем свою точку зрения друг другу, всегда ищем компромисс, чтобы какая-то композиция или шаг в продвижении нашей музыки был эффективен, таким образом, мы держимся какой-то окончательной цели, и это работает. Мы постоянно поднимаем себе планку и стремимся каждый раз к новой цели, на шаг выше.
– А для тебя как для творческого человека, что самое главное в процессе создания музыки?
Роман: Важно быть искренним и донести слушателю ту эмоцию, которую хочешь передать, успеть поймать момент, когда ты можешь быть полностью открытым для написания песни, когда ты будешь думать о том, что это будут слушать другие люди, а не только для галочки «Вот я написал песню и все». Мы же делаем не для себя, хоть и получаем от этого удовольствие. Когда ты думаешь о том, что твоя песня может понравиться другим людям, тебя это стимулирует.
– С какими негативными моментами приходилось сталкиваться в творческой жизни?
Роман: Этих моментов на самом деле очень много, но я стараюсь не обращать на них внимание. С выступлениями у нас всегда все складывается хорошо, мы всегда удачно выступаем, нас хорошо принимают и я очень благодарен тем людям, которые организовывают нам мероприятия на высоком уровне. А негативные вещи – это такие штуки, это когда родители тебе говорят: «Вот у »тебя нет высшего образования, а ты занимаешься своей музыкой дурацкой, которая никому не нужна", но все равно я люблю своих родителей и понимаю, что они за меня переживают. Может быть, они хотели, чтобы я рос немного другим человеком, но сейчас они слушают мои тексты и радуются за меня. Сейчас они мной гордятся, но с высшим образованием гордились бы больше.
Самые негативные моменты – когда есть разлады в коллективе, был такой момент у меня, когда мы не понимали друг друга, каждый хотел чего-то своего, портились отношения с людьми, с которыми пытаешься делать что-то общее. Вот тогда опускаются руки, и ты понимаешь, что ты должен идти дальше, а не хочется ничего делать. Такой момент надо побороть, чтобы не остановиться и продолжить работу. Хочется ведь добиться чего-то в жизни, но сейчас у нас такого не возникает.
– В Харькове своеобразный музыкальный климат, многие музыканты друг друга знают, играют вместе и создают общие проекты. Как бы ты охарактеризовал харьковскую музыку?
Роман: Тусовка музыкальная у нас эгоистичная, когда встречаешься на мероприятиях, все жмут руку и улыбаются, но когда дело доходит до конкуренции… то вариант стандартный. А музыка в последнее время стала качественной, либо в городе появилось больше возможностей, либо люди поменялись.
– Как относишься к тому, что многие уезжают из Харькова, потому что не видят здесь возможностей развиваться?
Роман: Спокойно отношусь, каждый сам для себя решает, но я уезжать не планирую. Я считаю, что пока не можешь добиться в своем городе, смысла уезжать нет. Вот как Фима Чупахин, который уехал за границу, этот человек много сделал здесь, поэтому я очень рад, что он отправился завоевывать другие страны.
– У вас есть неплохая база, поскольку песни англоязычные, а потому можно ехать...
Роман: Да, можно, но совсем не факт, что если мы переедем, мы там засветимся. Пока у нас другие цели, на ближайшие два года планов уезжать из страны нет.
– Откуда такие четкие временные рамки?
Роман: Где-то срабатывает черточка, что засиживаться здесь не стоит, но нужно сделать весомое, чтобы оно здесь осталось, оставить след, а потом уже оставлять их в других местах.
– Что бы вы пожелали начинающим музыкантам?
Роман: Упрямства, терпения и желания – это три составляющие успеха. Если начинаешь чем-то заниматься, нужно обязательно спросить себя, действительно ли ты этого хочешь или нет, нужно быть готовым, что тебя будут давить везде и со всех сторон. Не бывает такого, чтоб все шло гладко. Жизнь музыканта – это не «секс, наркотики и рок-н-ролл». Это стереотип.
– А что тогда – жизнь музыканта?
Роман: Это работа, постоянная работа над собой. Нужно двигаться, думать, как сделать следующий шаг. Репетиции – это весело, потому что мы друзья, мы собираемся вместе, играем, смеемся. Но тут главное задумываться о том, чтобы сделать качественный продукт, а концерты – уже исходная из твоих наработок, если они есть, значит, вся твоя работа пошла не зря. Стремиться к выступлениям нужно, но не только для галочки.
В жизни музыканта много радостей, конечно, и самая большая из них – теплый прием зрителей во время выступлений. Когда нас хорошо принимает публика, мы перестаем думать о том, что нам должны заплатить какие-то деньги или накормить, это становится неважно.
Богдан: К тому, что нам деньги платят, я до сих пор не могу привыкнуть (смеется). Просто группы, в которых я раньше играл, выступали практически бесплатно, а тут приятные гонорары. Это так мило (смеется).
– Участники группы работают где-нибудь еще?
Роман: Богдан имеет заработок, но является на данный момент студентом пятого курса архитектурного факультета. Несмотря на то, что сложно совмещать учебу с игрой в группе, на днях один из преподавателей похвалил его за классную песню, и ему стало очень приятно. А другие участники работают, Антон закончил ХИСИ и работает архитектором, а Саша – очень хороший врач.
– Вы различаете публику по городам Украины?
Роман: Мы не так уж много ездили и особых различий не видим, но Донецкая публика очень отличается от харьковской. Мы когда ехали в Донецк, нас предупреждали, что там очень плохая посещаемость концертов, будьте готовы к тому, что на ваш концерт никто не придет. Мы очень переживали и за несколько дней до концерта давали много рекламы в интернете, ожидали человек 50 от силы на концерте. А пришло более двух сотен человек, очень разношерстной публики, видимо потому, что там редко проводятся подобные мероприятия и все собрались в одном месте, чтобы отдохнуть в выходной день.
– В Харькове вас воспринимают в домашней атмосфере?
Роман: Да, в очень домашней, ведь группа существует с 2008 года, она имеет устоявшееся имя и нас принимают своими ребятами, дарят тортики на концертах, и мы их после концертов кушаем с нашими слушателями.