Оксана Середкина: «Эти лекции полезны как воспитание критической точки зрения, как расширение собственного мировоззрения»

Юлия Гуш  |  Понедельник , 2 марта 2015, 22:00
Каждый четверг в независимом культурном центре "Indie" проходят открытые лекции с участием харьковских ученых. Мероприятия проходят в рамках проекта ОО "Майдан Мониторинг" "Свободный университет". Об этих лекциях рассказала их модератор Оксана Середкина.
Оксана Середкина: «Эти лекции полезны как воспитание критической точки зрения, как расширение собственного мировоззрения»

- С чего начался "Свободный университет"? Как возникла идея читать лекции всем желающим?

- Эта идея возникла во время Майдана. Можно сказать, я немножко собезьянничала ее с практики киевского Майдана, когда начали читать лекции для того, чтобы люди, которые там стоят, проводили время с пользой. Я подумала: почему бы не сделать аналогичный проект в Харькове? Когда у нас есть такое большое количество ученых, которым есть о чем рассказать? Ведь в Харькове такой площадки нет. А она должен быть. Харьков - это научный город, это образовательный город. Ученые просто должны иметь такую площадку, где бы они выходили к разным людям, а не только к своим студентам, и разговаривать с ними.

Ну а началось это с первой пробной лекции Дмитрия Шабанова, которая прошла в июне прошлого года. Это была лекция по эволюционной психологии на тему "Почему мы ведем себя так иррационально?". Где он обдумывал события Майдана с точки зрения эволюционной биологии. Лекция оказалась очень удачной. Там была куча народа. Всем было очень интересно. И мы решили, что можно продолжать. Люди будут ходить и слушать эти лекции.

- Пользуются ли эти лекции спросом среди харьковчан?

- Я смотрю, что в последнее время у нас бывает в среднем около 20-30 посетителей в зале. Плюс от ста просмотров в интернете. Например, лекция Ольги Утевской уже набрала почти 800 просмотров. Это была лекция, посвященная генофонду украинцев. Эти харьковские исследования были очень интересными. Поэтому, можно сказать, что лекции имеют спрос. Ведь у нас должны быть разные площадки. Люди должны иметь выбор, как им проводить свое свободное время.

- Что вы можете сказать об этих лекциях? Как обычно они проходят?

- У нас есть регламент, который мне никак не удается сделать жестким: это время лекции, потом вопросы, а уже после этого - свободное общение, которое сопровождается чаепитием. Но обычно (смеется) наши лекторы немного перебирают со временем. Хотя я пытаюсь загнать их в какие-то рамки. Это говорит о том, что им интересно рассказывать. Что им действительно есть чем поделиться. У нас однажды Виктор Корохин начал читать лекцию. Но потом понял, что в одну он не укладывается (смеется). Ему пришлось прерваться и потом назначить дополнительную лекцию. И обсуждения тоже бывают очень интересными, особенно когда люди начинают задавать вопросы. Пообщаться с учеными в живом режиме и что-то спросить - это действительно очень важно.

- Что вы можете сказать о лекторах? Кто обычно соглашается читать эти лекции?

- Это очень интересный вопрос. Потому что, когда я начинала этот проект, я вообще очень смело бросилась в бой. И я тогда подумала, смогу ли я набрать такое количество желающих выступать каждую неделю? Но как оказалось, с этим больших проблем нет. Ко мне люди иногда сами обращаются. Как, например, Андрей Домановский, историк, который занимается Византией. Он пользуются этой площадкой. Это преподаватели вузов, это наши ученые, которые занимаются исследованиями. И я еще раз скажу - людям, которые занимаются такой работой, как и всем другим, нужно какое-то социальное призвание. То есть, они что-то делают и им самим интересно выйти в какие-то широкие ряды и показать, чем они занимаются. И что они это делают не просто так. Это очень важный аспект. И я очень рада, что я смогла предоставить им такую возможность.

- Что могут, по вашему мнению, дать эти лекции? Почему важно их читать?

- Здесь есть две стороны: с одной стороны, это аудитория. С другой стороны - это лекторы. О лекторах мы уже поговорили. А что касается аудитории, то здесь присутствует такой важный момент, как воспитание критического мышления. Дело в том, что в современной Украине (причем по образцу современной России), к сожалению, есть такая плохая тенденция, как распространение всякой псевдонауки и паранауки. То есть не науки. Когда наши официальные передачи, телевидение иногда передают, простите, откровенный бред. Я включаю телевизор и я не могу его смотреть. То есть, это "Битва экстрасенсов", это какая-то там "Вся правда о динозаврах". Это просто откровенная антинаучная бессмыслица. При знакомстве с которой человек с более-менее нормальным образованием просто хватается за голову.

У нас единственный критерий относительно лекций: их должны читать настоящие ученые, которые отвечают за свои слова. Цензуры у нас нет. В том смысле, что я предварительно не проверяюсь, что там будут говорить. И я не вмешиваюсь в само содержание лекции. Но это настоящие ученые, которые отвечают за то, что говорят. И это точка зрения официальной науки, о которой сейчас рядовой гражданин мало где может услышать. Как воспитание критической точки зрения, как расширение собственного мировоззрения, эти лекции, по моему мнению, очень полезные. Большинство лекций являются мировоззренческими и направленными на то, чтобы человек мог сформировать свою точку зрения, опираясь на факты и научные исследования, а не на какой-то надерганный из медиа бред.