Раввин Мойше Москович: Наши двери открыты для всех

Юлия Остапенко  |  Пятница , 15 апреля 2011, 18:00
Главный Раввин Харькова и Харьковской области - о том, как правильно праздновать великий Пейсах, помощи нуждающимся и развитии еврейской культуры на Харьковщине.

С вечера 18 апреля иудеи всего мира начинают праздновать великий Пейсах. Накануне праздника корреспондент «Городского Дозора» побеседовал с главным Раввином Харькова и Харьковской области.

Рав Мойше, как дословно переводится Пейсах? 

У этого праздника есть несколько названий. Тора называет этот праздник праздником мацы. Но мы называем Пейсах. Это слово переводится как "прошел мимо", "миновал" (речь идет о спасении еврейских детей – Авт.).

Т.е. самый радостный и великий праздник начинается в будний день? 

Пятого апреля наступил новый месяц еврейского календаря – Нисан. Это первый из двенадцати месяцев в еврейском календаре (первая заповедь, которую получил еврейский народ перед исходом из Египта, была такой: «Этот месяц (нисан) – начало месяцев для вас», - Авт.). Пейсах – на 15-й день месяца Нисан, 19 апреля.  Т.е. праздник начинается 18-го вечером, а заканчивается вечером 26-го апреля.

Праздник Пейсах евреи отмечали даже во времена советской власти. Громко не могли, конечно.

Видимо, боялись… 

Конечно, боялись. Пейсах – праздник, который евреи отмечают при любой ситуации. Это праздник чудесного исхода евреев из Египта. 

Всевышним были посланы на Египет десять казней. Но только последняя из них – умерщвление всех египетских первенцев – заставила фараона отпустить еврейский народ на свободу. Чтобы от этой казни не пострадали еврейские первенцы, евреи должны были принести в жертву ягненка и его кровью помазать косяки своих дверей. В ночь, когда Всевышний поразил первенцев египтян, Он миновал дома сынов Израиля.

Сам исход произошел очень быстро, так, что даже тесто, которое евреи взяли с собой, не успело скваситься, поэтому и заповедано есть мацу (пресный хлеб, когда смешивается мука и вода. До получения готовой продукции тратится менее 18-ти минут). Я думаю, что любой харьковчанин знает, что такое маца. А вот есть квасное, которое называется хамец, в течение недели нельзя.  

Обычно едят мацу с куриным бульоном...

Куриный бульон – это скорее еврейская домашняя традиция. Это не обязательно, просто у нас так принято.

Хамец - это какие продукты?

Например, хлеб, макароны, пицца…Также пиво, водка и т.д. Можем кушать только то, что разрешено: рыба, мясо, овощи, фрукты – кошерные продукты на Пейсах.

А есть какое-то различие между кошерной едой, которая употребляется круглый год, и той, которая на Пейсах?

Да, конечно.

А в чем разница?

Кошерное на Пейсах – это та еда, в которой нет ничего хлебного, связанного с закваской. Кошерная еда вообще – это пища, которую разрешает Тора. Например, можно есть говядину и овцу, но нельзя свинью. Также надо еще правильно разделывать животное, кровь его спускать. Есть целая процедура.

Первые два дня – вино, маца, хрен и молитва. А остальные дни как празднуются?

У нас нет каких-то обязательных атрибутов, которые должны стоять на столе. Есть те дни, в которые запрещается работать, есть дни, в которые люди собираются в синагоге на молитву, есть дни, когда вспоминается исход из Египта, и мы благодарим Бога за это чудо. 

Например, 19-20 апреля мы в синагоге собираемся на молитву с 10 до 12 утра.

В православии куличи и крашенки святят. А как у евреев?

У нас такого нет. Но если человек съест мацу вне праздника, то это просто крекеры, а надо в праздник, потому что так требует закон. Перед праздником человек должен убрать свою квартиру, чтобы было чисто. Также необходимо убрать все вещи, которые запрещаются на праздник – хлеб, пиво и т.д. Убрать из дому вообще или закрыть в каком-то шкафу. Проверяем, чтобы в карманах и портфелях детей не было хлеба. Даже в учебниках.        

Праздник отмечается всю неделю?

Да, но разделяется на две части. 18-го апреля вечером мы отмечаем сейдер. Собираемся после восьми часов вечера. В этот вечер мы обязательно должны выпить четыре бокала кошерного вина. Тоже есть обряд, как сделать вино кошерным. Кушаем мацу и хрен. Хрен символизирует горе, которое было от египетского рабства. Еще необходимо рассказать об исходе евреев из Египта. Это четыре вещи, которые необходимо сделать 18-го вечером и повторить 19-го вечером.

Первые два дня праздника являются святыми. Нельзя работать, звонить, ездить. Мы только молимся. Семьи собираются дома и отмечают праздник до 24-го апреля. Остальные два дня Пейсах – это уже рабочие дни. Получается, пять дней празднуем, а остальные два уже могут быть рабочими.         

А в течение недели праздничной, люди должны каждый день приходить в синагогу?

Не обязательно. Мы, конечно, собираемся каждый день, но приглашаем особенно 18-го и 19-го апреля. 

Рав Мойше, ведь многие евреи работают как на государственных предприятиях, так и в частных структурах. Праздник припадает на рабочую неделю. Работодатели идут на встречу? Или возникают проблемы?

18-го можно работать до вечера. В принципе, нельзя работать 19-го апреля и 20-го. 

Но 19-е апреля – это вторник. 

Это, конечно, проблема. Я думаю, что самая большая проблема - это не то, что хозяин не разрешает не работать, а то, что человек стесняется об этом попросить. Переживает, что если будет требовать выходные на эти два дня, потому, что это религиозный праздник, потом будут проблемы на работе.    

Знаю, что во время празднования есть традиция – помогать нуждающимся деньгами и продуктами. Каждая еврейская семья должна дать или получить помощь. Где эта традиция берет начало? И как сегодня поддерживается?

Для тех людей, у которых нет возможности купить мацу, всегда община собирает деньги, чтобы эти бедные люди смогли получить мацу бесплатно. И сегодня есть очень много людей, которые не могут купить…

Маца дорого стоит?

Один килограмм – 20 гривен. Плюс надо вино, хрен. Синагога всегда помогает людям. 18-го апреля вечером тут, в синагоге, будет большой сейдер, и каждый человек, который хочет, может прийти и отмечать здесь с нами.  

Даже если он не еврей? 

Мы не спросим. Если есть желание, будем рады. 

Переходя от темы праздничной к будням. Вот если кто-то из прихожан нуждается в чем-либо, или у него есть большая проблема... Насколько синагога готова ему помочь? 

Люди приходят, обращаются, и мы помогаем настолько, насколько позволяют наши возможности. У нас нет финансирования, просто есть добрые люди в Харькове, которые могут помочь. Очень много людей обращается по поводу операций, либо нуждаются в юридической консультации, или другая какая-то проблема. И синагога помогает. Есть очень-очень много хороших людей, которые готовы помочь. Конечно, всегда хочется помочь как можно больше. Есть люди, которые в помощи нуждаются, и очень нуждаются, но они не обращаются за помощью. 

А что с молодежью? Много прихожан? Как-то помогаете молодым людям узнать свою культуру? 

У нас есть молодежные группы, которые собираются два раза в неделю. Мы называем это «стар», с английского – «звезда». Обучаются традициям, истории, участвуют в различных мероприятиях. Сегодня в синагогу приходят и старики, и молодежь. 

Касаясь достаточно тяжелой темы для великого и многострадального еврейского народа... Достаточно болезненной темы... Речь идет о людях, которые чудом выжили после массовых расстрелов во время Второй мировой войны, святых людях, которые очень много выстрадали. Им и их семьям оказывается какая-то помощь сегодня?  

Есть такая еврейская организация «Ветераны войны». Для них маца бесплатна. 

Относительно Еврейского дома, который недавно открыли в Харькове. Что планируется сделать и что уже удалось? 

Самая главная задача – это помощь нуждающимся людям. Особенно помощь для стариков. В сентябре уже должны начать активно работать. Помощь оказывают американцы и немцы. Например, немецкая организация, которая помогает пострадавшим в катастрофах. Синагога более свободна в оказании помощи, а там есть определенные критерии. 

Помещение очень красивое, большой зал… Там наверное можно и выставки организовывать? 

Да, и выставки будут. 

А сколько людей на сегодняшний день насчитывает еврейская община на Харьковщине? 

Около тридцати тысяч человек. Евреи Харькова приходят, идентифицируются как евреи. Очень многие уехали в Израиль. 

А в процентном соотношении, сколько молодых людей, а сколько пожилых? 

Я сюда приехал в 90-м году, и с уверенностью могу сказать, что сейчас молодежи гораздо больше, чем тогда. 

С чем это связано? 

Тогда для молодежи религия и вера было как что-то страшное. Потихонечку начали приходить, потому что видят, что тут есть разные мероприятия, есть праздники, а не какие-то страшные вещи. Нужно время, чтобы сломать ту «стену», которая есть у людей, которые боятся веры, боятся религии, которые думают, что надо только молиться целый день. Знание своей истории и культуры только помогает. Помогает жить.