Мазепа перессорил Московский и Киевский патриархаты
Мотивируют они свое недовольство тем, что Мазепа был предан анафеме за клятвопреступление (изменил присяге, которую давал перед Богом, царю Петру и перешел на сторону иноверцев-шведов). Церковники готовят акции протеста и предлагают переименовать улицу в Лаврскую ли же вернуть ей историческое, дореволюционное название — Никольская, передает «Сегодня».
В ответ, УПЦ Киевского патриархата выступила с сенсационным заявлением — дескать, анафема с гетмана снята 90 лет назад! Как сообщил архимандрит Евстратий Зоря, пресс-секретарь УПЦ КП, снята она была самой Русской православной церковью по распоряжению патриарха Тихона в 1918 году. При этом священник ссылается на книгу архиепископа Никона Рклицкого «Митрополит Антоний Храповицкий и его время».
«В восемнадцатом году к владыке Антонию, который был киевским митрополитом, пришли «самостийники» и попросили его отслужить поминальную службу по Мазепе на Софиевской площади на очередную годовщину Полтавской битвы. Антоний послал патриарху Тихону телеграмму с просьбой снять с Мазепы анафему (без этого поминальную службу справлять было нельзя). В своем ответе, Тихон, сославшись на постановление поместного собора РПЦ 1917-18 г.г., который осудил практику накладывания анафемы по политическим мотивам, написал, что она таким образом с Мазепы снята. В итоге на Софиевской площади была отслужена панихида одним из православных викариев по бласословению Антония», — рассказал отец Евстратий.
В свою очередь Василий Анисимов, пресс-секретарь УПЦ МП, сообщил, что в подтверждение заявления Киевского патриархата о снятии анафемы с Мазепы кроме ссылки на вышеупомянутую книгу нет.
«Никаких документов, подтверждающих это ни в архивах Московской патриархии, ни у нас нет. Вообще ни один иерарх церкви, даже если он Патриарх, не может снять анафему. Это может сделать только Синод церкви, но он таких решений в отношении Мазепы не принимал», — сказал Анисимов.
Что касается утверждения, что анафеме Мазепа был предан по политическим мотивам, то, по его словам, это не соответствует действительности, так как он был клятвопреступником и перешел на сторону инославных шведов, которые по вероисповеданию были лютеранами.
«Позиция нашей церкви к переименованию улицы отрицательная, о чем говорится в нашем официальном заявлении. Напомню, кстати, что в Лавре покоятся останки Кочубея и Искры, которых Мазепа казнил по лживому обвинению», — сказал нам Анисимов.