Всеволод Кожемяко: «Власть не может никак помочь увеличению земельного банка - вы идете и просто покупаете»

Воскресенье , 13 декабря 2015, 11:47
В этой части интервью с В.Кожемяко - о первых шагах в агробизнесе и конкуренции в этом секторе экономики, кредите ЕБРР и знакомстве с Арсеном Аваковым.
Всеволод Кожемяко: «Власть не может никак помочь увеличению земельного банка - вы идете и просто покупаете»

За 5 лет, с 2006 по 2011, ты нарастил земельный банк предприятия с 3 000 до 45 000 гектар. Это время заката президента Ющенко, когда в Харькове губернатором был Аваков. Как у тебя складывались отношения с местной властью, и в каких еще областях, кроме харьковской, покупались эти земли?

В.К.: Мы начинали как небольшой торговый дом, были поставщиком топлива и различных запчастей для хозяйств Полтавской и Харьковской области. Но, поскольку денег у этих хозяйств не было, взамен нам приходилось брать их продукцию, которую мы продавали. Я говорю «мы», потому что все время со мной работала команда людей. Какую-то часть работы я делал сам, управляя процессом, но я никогда не был один. И в принципе, компания уже приняла участие в первой волне приватизации элеваторов, они были относительно дешевыми тогда.

Никто не шел в агробизнес: все занимались нефтяными заводами, облэнерго и так далее. А после того, как уже сформировалась торговая сеть, сеть элеваторов, в компании было принято решение двигаться в сельское хозяйство. Первый земельный кластер мы как раз в 2006 году приобрели, показав хорошие результаты. За 2007-й год мы сразу увеличились до 12 тысяч гектар, потом за следующий - до 25 тысяч и сохраняли такие темпы какое-то время.

Рынок был очень благоприятным вплоть до 2008 года, т.е цены были высокими, но и маржинальность была высокая - можно было позволить себе такое быстрое развитие. Что касается взаимоотношений с властью, то власть не может никак помочь увеличению земельного банка. Вы идете и просто покупаете.

А помешать-то она может?

В.К.: Мешать может. Это наша власть умеет очень хорошо делать, благодаря опыту, наработанному годами. Вы идете и покупаете у руководителя хозяйства право аренды на сельскохозяйственную землю. Заходите – начинаете обрабатывать.

Когда Аваков был губернатором, я лично не был с ним знаком. Мы познакомились только в прошлом году, уже как с министром МВД, на почве войны. Агробизнес уже пережил нескольких президентов, еще большее количество премьеров. Он не зависит от какого-то конкретного чиновника, который может там открутить какой-то вентиль и дать какие-то преференции.
Вообще агробизнес развивается в серьезной конкурентной среде, потому что это единственный сектор, куда сразу же зашли все крупные международные компании.
 

На сегодняшний день Топ-10 украинских компаний – это очень конкурентные предприятия, использующие все самые современные методы управления, пользующиеся доверием у международных финансовых институтов. Иностранцами  здесь в Украине достойно держится конкуренция.

Кредит ЕБРР как удалось получить? Или тогда раздавали всем?

В.К.: Если ЕБРР услышит, что они «раздавали всем», то он больше никогда в Харьков не приедет (смеется). Как вы знаете, это финансовый институт, который был создан для поддержки структурного бизнеса в реальном секторе в развивающихся странах Восточной Европы, в том числе, и в Украине.

У ЕБРР был большой интерес к сельскому хозяйству, у них там большой портфель, не только мы. Там есть ряд компаний, которые являются лидерами украинского агрорынка. И наша команда финансистов и управленцев работала над этой сделкой около полутора лет. ЕБРР быстро кредиты не дает, поскольку учредителями банка являются правительства европейских государств, и в Совет директоров входят представители этих  правительств.

Они очень тщательно и щепетильно относятся к подбору клиентов и одиозным компаниям либо компаниям с одиозными учредителями. Также они очень внимательно изучают структуру компаний, алгоритм принятия решений, просматривают все предприятия, вплоть до экологической инспекции, т.е очень большой штат задействован в сделке, поэтому она длится так долго. Но мы были рады это сделать, это одно из серьезных достижений компании.

См. также: 

Всеволод Кожемяко: «С гуманитарными науками у меня никогда не было проблем». О студенчестве и «лихих 90-х» 

"Кожемяко самый прижимистый, лучше сдавать ему". Как был образован БФ "Мир и Порядок"