У областной администрации со «скорыми помощами» все в порядке - Светличная

Воскресенье , 6 декабря 2015, 09:58
В первой части интервью "Восточному Дозору" заместитель председателя Харьковской облгосадминистрации Юлия Светличная рассказывает о том, как вырос после децентрализации областной бюджет, что в олимпийском 2016 году будет сделано для спортсменов, какие "долгострои" удалось запустить, как ХОГА участвует в процессе согласования руководителя областной ГФC, чем Университетский консорциум отличается от Совета ректоров вузов и почему у Минздрава и Минобразования есть "хвосты".
У областной администрации со «скорыми помощами» все в порядке - Светличная

На прошлой неделе Минфин представил свой вариант госбюджета-2016 — вместе с проектом налоговой реформы. Документ состоит из 16 страниц. Это вариант проекта госбюджета-2016 год уже передан народным депутатам Украины. Как известно, правительство предлагает предусмотреть в измененном Налоговом кодексе четыре налога по 20%, в то время как депутаты предлагают четыре налога по 10%. Этот проект поддерживает фракция "БПП". По словам Юрия Луценко, его фракция настаивает, что госбюджет-2016 не может быть принят без изменений в налоговый кодекс

Впрочем, после изменений бюджетного законодательства с 2015 года, утверждение облсоветом бюджета Харьковской области особо не зависит от того, когда и чей вариант госбюджета примет парламент, говорит вице-губернатор Юлия Светличная. 

"Да, нам нужны базовые цифры государственных субвенций, которые необходимо будет учитывать. Но, в принципе, мы формируем областной бюджет, исходя из наших потребностей и возможностей, а также необходимости развития территории области", — отметила она.

- Спикер парламента Владимир Гройсман, выступая позавчера в Чугуеве, назвал цифру — 4 миллиарда гривен, которые Харьковщине принес процесс децентрализации. Но это же треть бюджета Харьковской области! Вы сказали, что ведете консультации по поводу приоритетов при распределении этих средств с громадами. Скажите, куда они могут пойти? Ведь раньше этих денег просто не было.

Ю.С: Их, действительно, не было. Благодаря бюджетной децентрализации у области появились средства на развитие социальной сферы, жилищно-комунального хозяйства, здравоохранения. Нам удалось в 2015 году увеличить финансирование сферы здравоохранения на 80 млн грн. Мы закупили для больниц области около 40 единиц медицинского оборудования и 20 «скорых помощей», которые до конца 2015 года будут переданы в областную клиническую больницу. За последние годы это прорыв, и это мнение медиков.

Таким образом, есть вопрос о «скорых помощах», который поднимали в известном ролике два харьковских деятеля, наконец-то успешно решился?

— Я не знаю, как у деятелей города Харькова, но у областной администрации со «скорыми помощами» все в порядке. Это импортные машины различных классов, необходимые медикам, которые будут доезжать до жителей Харьковщины и, надеюсь, спасать им жизнь.

Что касается сферы образования - мы смогли приобрести новые школьные автобусы. Кстати, одиннадцать вместо десяти — в рамках одной и той же сметы, заложенной "папередниками". Чувствуете, куда я клоню? Провели тендер, получили предложения от участников и в итоге купили на один автобус больше! Особое внимание  ремонт дорог по маршрутам "школьного автобуса". Это безопасность и комфорт детей. Плюс дорога Чугуев-Меловое, которая не ремонтировалась 50 (!) лет.

Мы смогли также обновить компьютерную технику (в некоторых районах она давно безнадежно устарела), модернизировать классы математики, биологии и химии, купив новые реактивы в сельские школы.

2016 год — это олимпийский год. Что сделано в этом году ХОГА для спортсменов?

— Мы увеличили финансирование спорта в 8 раз - обновляем спортивный инвентарь, пытаемся предоставлять спортсменам необходимую техническую базу, оживить долгострои.
В Волчанске и в Первомайском было возобновлено строительство физкультурно-оздоровительных комплексов. Три года они были заморожены, никто ими не занимался. Один ангар, который простаивал уже находится на стадии 80% к сдаче, во втором комплексе был больший объем работ — его планируем сдать к середине 2016 года.

В Фонд регионального развития в этом году нам удалось привлечь более 100 миллионов гривен. Мы их пустили на водопроводы в районах, на газификацию сел - три села было газифицировано, одно из них, в Бурлукском районе, на 400 домов полностью получило газ в этом году. Другие два — в Золочевском и Сахновщинском районах.

Отремонтировали мост в Барвенковском районе — люди это просили 15 лет. Все обещали, но не делали. А мы в первый же год решили эту проблему. Сейчас на этом объекте идут активные работы, финансирование выделено, и я не вижу проблем для возобновления движения по этому важному для Барвенковщины объекту.

Из "долгостроев", которые нам удалось запустить - реконструкция харьковской филармонии и — вместе с городскими властями — строительство метро. Всего по более чем 50 объектам жилищно-коммунального хозяйства и социально-гуманитарной сферы идут серьезные работы. Еще большие планы на 2016 год, в который мы смотрим с обоснованным оптимизмом.

- У нас несколько раз за последних полтора года менялся руководитель ГФС в Харьковской области. С точки зрения давления на бизнес — благоприятная ли атмосфера в Харькове? Или налоги собирать приходится фискальными методами, а они бывают жесткие?

Ю.С.: Как раз фискальные методы и определяют сбор налогов. Что касается назначения, я бы поставила вопрос по-другому. Каждый руководитель, приходя на должность,  должен нести ответственность за ту работу, которую он выполняет. Здесь, безусловно, время не терпит, потому что всем сложно, и не может быть отдельной структуры, которой легко.

Человек должен быть профессионален, патриотичен в деле развития своей территории — там, где он работает, и он должен нести полную ответственность за тот участок, за который он взялся. Точно так же и с руководителями государственных предприятий, которые подписывают контракт, где перечислены те моменты, которые они обязаны выполнять. Это касается любого органа государственной власти, любого руководителя, даже руководителей районных государственных администраций. Исходя из результатов, и делается вывод вышестоящим руководством.

- Я правильно понимаю, что все 4 последних руководителя были с приставкой и.о.? И нынешний руководитель в том числе. Насколько для госадминистрации это является нормальным в том смысле, что в Киеве руководителю налогового ведомства не дают карт-бланш до конца?

Ю.С.:  Областная администрация в этой части обязана смотреть на кандидатуру: согласовывать, либо не согласовывать. Органы исполнительной власти на местах проводят координацию деятельности всех структур и обязаны не регулировать этот процесс, но участвовать в этом процессе. А по подбору кадров - вопрос к киевским ведомствам.

- Насколько часто в стенах госадминистрции вы проводите встречи с предпринимателями или объединениями предпринимателей? К примеру, месяц назад создана коалиция малого и среднего бизнеса, куда вошли несколько различных ассоциаций: Союз работников службы безопасности, Харьковский IT-Cluster, Объединение предпринимателей торговли и общественного питания, Региональное объединение ассоциация специалистов по недвижимости Украины etc. Малый и средний бизнес объединяется в преддверии грядущей налоговой реформы. Та система налогообложения, которую предлагает правительство, не является, по мнению предпринимателей, оптимальной. Частичная отмена упрощенной системы налогообложения не является зеленым светом для бизнеса...

Ю.С.:  У нас демократическое государство, и любой человек может объединяться в общественную организацию, в клуб по интересам с кем угодно и в любом количестве. Что касается участия органов власти в этих союзах, при Харьковской областной государственной администрации создан региональный совет предпринимателей. Собираются они по мере необходимости, обсуждают, вносят нам свои предложения, мы вникаем и пытаемся помочь.

Я напомню один момент: в начале лета было много волнений со стороны бизнеса по принятию кассовых аппаратов. Люди выходили на площади, в Киев выезжали. Вышли с предложением к Игорю Львовичу. На основании этого письма глава области выступил коммуникатором и обсудил с представителями Верховной Рады и Кабинета Министров, что предпринимателям действительно нужен переходной период. Поскольку нельзя  это внедрять в срочном порядке, так как это приведет к коллапсу малого и среднего бизнеса. И на сегодняшний день мы получили эту отсрочку. Вот вам пример того, как харьковские бизнесмены участвуют в общенациональных вопросах.

- Облгосадминистрация записала себе в актив создание университетского консорциума. Он у нас теперь существует параллельно с советом ректоров вузов или в совете ректоров нет теперь надобности? И что для среднестатистического студента харьковского вуза означает создание консорциума?
 
Ю.С.: Харьковская областная государственная администрация не просто записала себе это в актив, она предложила создание этого уникального коммуникационного собрания и внедрила его. Совет ректоров, тут Вы правы, является параллельной площадкой, которая обсуждает свои вопросы, которые касаются внутривузовских и общевузовских национальных вопросов. Затем вносит их на рассмотрение министерств и ведомств.
 
А работа консорциума Харьковской области заключается в том, чтобы консолидировать работу всех вузов Харьковщины. Мы все говорим о том, что Харьков является столицей студенчества, мы все говорим о том, что у нас сумасшедший потенциал в сфере науки, а попыток объединить и дать толчок, который поможет вывести науку на национальный и межнациональный уровень, – мы этого не делали.
 
Что предполагает консорциум? Идею объединения материальной, методической, научной баз, а также объединения тех молодых ученых, которым помогут выйти на участие в международных грантах и предложения коммерциализации научных наработок. Ни для кого не секрет, что кандидатские и докторские диссертации покрываются пылью, но зачастую мы не знаем, какое количество научных разработок есть у нас в области — каждый вуз отдельно работает, не совмещая эту деятельность с другими вузами.
 
- Между тем рейтинг вуза — это в первую очередь научные разработки…
 
Ю.С.:  Безусловно. И для того, чтоб мы понимали, насколько это глобально, и чем мы можем помочь, и как в дальнейшем развивать, нужно для начала объединить. Для этого и создан консорциум. Может быть, мало у кого есть оптимизм по поводу этого союза. Но когда Василий Каразин воплощал идею создания классического университета, все тоже махали рукой и говорили: «Зачем?». А он просил сделать фонд для того, чтобы создать этот университет. А сегодня наш классический университет — один из глобальных вузов, который прошел через века.
 
- Ситуация с консорциумом уникальна для Харькова или вы шли по пути, уже проложенному коллегами из других областей Украины? 
 
Ю.С.: Нет, это уникальное явление в принципе для Украины.
 
 
- В Министерстве образования эту инициативу оценили? Какая связь между горадминистрацией и Министерством образования?

Ю.С.: Облгосадминистрация — исполнительный орган, который внедряет политику государства на местах. Но безусловно, есть те моменты, с которыми мы не согласны. Мы не стесняемся в Киеве высказывать это недовольство и предлагать свои пути решения. Что касается непосредственно Министерства образования, то здесь есть некоторые перекосы и недоработки. Я считаю, что, уделяя, внимание науке, нельзя забывать о среднем и дошкольном образовании.

А между тем некоторые сферы среднего образования на сегодняшний день полностью провалены. Это наша принципиальная позиция — чтобы Министерство образования обратило внимание и закрыло эти хвосты. Мы в понедельник встречались с замминистра образования и, надеюсь, нас услышали.

Точно так же есть недоработки и упущения со стороны других министерств и ведомств. Например, у Минздрава есть нюансы в закупках тех же лекарств. Да и в целом, медицинская сфера требует реформирования — много моментов, на которые нужно обращать внимание, идти в ногу со временем, и в ногу с областями.

- Какие учреждения и заведения медицины являются в Харьковской области инициаторами реформ в сфере здравоохранения? Как вы с ним в  этом плане работаете?

Ю.С.: Мы с ними всеми тесно работаем. Администрацией создано более 50 общественных советов по всем направлениям. И если есть предложения, наработки, замечания, мы обязательно их услышим и предложим на вышестоящий уровень.

- Министр здравоохранения еще летом объявил о своей отставке, которая до сих пор не принята. Реформа Минздрава захлебнулась, чего стоит ожидать в этой сфере?

Ну, во-первых, на сегодняшний день министр на своем месте, он не может отойти в сторону и ждать просто своей отставки, он обязан работать. Сфера вся рухнет, если человек не будет выполнять свои обязанности. Если ты берешься за работу, ты должен, извините, показать результат. Каждый должен выходить по силам и показывать результативность. 

 - Какой вы ходите показать результат в кресле руководителя постоянной комиссии, которое вы заняли на последней сессии областного совета? 

Ю.С.: Если говорить о комиссиях, то это представительский мандат и здесь учитываются интересы территориальной громады. Все, что люди просят, все, что жители Харьковской области считают необходимым, это нужно слышать, это нужно лоббировать. Т.е. этим мы и будем заниматься.

(продолжение - coming soon)



Читайте также в рамках этого интервью:

Лондон, Пекин и Дели. Светличная рассказала, где будут открыты офисы Харьковской области после Вашингтона 

«По подбору кадров на пост руководителя ГФС - вопросы к Киеву» - Светличная

Некоторые сферы среднего образования на сегодня полностью провалены Министерством - ХОГА

Шевченково, Новая Водолага, Коломак, Красноград: над председателями каких районов Харьковщины сгущаются тучи - Светличная