Беженцы войны. На что рассчитывал Путин и где опять проиграл

Оксана Козлова, Ростислав Касьяненко  |  Вторник , 12 апреля 2022, 13:27
Война выгнала из своих домов больше 10 млн украинцев. 7,1 млн граждан Украины - это внутренне перемещенные лица, а вот покинули нашу страну больше 4,5 млн человек.
Беженцы войны. На что рассчитывал Путин и где опять проиграл

Эти цифры, по данным ООН, актуальны на 10 апреля.

В другие страны по этой информации уехало 4 547 735 украинцев: 2,6 млн остановились в Польше, 692,5 тыс. — в Румынии, 424,3 тыс. — в Венгрии, 411 тыс. — в Молдове. 317,7 — в Словакии. Также в ООН посчитали, что в россию уехало 404,4 тыс. украинцев, в Беларусь — 20,7 тыс. В рф много украинцев вывезли принудительно. Как сообщила омбудсмен Людмила Денисова 8 апреля, речь идет в том числе о 121 тыс. детей. В россию вывезли, как детей-сирот, так и тех, у кого есть родители.

Цифры пугающие и именно создание такой гуманитарной катастрофы было частью планов оккупантов. Об этом говорят в статье The New York Times «Путин знает, что делает с украинскими беженцами. Это большое испытание для мира».

А заключается испытание в том, что путин хотел опять ударить по Европе потоком беженцев. Деморализовать, запугать и вытеснить мирное население оккупанты захотели специально. Косвенное тому подтверждение — попытки создать кризис с беженцами на границе Беларуси и Польши в конце прошлого года.

В статье объясняют, зачем это властям рф: мол, со временем недовольство украинскими беженцами в европейских странах будет расти, местные жители обозлятся на наш народ.

«Люди, которые сначала приветствовали беженцев, могут повернуться против них, оказывая давление на их правительства, чтобы заставить Украину прекратить войну на условиях России», — пишет издание.

Мы решили изучить вопрос и оказалось, что и этим планам россии суждено было провалиться — европейцы и не только принимают наших земляков и всячески стараются им помогать. Мы понимаем, что вопрос нужно рассматривать в перспективе, но пока же заграничные СМИ отмечают, что к украинцам относятся по-другому, чем к беженцам из других стран, из тех же Сирии и Афганистана.

Кто принимает

В той же статье идет речь о том, что если бомбардировки мирных городов не прекратятся, то в последующие несколько месяцев количество беженцев из Украины может составить четверть населения Украины. Уже сейчас ясно, что гуманитарный кризис, который пришел в Европу вместе с войной и миллионами наших соотечественников называют самым масштабным со времен Второй мировой войны. В то же время прием украинцев существенно отличается от того, как встречала и как реагировала Европа на других беженцев.

«Первоначальная реакция Европы на бегство из Украины была впечатляющей демонстрацией солидарности, учитывая, как внезапно разразился кризис. Беженцев, большинство из которых составляют женщины и дети, поскольку большинство мужчин вынуждены оставаться в Украине, чтобы воевать, их приветствуют и размещают, несмотря на то, что их число увеличивается», — пишет NYT.

В ЕС украинцам сейчас дают временный статус защиты на срок до одного года, наши граждане могут жить, работать, отдавать детей в сад и школы, получать медицинскую помощь.

И если беженцы из других стран в былые годы вызывали море споров и дискуссий между правительствами стран ЕС, то по поводу Украины они не дискутируют, а принимают беженцев и  берут на себя обязательства по размещению украинцев.

Не только ЕС сейчас принимает наших земляков. Великобритания по состоянию на 1 апреля выдала 2700 виз украинцам, Канада также решила принять неограниченное число наших соотечественников. Согласилась на прием украинцев даже Япония, которая долгое время никого не пускала.

Уроки истории

В ООН анализируют прошлые гуманитарные кризисы связанные с потоком беженцев на территории Европы и предупреждают, что доброжелательность стран, которые принимают переселенцев, может смениться апатией или даже враждебностью.

«Мы знаем, что гостеприимство может надоесть», — заявила представитель агентства ООН по делам беженцев Кэтрин Махони.

По словам профессора психологии Орегонского университета Пола Словика, психологическое оцепенение, которое часто появляется после ужасающих трагедий, сначала проявляется сочувствием к беженцам, но потом постепенно угасает, а пустота наполняется злобой.  Чтобы пройти эти две стадии может хватить и нескольких недель.

Один из примеров — Дания, которая в 2015 году приняла более 30 тысяч беженцев из Сирии. Но не так давно руководство страны аннулировало некоторым сирийцам виды на жительство. На такое решение не повлиял и тот факт, что на родине беженцев могли ждать и пытки, и сексуальное насилие.

Справятся ли

Сегодня к приему беженцев подключились даже те страны, которые во время войны в Сирии выступали против квот на прием беженцев, а одна из них и вовсе стала флагманом и главным помощником Украины. Речь идет о Польше и Венгрии.

Как пишет The Wall Street Journal, эти страны уже на пороге большого гуманитарного кризиса, в частности, Польша. Там с трудом справляются с огромным потоком беженцев. Компьютерные системы в Варшаве дают сбой, а в Кракове не хватает жилья, поэтому желающих остаться в Польше там отправляют в населенные пункты, которые находятся в пяти часах езды от крупного города.

«Помогите нам. Помогите нам. Вы должны принять как можно больше людей», — цитирует издание мэра Варшавы Рафала Тшасковски.

По словам польского эксперта по миграционной политике Клаудии Голембовски, Польше понадобится помощь, а обязательства должны быть не только у государств, но и у всего Евросоюза.

«У Польши нет опыта управления большими миграционными кризисами или просто притоком иммигрантов. И трудно рассчитывать — несмотря на самые искренние намерения поляков — что она сможет справиться с этим самостоятельно», — говорит эксперт.

Немало украинцев перебирается и в Германию. По состоянию на 3 апреля там было зарегистрировано уже больше 300 тысяч наших земляков. А ежедневно туда прибывает от 5 до 7 тысяч человек. Как пишет DW часто украинцы оседают в крупных городах, там где есть транспортные узлы и не хотят переезжать в города подальше, где вариантов жилья больше.

Немцы объясняют это тем, что украинцы ждут, что скоро закончится война и они вернутся домой. По словам представителя по вопросам внутренней политики парламентского клуба в Бундестаге Себастьяна Хартманн, скорое возвращение, вряд ли, возможно. Даже если огонь скоро прекратиться не все смогут уехать домой, так как их дома и вся необходимая для жизни инфраструктура попросту разрушены.

В Германии, как и в других странах ЕС украинцы могут жить 90 дней без визы, регистрироваться придется, если нужно ребенка отдать в школу или получать пособие.

Из личного опыта

Харьковчанка Татьяна К. сейчас находится в польском городке Стеншев недалеко от Познани. Она уже устроилась на работу, оформила детей в школу и получает на них пособие 500 злотых (чуть больше 3400 грн) в месяц.

Татьяна приехала в Польшу в середине марта, как тогда, так и сейчас она в восторге от приема поляков.

«Они стараются помогать всегда и везде. Постоянно говорят слова поддержки и говорят, что сердцем с Украиной. Возможно, раньше это казалось какими-то пафосными вещами, но сегодня это очень важно слышать. Мы понимаем, что поляки сейчас взяли на себя очень тяжелую задачу — помочь миллионам украинцев. Мы им очень благодарны», — говорит Татьяна.

США пока только начинает принимать украинцев и ввела лимит на количество беженцев из нашей страны. Как оказалось. очень много местных жителей не против украинцев, а наоборот очень даже «за». И судя по их комментариям в Интернете, такие чувства вызваны не только состраданием.

Вот несколько мнений американцев по поводу наших беженцев.

«Стареющее население Америки нуждается в беженцах».

«Я был очень разочарован тем, что Соединенные Штаты обязались принять только 100 000 украинских беженцев. Помимо политики, эти люди, как и все остальные беженцы, наши собратья. Их вытеснил ужас войны. До того, как Путин решил вторгнуться, они были такими же, как мы. Утром встали, умылись и пошли на работу. Теперь у них ничего нет. Давайте все дадим им возможность жить в мире, зарабатывать себе на жизнь работой и вернуться в свою страну, если они захотят, когда война закончится».

«Если бы у нас было прагматичное, непредубежденное и функционирующее правительство, мы могли бы создавать программы, направленные на решение некоторых из этих проблем. На днях я прочитал в этой газете о нехватке работников по уходу на дому… Как насчет того, чтобы украинская мама и двое ее детей перебрались в дом пожилой пары, нуждающейся в уходе на дому?»