Александр Азацкий: Внешность гаишника обманчива

Юлия Остапенко  |  Вторник , 1 марта 2011, 18:15
Заместитель начальника Харьковского областного управления ГАИ - о талонах ТО, патрулировании на собственных авто и отмене медицинских справок

 

Александр Николаевич, сразу о наболевшем водителей - техосмотр. Была проблема с выдачей из-за отсутствия талонов. Они уже появились?

Да. В пятницу (25.02.11- Ред.) получили. С понедельника начали раздавать. Получили талонов немного. На всех не хватит. Но нас уверили, что получать будем постоянно.

С какой периодичностью?

Каждую неделю по несколько тысяч. 

А на Харьковскую область сколько вообще надо?

Порядка 250 тысяч в год.

В прохождении ТО практически ничего не изменилось. Упразднилось только два момента: налог владелец транспортного средства теперь не платит (он входит в цену бензина, согласно новому Налоговому Кодексу, - прим.), и справка медицинской комиссии тоже уже не нужна. Это постановление Кабмина. 

Водитель должен сегодня только за талон (это около 100 гривен) и ТО (18 гривен).

Насколько правильно то, что больше не нужна справка медкомиссии? Ведь человек может быть дальтоником, эпилептиком и т.д.?

Отмена – правильное решение, потому что все зависит от гражданина, который сам должен понимать, имеет ли он право садиться за руль. 

Получается интересный момент. Человек - глухой дальтоник, больной эпилепсией - имеет право руководить транспортным средством??? 

У человека должна быть ответственность. 

Мне казалось, что именно в ГАИ не должны такому человеку давать разрешение на управление транспортным средством.   

Причем тут ГАИ? Обращается пусть в медицину. Все привыкли в ГАИ видеть каких-то коррупционеров. 

Но речь не об этом. 

Как работник милиции может контролировать, здоров ли человек? В правилах дорожного движения не написано, что человек должен иметь при себе справку о состоянии здоровья. Только на момент первичного получения прав человек должен предоставить информацию о здоровье. 

Александр Николаевич, время от времени в городе поднимается вопрос о создании муниципальной милиции. Какова роль будет у ГАИ при создании подобного КП? Несколько лет назад уже было так, что ГАИ, ППС, участковые содержались из местного бюджета. Потом эти службы стали «питаться» из бюджета страны. Леонид Кучма, помнится, хотел вернуть их обратно. Т.е. возможен ли возврат для ГАИ в город и нужно ли это?

Тут неважно, муниципальная милиция или нет. Вопрос один: кто будет ее финансировать. Сегодня у нас есть определенная структура, подписанная министром, определенный штат. Мы не можем увеличивать или уменьшать количество работников. 

При создании муниципальной милиции, возможно увеличение количества работников за счет финансирования из областного бюджета. Такой вопрос уже рассматривается, и у нас есть предложения. Мы их направили на рассмотрение местной власти. Учитывая то, что впереди ЕВРО-2012, существует необходимо увеличить штат, а этих людей надо не перед матчем набирать, а намного ранее, чтобы научить. Мы же понимаем, что ЕВРО-2012 – это не только Харьков, но и область, будут заселяться близлежащие районы тоже. Количества сотрудников, которое есть сегодня, просто не хватит. 

Варианта два: привлечение сотрудников ГАИ из других городов, либо создание муниципальной милиции.  

Если ГАИ перейдет в муниципальную милицию, означает ли это поднятие зарплат гаишникам?

Думаю, что нет. Те, кто были на бюджетных должностях, на них и останутся. А финансирование тех работников, которые появятся дополнительно, будет проходить за счет местного бюджета. Пока это все только в перспективе.

Сколько будет выделено денег на финансирование из областной казны и на какие службы, неизвестно. Стоит вопрос о ППС, по работникам ГАИ… все хотят за счет муниципальной милиции увеличить количество своих сотрудников. Это реальная необходимость. Невозможно осуществлять набор перед самим ЕВРО-2012, ведь они не знают специфики работы, не обладают знаниями иностранного языка.

Первоначальная подготовка, получение разрешения на оружие, нормативы… тут и года мало. У губернатора на рассмотрении уже есть подписанные начальником УВД наши предложения  о количественном составе, сколько бы мы хотели видеть дополнительно сотрудников.

А сколько бы вы хотели видеть? 

Еще человек 500. Если брать весь штат госавтоинспекции, он сегодня насчитывает 1100 человек. Этого мало. 

А где будете брать будущих сотрудников? В ХНУВСе?

Я не знаю. Если разрешение будет, то это будут работники милиции. Может быть, если разрешат, то и с гражданки. Но пока об этом рано говорить. Главное, чтобы разрешили. 

Опять же, смотря какие должности будут финансироваться из областного бюджета. Если сержантские, то нужны люди без высшего образования, а если офицеры, то с высшим. Офицеров нам вряд ли дадут. Придется брать с других служб сержантский состав. С гражданки набирать, подготовку проводить. 

По сравнению с европейскими городами, по объему похожим на Харьков… Сколько работников ГАИ в европейском городе?

Однозначно сказать нельзя. Просто там совершенно другие методы работы дорожной полиции. У нас работник ГАИ должен стоять и выявлять нарушителя, в Европе - нет. Там полное привлечение технических средств, компьютерных видеосъемок, которые выявляют и фиксируют нарушителей без вмешательства полиции. Диалог работника дорожной полиции и нарушителя сведен к минимуму. Только при реальном нарушении или ДТП. А у нас, к сожалению, нет видеосъемок, видеонаблюдения. Того, что есть, недостаточно. Департамент пытается сегодня сделать так, чтобы инспектор мог останавливать лишь за нарушение правил дорожного движения. Максимально отойти от тех вопросов, из-за которых говорят, что ГАИ коррумпировано, останавливает с одной целью наживы. В Европе как? Зафиксировано нарушение, составлен протокол. Потом штраф по почте. Это правильно.  

Нам приходится рассматривать тысячу жалоб, что сотрудник не там стоял, не то сказал, на личном авто был, не представился, нахамил. Но при этом ни один жалобщик не пишет, что он нарушил, проехал на красный. 

В последнее время я заметила тенденцию нападений на сотрудников ГАИ. Гаишники боятся пользоваться оружием? И вообще, как они подготовлены физически?

Самое главное – охрана общественного порядка. Они не только следят за дорогами, а еще и самые оперативные милиционеры. Могут задержать преступников. Оперативно среагировать на любое преступление. 

Занятия по рукопашному бою проводятся регулярно.

Но, в основном, смотришь на инспекторов, а они такие розовощекие, в теле…

Поверьте, внешность обманчива. В экстремальных ситуациях как себя вести, как общаться с преступником, они все это знают и умеют. Ежегодно сдаются нормативы.

Это для галочки или на самом деле хорошо подготовлены?

Можете прийти, посмотреть, когда они тренируются в тире.   

Работники ГАИ говорят, что не используют оружие, потому что боятся, что их потом в чем-то еще и обвинят. 

Если необходимость есть, они его применяют. Нечасто, ведь Харьков не Чикаго, но применяют. 

А что с оснащением? Имею в виду машины, форму…

Это все тоже проблематично. Сегодня количества авто не хватает однозначно даже на тот состав, который есть. Поэтому возникает масса вопросов, почему гаишники ездят на своих автомобилях. На улице -15, на чем-то надо до места работы доехать? Даже написать тот же протокол - надо где-то присесть, чтобы не писать на морозе, на ветру. 

Кстати, водители очень возмущаются тем, что инспектора патрулируют на своих авто. Видимо, когда видят машину ГАИ это одно, а так – эффект внезапности? Вообще, имеют ли право инспектора нести службу на частных авто?

Водителю можно ехать на работу на своей машине, а инспектору нельзя? 

Но ведь сотрудники ГАИ несут службу на личных авто. А это немного другое.

Не надо нарушать правил дорожного движения - и инспектор не остановит. И какая разница, на каком инспектор авто?

У работника инспектора есть маршрут, на котором он должен нести службу. Если он работает по городу, то может доехать и на трамвае с троллейбусом. А если в области?

А сколько на сегодня нехватка авто?

Около ста. Есть 192 авто, но этого мало. По нашим нормативам нехватка – 100 автомобилей.