Анимационный терроризм, или Удавка Мебиуса
Речь мы, конечно, поведем не о петардах, отрывающих пальцы, и не об утятах с содержанием свинца, годным для промышленной добычи. Речь пойдет о кино. Точнее о мультфильме. Но он, кажется, не менее опасен.
Самое интересное, что рожден он по привычной в постиндустриальную эпоху схеме: под лейблом и по заказу США, но зато «склепан» в Китае. «Звездная битва: сквозь созвездие Мебиуса» режиссера Глена Чайки — тот самый «радиоактивный» мишка Тэдди, которого США стоило бы отозвать из продажи.
«Международность» мультфильма-загадки обнаруживается во всем. Его главные герои существуют как бы вне стран и времени — абстрактный глобально-мировой ученый со своей семьей, живут в неком глобальном государстве будущего, где у них нет никаких этнических признаков. Кроме явно европеоидной внешности, что указывает на эскпортность продукта.
Впрочем, китайцы в действии как бы присутствуют. Только, вот незадача, они инопланетяне. При чем великанского размера. Но круглолицые, с желтоватой кожей и явно в китайской одежде — все как положено. Это, надо понимать, привет от Фрейда. Трансляция самоидентификации китайца в постиндустриальном мире: он чувствует себя великаном, инопланетянином, и еще почему-то без носа. Зато с тремя ноздрями.
Нелепости на этом не прекращаются: попавший в мир планеты Раффика профессор Саймон Вейр учит местных великанов… чему бы вы думали? Самому что ни на есть кунг-фу. Это лучшее знание, которое профессор (!) счел нужным передать аборигенам.
Сам сюжет разворачивается так оригинально и непредсказуемо, что действия остановившего вас инспектора ГИБДД на их фоне, могут показаться настоящим сюрпризом: немного Гамлета, немного Короля Лира, немного Ричарда 5… Переписать классику в декорации детского утренника — это штука посильнее «Фауста» Гете…
Впрочем, разгадка мегадраматургии сценария проста: история, главные герои и образы созданы Джином «Мебиусом» Жиро, человеком, получившим мировую известность в области создания визуальных фантастических образов в кино и анимации. Между нами, его дизайнерские разработки нашли отражение в таких известнейших лентах, как «Чужой», «Трон», «Уиллоу», «Пятый элемент»… Не имея ничего против указанных шедевров (особенно «Уиллоу», всем рекомендуем), заметим лишь, что написание сценариев явно не входило в обязанности художника по персонажам. А придумать персонаж, это еще не придумать историю. Что, собственно, своим сценарным «творением» Джин Жиро блестяще доказал. Каждый, очевидно, должен заниматься своим делом.
Теперь добавьте сюда анимации конца прошлого века и визуальное воплощение времен кукольной мультипликации — и картина будет полная. То есть полный…
Остается только гадать, каким галактическим ветром в нашу киновселенную 2007 года занесло проходной мультфильм 2005 года, по качеству тянущий максимум на утренний сериал для детского мультяшного телеканала. Это что какой-то научный эксперимент из разряда испытания японской бензопилы: «А лом перепилить может? Ага, сцуко…» Ну да, не можем, это уже явный перебор. Тем более что с кукольной продукцией «Таджикмультфильма» наш зритель познакомился еще 25 лет назад. Смена декораций и героев практически ничего не меняет. Верблюдики, черепашки, инопланетяне… Какая разница? Интрига прежняя: поделят они яблочко или нет.