Собака лает — деньги идут. Живодеры в ожидании средств ОТГ

Ростислав Касьяненко  |  Вторник , 17 марта 2020, 11:40
Читая об успехах территориальных громад, неожиданно увидел сообщение об урезании бюджета Салтовской ОТГ на отлов и стерилизацию бездомных домашних животных. Казалось бы, стоит порадоваться за поссовет: решили проблему, о которой во многих громадах только начинают задумываться… Однако ситуация оказалась гораздо сложнее, чем выглядит на первый взгляд.

Пример Салтовской объединенной громады в решении вопроса с бездомными животными (в первую очередь — собаками) показателен. И не только потому, что громаду возглавляет бывший ветеринар. Но хотя бы потому, что эта ОТГ была первой в Харьковской области. А, следовательно, имела не только больше времени, но и возможностей (прежде всего, финансовых) для успешного решения большинства проблем ОТГ в течение 2015-17 гг., пока государство еще щедро поливало пионеров децентрализации бюджетными дотациями.

И вот, в 2017 году поселковый совет принимает Программу «Контроля за содержанием домашних животных и регулирования количества бездомных животныъ гуманными методами на территории Старосалтовского поссовета на 2017-21 гг.». Как следует из Паспорта программы, за 5 лет на ее реализацию запланировано потратить 240 тыс. гривен, из них в 2019 году – 60 тыс. грн, а в 2020 году – 50 тыс.

Однако в ноябре 2019 года Старосалтовский поссовет принимает решение утвердить на будущий год в рамках этой программы уже не 50, а 30 тыс. грн. Оно и понятно: когда экс-премьер, ничтоже сумняшеся, говорит о бюджетной дыре размером почти в 56 млрд. гривен, урезает местным советам бюджет на строительство и развитие, призывая их к экономии, то, как говорится, не до собачек. Минуточку. Но, позвольте: ведь это случилось в декабре, правда? А мы говорим о ноябрьской сессии поссовета. И потом: а как сегодня (читай: в 2018-20 гг.) в Старом Салтове обстояли дела с отловом и стерилизацией домашних животных? Как решают ее в других ОТГ и такая ли «неважная» это проблема, с учетом хотя бы эпидемиологической ситуации в стране?

ОПЫТ ДРУГИХ ОТГ СЛОБОЖАНЩИНЫ 

Справедливости ради стоит сказать, что аналогичные программы, разработанные харьковской ГО «Лига домашних животных» совместно с рядом других общественных организаций, приняты уже в Боровой, Первомайском, Волчанске, Чугуеве, Мерефе и других городах и районных центрах Харьковской области.

По словам руководителя Всеукраинской службы спасения диких, экзотических и домашних животных «Добрый дом Фельдман Экопарк» Ирины Подвойской, в пример по реализации программы ОСВВ (отлов, стерилизация, вакцинация, возврат в среду обитания) в сфере обращения с бездомными животными можно поставить Первомайскую громаду, где уже построили стерилизационную станцию и переходят к следующему этапу – строительству приюта для животных.

«Их кейс очень позитивно и с большим интересом восприняли в Мерефе. Руководство ОТГ понимает целесообразность гуманных методов, таких как ОСВВ, для решения проблемы бродячих собак, — отметила И. Подвойская. — Не прибегают более к услугам живодеров уже во многих громадах Харьковской области. Этим путем пошли уже, например, в Краснограде и Волчанске, принята соответствующая программа в Солоницевке, планируется – в Лозовой».

По словам салтовского активиста Яны Маймулиной, в Мерефе за средства местного бюджета уже профинансировано создание ветеринарной клиники, в которой, опять же, за бюджетные средства, жители объединенной громады могут за символическую плату  стерилизовать своих питомцев. До последнего времени у салтовцев была надежда на сотрудничество по программе ОСВВ с «Добрым домом» или другой ветеринарной слубой. Однако, что-то пошло не так. 

«ЖИВОДЕРЫ ИЗ ХАРЬКОВА»

«У нас же, после встречи сельского головы с представителями Службы спасения домашних животных в сельсовете сказали: «Стерилизация — это очень дорого». В итоге вызвали из Харькова печально известную службу по отлову бездомных собак, после отъезда которой из Старого Салтова многие не досчитались своих домашних питомцев», — рассказала Я .Маймулина.

Жители поселка признаются: действительно, после визита «живодеров» приходилось забирать домашних собак (выпустить которых погулять в поселке — обычное дело) уже из Харькова.

«Пока добились от сельсовета, кого они вызывали, пока нашли эту «живодерню», натерпелись, если честно, — признается житель Старого Салтова Валентина Ивановна. — Слава Богу, нашего Мухтара еще не пустили на колбасу. Еле вернули нам за полторы тысячи гривен!»

«Мы за Кузьку заплатили 1800, — сетует еще один салтовец Семен Игоревич. — Нам объяснили, что его, дескать, привили, стерилизовали и продезинфецировали от блох и прочей нечисти. Спасибо, конечно, но я ведь об этом никого не просил! Да и в поссовете тоже хороши: нас ведь никто не предупредил о визите этих, с позволения сказать «ветеринаров».

Отловом собак в Салтове занималось ФЛП Лупальцов, которое уже распространило свою деятельность далеко за пределы Харькова. К примеру, в Покровске, по договору с коммунальными службами, ФЛП обязалось до конца прошлого года отловить на улицах и вывезти в Харьков около 100 бездомных собак старше трех месяцев. Согласно условиям выигранного тендера, Александр Лупальцов получал право самостоятельно решать дальнейшую судьбу животных — в соответствии с действующим законодательством. На эти цели из городского бюджета было направлено 199 тыс 290 грн., или 2 190 грн. на одну собаку. 

«Хочу заверить защитников животных и всех жителей Покровска: речь ни в коем случае не может идти о возможном усыплении или любом другом жестоком обращении. Согласно законодательству, право на медицинскую эвтаназию имеют только ветеринарные врачи, у нас нет лицензии на ветеринарные действия. Мы на основании заключенного договора с приютом передаем животных на содержание в Центр. Способы отлова у нас также гуманные, без физического воздействия: от «просто взять на руки» до применения жесткого или гибкого поводков, спецмешков или клеток-ловушек – для случаев, когда животное не идет на контакт», — заявил подрядчик.

В 2017 и 2018 годах с целью регуляции численности бездомных собак городские власти Покровска также сотрудничали со специалистами из Харькова – общественной организацией «ЗооКонтроль». Однако, в отличие от условий договора с ФЛП Лупальцовым, эта организация проводила отлов, стерилизацию и чипирование собак на территории города, выпуская их после этого в привычную среду обитания. 

Необходимо сказать, что это — также харьковская организация, обладающая необходимыми документами не только для отлова и передержки животных, но и для их стерилизации. Почему этот метод, по словам руководителей харьковских громад эффективнее, напишу чуть ниже. А пока — вот еще один штрих, так сказать, к портрету ФЛП Лупальцова.