«Следующий год решающий. Важно сохранить государство» - Р.Семенуха

Ростислав Касьяненко  |  Понедельник , 21 декабря 2015, 17:43
Народный депутат Украины Роман Семенуха: о Налоговом кодексе, аутсорсинге на таможне, выступлении Байдена и почему Сагайдак до сих пор "и.о".
«Следующий год решающий. Важно сохранить государство» - Р.Семенуха

Роман Семенуха родился и учился в городе Харькове. Закончил СШ № 104, Харьковский государственный университет питания и торговли по специальности "Экономика предприятия», учился в международном институте Менеджмента "ЛИНК" (в рамках программ МВА). Свой трудовой путь начал в ООО «Матадор», позже работал в компании "Эффект-фарм". Был коммерческим директором в ООО «Полигон». Известен, как основатель компании "Интехсофт". Народный депутат, руководитель областной парторганизации «Объединения Самопомiч». Женат, воспитывает двоих дочерей и сына.

Харьковские предприниматели, озабоченные тем, что правительство собирается отменить упрощенную систему налогообложения. Как в парламенте настроены депутаты, какой вариант реформы будут принимать? Президент предложил некий компромиссный вариант, который ни нашим, ни вашим. Что об этом говорят в парламенте?
 
Р.С.: К сожалению, мы опять столь серьезный вопрос дотянули до декабря месяца. Но в этот раз это уже не только бюджет, но и изменения в Налоговый кодекс. Здесь важно отойти от формата «Парламентский законопроект Южаниной», или «Минфиновский законопроект». Важно понять главное - украинская экономика без детенизации дальше развиваться не может. Для этого нужно снижать ставки. Это для всех очевидно: для бизнеса, для любого эксперта, который приезжает и мониторит ситуацию на Украине.
 
- Только это не очевидно для министра финансов, которая, кроме западных доноров и крупного бизнеса, не видит за нулями в доходной части бюджета Украины проблем предпринимателей, например. Или я не прав?
 
Р.С.: К сожалению, зависимость Украины от западных партнеров приводит к тому, что министра, как и наших кредиторов, интересует прежде всего вопрос кассового разрыва. Т.е. постоянно положительный cash flow в течение года, для того, чтобы вовремя выплачивать проценты по кредиту.
 
Ведь любая детенизация и уменьшение налоговых ставок - это длительный процесс. Например, в Казахстане понижение налогов на зарплату длилось полтора года, и полтора года был кассовый разрыв, и только потом ситуация пошла в плюс. На Украине для того, чтобы побороть минус, нужно получение колоссального дополнительного дохода в казну. В «Самопомiчи» знают, как это сделать.
 
- Уже интересно. Открой тайну, пожалуйста.
 
Р.С.: Мы предлагаем отдать таможню на аутсорсинг иностранной компании. К примеру, одна из английских компаний показала миру положительный опыт такого контракта в Болгарии. По нашему мнению контракт можно заключить в течение квартала. По разным оценкам, это увеличит доходы в бюджет от 30% и выше. На самом деле, никто точно не может сказать, сколько Украина могла бы получить в бюджет, ведь нельзя посчитать, какая часть дохода сегодня «в тени». В любом случае, это убирает все таможенные «схемы», и естественно, мы увидим рост. Но… этого никто не хочет делать!
 
Второе, что можно сделать для того, чтобы выровнять кассовый разрыв - это проводить в Украине структурные реформы в министерствах. Т.е. сокращать колоссальным образом расход государственного сектора. Но политической воли на сегодняшний день и на это нет. На встречах с представителями правительства все разводят руками.
 
- Проблема в том, что схемы идут на самый верх и устраивают всех, кто сидит на финансовых потоках?
 
Р.С.: Абсолютно правильно.  Я часто вспоминаю ситуацию, как на одном совещании представители областной власти в очередной раз рассказывают о том, как они героически собрали урожай. Я задаю им вопрос – а какое отношение власть имеет к сбору урожая? Урожай собирают люди, которые работают в агробизнесе. Поверьте, можно потерять половину департаментов в облгосадминистрации, сократи их завтра – никто не заметит. Я не пойму, чем занимаются специалисты по религии, какие-то специалисты по конкурентоспособности. При всем уважении к конкретным людям, которые там работают, наверняка они в чем-то талантливы, но я не вижу пользы от этих структур.
 
Как один из примеров по реформированию фискальной службы – Харьковская ГФС сокращается с 2 тысячи 700 сотрудников в 2015 году до 1 999 в 2016-м. «Самопомiч» предлагает создать Национальное агентство, которое будет заниматься крупными налогоплательщиками, вообще ликвидировать налоговую милицию, а все остальные офисы налоговой администрации реструктуризировать, сократить в разы и превратить их в офисы предоставления услуг, консультаций и т.п.
 
И ещё несколько важных цифр. За 11 месяцев текущего года налог на прибыль, по которому в том числе сейчас идут споры, как его платить, бюджетом получен в размере 36 миллиардов гривен. У нас зарегистрировано 177 тысяч плательщиков налога на прибыль, 1% которых заплатили 99% этого налога. Тут даже не правило Парето 80/20, тут разрыв 99/1. Что это означает? Будем называть вещи своими именами: налог на прибыль в этом государстве не платят. И НДС практически не платят. Установлен некий индикатив, по которому ты должен суммарно выдерживать налоговую нагрузку в размере нескольких процентов плюс минус. Вот так мы и живем, в двух параллельных реальностях.
Подытоживая, хочу сказать, что не вижу политической воли у тех, кто сейчас у власти, для либеральных экономических реформ.
 
- В таком случае стоит ждать очередного налогового «майдана»? Люди вот уже выходят с протестами на улицу…
 
Р.С.:  И их надо поддерживать: люди абсолютно правы! Да, упрощенная система имеет свои нюансы. В каждом втором ресторане Харькова вам дадут чек на алкоголь от одного ФОПа, а на еду от другого. Это уже схема ухода от налогов, и нужно честно об этом говорить.
 
- Я больше согласен с мнением среднего бизнеса о том, что самые крупные схемы они не на рынке или в ресторане. Они в оффшорах, и глупо делать вид, что владелец ресторана – самый злостный сокрыватель налогов.
 
Р.С.: Тут вопрос шире, и он ментальный. Да, часть ФОПов используется, как схема для оптимизации налогов по заработной плате, есть какие-то другие схемы, которые используются при «упрощенке». Но в целом речь идет о людях, которые сами на себя работают. Максимум у таких людей есть один-два нанятых сотрудника.
 
Это и есть тот прообраз среднего класса. Он терпит поборы от всех, с кем он сталкивается – правоохранительная и фискальная система, со всеми разрешающими органами… И когда он видит, что там вверху ничего не меняется, как воровали, так и продолжают воровать – терпению может прийти край.
 
Сколько дополнительно бюджет получит от отмены «упрощенки»? У Минфина нет ответа на простой вопрос – сколько вы на этом получите дополнительных доходовсэкономите? Нет экономического моделирования. Бюджет 2015 года, как нам говорили – это бюджет войны и выживания. Не будет сильно от него идеологически отличаться и бюджет 2016-го.
 
- Когда выходит премьер-министр на трибуну и говорит, что мы сократили количество лицензий в два раза, то бизнес этого не чувствует. И  тут, как в маркетинге: неважно, что думаешь ты, важно, как на это реагируют люди...
 
Р.С.: А людей это возмущает! Если бы все понимали, что вот тут мы затягиваем пояса, но мы закрыли «дырки» на таможне, что реально правительство идет на понижение налоговых ставок, то было бы легче. Возможно, и люди бы согласились с какими-то изменениями, включая упрощенную систему налогообложения тоже. Но люди видят обратное, и у них это вызывает абсолютно справедливое чувство негодования.
 
Еще один важный момент. До 2018 года полный пакет помощи Украине составляет 18 миллиардов долларов. Мы задаем Наталье Яресько вопрос: можно ли это пакет расширить? Моментальный ответ – «Нет! Потому что наши западные партнеры не видят структурных реформ».
 
Конечно, не видят, потому что их надо было начинать не в декабре. Логично же что в коалиции все голосовали за бюджет Не корректно, я например не голосовал. Были какие-то надежды, новоизбранный парламент, с каким-то бюджетом надо было жить. Логично, что нужно было начинать реформы. В первом-втором квартале ничего этого не происходило. Поэтому Запад нам и говорит: а) у вас нет структурных реформ, б) у вас коррупция.
 
- В парламенте впервые за год была 100%-ная явка, когда приехал Байден?
 
Р.С.: Мне редко за что бывает в жизни стыдно. Но в этот раз была как раз такая ситуация. Потому что, когда выступает премьер-министр, и он врет стране – это стыдно. Мне стыдно, когда премьер-министр реально управляет тремя-четырьмя министерствами, а остальные министерства управляются с Банковой. И когда журналисты говорят Михаилу Саакашвили – уважаемый Михаил, это все здорово, что вы называете фамилии соратников Яценюка, но почему вы не называете тогда фамилий Кононенко или Березенко? Об этом много пишут, и я не могу с этим не согласиться.
 
То, что происходит в Администрации Президента или парламенте, который не назначил новые выборы в Кривом Роге, выглядит непристойно. Как и то, что себе позволяет депутат из партии Президента, когда, будь ты трижды не согласен с этим премьером, но все-таки премьер-министр – это лицо нашего государства. Нравится это кому-то или нет, но на парламенстких выборах каждый пятый проголосовал за «Народный фронт». Я хочу сказать, что будут выборы, неважно, через полгода или через три года, и надо думать, что превращать работу парламента в фарс – это стыдно.
 
- На днях прошла информация о том, что руководителя одного из районных налоговых, конкретно Плотникова, приняли на взятке. Вы обсуждали эту ситуацию сегодня на встрече с главой ГУ ГФC?
 
Р.С.: Не вдаваясь в подробности, скажу: это правда. Мы говорили об этом. Но я хотел бы начать со статуса непосредственно председателя ГУ ГФС. Ненормально, когда уже в четвертый раз, спустя пол года главнылся от приставки «и.о.»! А я скажу почему так происходит.  Потому что так выгодно власти. У нас фактически исполняющий обязанности главы ЦИК, и то, что происходит с премьер-министром – это де-факто тоже ситуация с  исполняющим обязанности. Президенту выгодно держать людей на ручном управлении, они от него зависимы и делают ровно то, что он скажет.
 
- От кого больше это зависит: от губернатора или министра?
 
Р.С.: Я сегодня задал вопрос Ирине Сагайдак – почему вас до сих пор не назначили? Она отвечает: "Меня не утверждают из Киева". 
 
Я хочу обратиться публично к министру вместе с депутатами «Самопомощи», может еще кто-нибудь поддержит – назначьте человека. Пусть будет не он, но назначьте кого-то. Не может огромная область – даже если бы это была самая маленькая область – работать, когда на такой должности человек в статусе исполняющего обязанности.
 
Поставьте себя на ее место. Как  вы будете работать на месте «исполняющего обязанности», если вы знаете, что каждый ваш день может быть последним? И фраза «я каждый день делаю свою работу», звучит странно, потому что – это системная работа, тем более, когда ты находишься в моменте критических перемен в Налоговым кодексе, в реформировании самой системы. Ты должен планировать свою работу в ведомстве на несколько шагов вперед. Как может эффективно работать человек с приставкой и.о.? То же самое касается ЦИК.
 
Продолжение следует...