Что с истребителями для Украины? Поляки идею называли хорошей, но решение не принято
Но уже в воскресенье офис премьер-министра Польши в своем официальном микроблоге Twitter заявил, что Украине не дадут ни самолеты, ни доступ к аэродромам. Мол, польская сторона и так много помогает Украине.
Правда, как сообщает “Суспільне” спикер польского правительства Петр Мюллер на пресс-конференции в Варшаве был не столь категоричным. Он заявил, что никаких решений не принято, идет дискуссия по поводу действий НАТО.
Что повлияло на такое решение украинских партнеров можно предполагать. Сами же страны, которые поддерживают Украину, о конкретных причинах не говорят. Но, как оказалось, изначально полякам идея понравилась, хотя они и говорили, что украинским летчикам будет не так просто управлять этой военной техникой.
Давление Зеленского
Изначально планировали, что Польша отдаст украине МиГи, а США им самолеты F-16.
Речь о самолетах зашла после того, как Президент Украины Владимир Зеленский, в своих обращениях начал требовать у Запада помощь в виде военной авиации. Раз уж с закрытым небом вопрос не решается, то Украине просто необходима военная техника, которая может быть эффективной в боях в небе. Вот тогда и решили договариваться Польша и США об авиапомощи для Украины.
В зарубежных СМИ тогда появилась масса публикаций о том, что Польша передаст Украине советские МиГи. Некоторые писали и вовсе, что это неплохо для Польши, ведь таким образом пополнится их авиапарк новыми самолетами.
Что говорили в Польше
Но уже 1 марта в некоторых изданиях обратили внимание на мимику польских чиновников и предположили, что что-то в этой части договоренностей идет не так.
“На вопрос об этом в понедельник на TVN24 официальный представитель правительства Петр Мюллер, похоже, не удивился. Он не стал отрицать, но также заявил, что не будет комментировать этот вопрос. Однако интонация и мимика указывали на то, что что-то не так”, — пишет польское издание Polityka.
Это же издание сообщило о том, что речь шла о 56 самолетах МиГ-29, которые должны были прибыть в Украины из разных стран — 28 из Польши, 16 из Болгарии и 12 из Словакии, в списке были и 14 штурмовиков Су-25.
“Фактически вся постсоветская техника этих стран в их собственности”, — пишет польское СМИ.
“Системы самолета, особенно РЛС, системы управления огнем и навигации, не говоря уже о вооружении, имеют очень много различных диапазонов работы, и каждый из них имеет свою специфику, с разными дисплеями, приборами и головным прицелом пилота (ИЛС). Все эти подпрыгивающие символы, цифры, указатели и шкалы о чем-то вам говорят. Вам предстоит его быстро замечать, читать, складывать, интерпретировать, создавать в голове картину ситуации и принимать оптимальные боевые решения. И вдобавок еще пилотировать самолет, злонамеренно выжидающий момент невнимательности”, — пишет Polityka.
Также они пишут, что МиГ-29, которые есть у трех стран НАТО (Польши, Словакии и Болгарии), прошли модернизацию. На них были установлены некоторые новые системы, GPS, приемники натовских навигационных систем типа TACAN или ILS, VOR и DME. В Украине нет ТАКАНов, в некоторых ее аэропортах есть ILS или гражданские VOR/DME.
“Кроме того, во всех этих странах разные типы устройств поддерживаются немного по-разному — и они все равно будут проблемой для украинцев. Что еще хуже, приборы в кабинах уже давно пересчитаны на морские мили, узлы и футы, к чему не привыкли ни украинские пилоты, ни наземные штурманы”, — пишет польское СМИ.
Но вместе с тем поляки еще 1 марта эту операцию называли “хорошей идеей”, которая поможет Украине, да и Польша не будет в проигрыше. Пока же польские чиновники говорят, что не могут единолично распоряжаться истребителями, а решения должны принимать все члены НАТО.
“Решение об этом виде помощи должно приниматься на уровне НАТО и должно быть единым для всех стран НАТО. Не должно быть так, чтобы та или иная страна помогала сама по себе… Мы не отправляли в Украину никаких истребителей”, — сказал замглавы МВД Мацей Восик, передает dziennik.pl.