«Мы кукольники и это наш плюс», – режиссер театра «Птах»

Даша Кунец  |  Вторник , 20 ноября 2012, 17:03
Режиссер харьковского театра «ПТАХ» Ирина Цыпина рассказала журналисту «Настоящего Дозора» о создании своего театра, зрительской любви, профессионализме и творческих планах.
«Мы кукольники и это наш плюс», – режиссер театра «Птах»

Ирина, недавно вы вернулись из Москвы, где принимали участие в театральном фестивале для детей «Большая перемена».  Расскажите, как вы туда попали и как вас принимали? 

– Организаторы московского фестиваля сами нас пригласили. За неделю до этого мы вернулись из Германии, где тоже участвовали в фестивале. В Москве мы играли «Ангелы так близко» три раза, в детской возрастной категории 13+.  Нас очень хорошо принимали. Среди зрителей были не только дети, но и взрослые, и их реакция была правильная. Где нужно – они плакали, а где нужно – смеялись. После успеха в Москве нас пригласили в Пермь на театральный фестиваль. А организаторы прислали письмо благодарности. 
 
Расскажите про фестиваль в Германии.
 
– Чтобы принять участие в немецком фестивале, мы отправили заявку. По условиям фестиваля в нем принимают участие все театры Германии и один иностранный, коим стали мы. Мы также показывали спектакль «Ангелы так близко», но уже на закрытии фестиваля. Оказывается, нас ждали, и было очень приятно увидеть, что фестивальный буклет был открыт именно на нашей странице. По окончанию фестиваля стали ходить шутки, что до нашего приезда шли дожди, а во время фестиваля было сухо и светило солнце. Все так и говорили, что погода улучшилась, потому что ангелы приехали. 
 
Мы уже получили приглашение на следующий фестиваль, который состоится в 2014 году. Мы повезем уже другой спектакль, премьеру этого сезона. Боюсь что-либо говорить, чтобы не сглазить, но могу сказать одно – там будут играть всего три человека, это будет спектакль без текста. Эстетика театра кукол и анимации позволяет нам убирать текст и играть на эмоциях и восприятиях. 
 
Почему на московском фестивале играли именно «Ангелов» ?
 
– Для московского фестиваля выбрали именно «Ангелы так близко» потому, что нужен был спектакль для детей старше 13 лет. Я боялась, что дети могут не воспринять спектакль, ведь он для взрослых, и играем мы его в вечернее время. Но все прошло хорошо, дети и плакали, и смеялись, как это должно быть. 
 
Какую режиссерскую методику в работе с актерами Вы используете? 
 
– Есть два типа режиссера –  диктат и сотворчество, вот у нас присутствует вторая модель руководства. У меня нет режиссерского образования, я актриса, и поэтому мне интересны актерские штучки, люблю возиться с актерами в плане придумок. Мои актеры много вносят, и в частности спектакль «Ангелы так близко» придуман нами вместе. Репетируем мы в этюдной форме, актеры приносят свои пробы, предлагают, а потом мы все вместе уже решает что и как будет воплощено в жизнь. Я очень люблю своих актеров, и если меня спросить, кто ваш любимый актер, я отвечу – мои. Мы понимаем друг друга с полуслова, даже на уровне бытового общения. 
 
Как появилась мысль создать театр?
 
– Когда я закончила институт, наш преподаватель хотел создать театр. Но из-за ряда причин ничего не получалось. Я стала преподавать в родном институте и организовывала со студентами различные постановки. Нам удавалось даже ездить на театральные фестивали. Так сформировался некий репертуар. Я старалась подбирать такие спектакли, чтобы они продавались и в то же время были поняты широкой публике. Позже так распорядилась жизнь, что у меня состоялась встреча с первыми своими студентами. Мы поговорили, у нас появилось желание работать вместе, и мы решили создать свой театр. Так все и началось, моя мечта работать в театре сбылась благодаря той встрече выпускников. 
 
Насколько трудно пробиться в Харькове?
 
– В Харькове очень много театров и трудно занять свою нишу. На это требуется много сил и времени. Но мы кукольники и это наш плюс, потому что кроме нас и государственного театра никто больше не занимается этим. И, не побоюсь сказать, что по открытию второго сезона мы уже видим результаты. Так, на спектакле «Как это делается в Одессе» – это любимая постановка наших зрителей – был аншлаг.
 
Какие цели ваш театр ставит перед собой на данный момент? 
 
– Цель – чтобы полюбили зрители, чтобы мы стали популярны, чтобы было, так как в этом сезоне, когда за день до спектакля уже не было билетов. Очень хочется поставить Чехова, осмыслить его и я, думаю, это скоро будет. Также хотим расширять репертуар. 
 
Вы себя позиционируете как профессиональный театр и стараетесь везде на этом акцентировать внимание. На что опираетесь в этотм утверждении? 
 
– У нас все актеры дипломированы, поэтому мы и называем себя профессиональным театром. 
 
Есть ремесло и актерство как профессия, а этому нужно учится, есть талантливые люди, которые владеют теми или иными качествами, но так или иначе необходимо овладеть ремеслом вот поэтому я предпочитаю работать с профессионалом. Но конечно наличие диплома не предполагает, что человек профессионал в своей отрасли. 
 
Наши актеры действительно профессионалы, но которые учатся и сейчас. Спектакль с каждым новым выходом меняется, актеры совершенствуются. У нас сильная труппа, они многое умеют и не останавливаются на достигнутом. 
 
Что театру «Птах» нужно для полного счастья?
 
– Зрительские аплодисменты. Какой бы ты ни был – уставший, голодный, невыспавшийся – зрительскае благодарность снимает все.  Как говорят, выходя на сцену, все болезни проходят. Скажу больше, даже репетиции для нас праздник…
 
Как настраиваетесь перед выходом на сцену? 
 
– У нас есть ритуал. Мы собираем руки в на моей ладошке, я накрываю второй ладонью все и говорим: «Раз, два, три с Богом!». Мы проделываем это перед каждым спектаклем. Конечно, еще мы создаем специальную атмосферу и создаем соответствующее настроение под каждый спектакль…
 
Планируете ли премьеры в ближайшем будущем?
 
– На новогодние праздники мы готовим премьеру К. Мешкова «Котенок на снегу». Это кукольный спектакль для наших маленьких зрителей, новогодняя интермедия. Особенность спектакль в том, что здесь буду играть и я.