Режиссер «Театра 19» рассказал о самой старой постановке, новых актерах и премьере

Светлана Хлестова  |  Среда , 1 апреля 2015, 17:45
В этом году харьковский «Театр 19» отмечает 15-ый день рождения, а самой старой на сегодняшний день постановке «Двери» исполняется 10 лет. Художественный руководитель и режиссер театра Игорь Ладенко рассказал том, как создавался спектакль, почему зрители нуждаются в театре и приоткрыл завесу тайны над будущей премьерой.
Режиссер «Театра 19» рассказал о самой старой постановке, новых актерах и премьере

- Расскажите о том, как изменился спектакль «Двери» за 10 лет.

- Это наш самый старый на сегодняшний момент спектакль. Перед ним было еще 4 постановки, которые уже ушли в вечность. Он самый старый по возрасту, но очень молодой по своей энергии, по своему куражу. Никто не может сказать, что актеры уже 10 лет играют эту историю.

Спектакль любим зрителем в самых разных городах. У него колоссальнейшая гастрольная и фестивальная география.

Для негосударственного театра 10 лет – это много. И мы с этим спектаклем расставаться пока не собираемся, думаю, что еще его, как минимум, лет 10 нужно поиграть.

Конечно, нынешняя версия  очень отличается. У нас есть видеозаписи премьерных спектаклей, но мы их даже смотреть боимся. Потому что, когда их смотришь, все это кажется детским, неправильным, малоинтересным.

- Когда изначально ставили спектакль, предполагалось ли, что у него будет такая популярность?

- Нет, никогда невозможно угадать, будет ли постановка успешной. Я очень хорошо помню, что как раз в момент репетиции этого спектакля мы накануне премьеры общались с одним из актеров и обсуждали, что, наверное, на этот спектакль не будут ходить люди. Потому что перед этим у нас был спектакль, уже сошедший со сцены, «Хулиа славлю», который действительно переживал сумасшедшую волну зрительского успеха.

А на этом спектакле нет шоу, нет ярких внешних картинок. По сути, это диалог трех персонажей. Это очень много текста, который еще нужно понимать и прочитывать. Но нас это не останавливало и не пугало, потому что нам нравилось, а это главное.

И уже премьерные спектакли показали, что мы ошиблись.

- Что особенного в спектакле «Двери», как вы думаете, почему он стал таким популярным?

- Этот спектакль стал визитной карточкой нашего театра. Во-первых, зрители любят комедии. Я бы добавил: к сожалению, на сегодняшний день зритель любит комедии. У нас в «Театре 19» нет комедий в чистом виде. Из всех спектаклей «Двери», наверное, самый веселый. Концентрация юмора в нем самая большая. Но это юмор тонкий, юмор, в котором каждый зритель находит что-то свое. Если есть эти три персонажа: Капитан, Командор и Профессор, такой комически-сатирический срез общества. И каждый человек с кем-то из этих персонажей немного себя идентифицирует или находит какие-то точки соприкосновения.

Когда нас спрашивают те, кто еще ни разу не был в нашем театре, с чего начинать, и я, и актеры отвечают – на спектакль «Двери». Потому что автор написал веселую игровую пьесу, а за этим всем стоят философские вещи, которые подаются не в сухом виде.

- Как зрители принимают постановку в разных городах?

- Публика отличается в одном городе, дома, на одном и на другом спектакле. Это может быть совершенно разная реакция. Зритель – феноменальный организм. Эти 200-500 человек за время спектакля превращаются в один организм, одного человека. Не случайно в театре говорят «Сегодня тяжелый зал», а это и есть один человек, у которого есть свой характер, свое чувство юмора, свой уровень культуры.

Я отношусь к зрителям, как к друзьям. Для меня люди, которые пришли на спектакль, – это  гости, которые пришли ко мне.

- Вы сказали, что спектакль «Двери» вы готовы играть еще 10 лет. А когда наступает момент, когда приходит время расстаться с постановкой? И практикуете ли вы возврат уже сошедших со сцены спектаклей?

- Возврата быть не может. Спектакли – это живые существа, живые организмы, они имеют свою жизнь, рождаются, живут, взрослеют, а потом дряхлеют и умирают. У одного спектакля этот процесс может быть 40-летний, а у другого – произойти за 2 недели.

Возобновить спектакль – это гиблое занятие, как оживить неживое, а вот вернуться к какой-то пьесе, с которой он работал когда-то, режиссер может. Но подойти к ней, как к новой пьесе: с другими актерами, другими художниками и так далее.

- Расскажите, чем живет «Театр 19» сегодня?

- В этом году в театре произошла мощная молодая инъекция. У нас появились новые актеры. Они заканчивают в этом году пятый курс Академии культуры. Это Богдан Синявский, Николай Михальченко и Юлия Навроцкая. Они уже заняты в репертуаре.

Николай Михальченко стал исполнять роль Гамлета с этого сезона. По-новому зазвучал спектакль, и уже по многим оценкам, это другой спектакль, он приобрел новое дыхание.

Богдан Синявский очень интересно вошел в спектакль «Самый легкий способ бросить курить». Молодой актер, еще студент, играет роль учителя на пенсии. Это тоже очень интересно для актера сразу не самого себя играть, а человека на 40 лет старше по возрасту. И тоже это очень интересно, необычно и глубоко.

В этот же спектакль вошла и Юлия Навроцкая. Она дебютировала в роли Екатерины, жены главного героя. Это тоже роль на преодоление, когда приходится играть что-то такое, чего у тебя в жизни нет. Юля, например, играет ужасную стерву, чего у нее совершенно нет в жизни.

Николай Михальченко будет играть в новой редакции «Кароля». Он сыграет роль внука. 11 апреля у нас будет премьера обновленной версии. Она будет немного другая, там будет другой финал.

- Планируются ли премьеры?

- Мы сейчас начали работу над новым спектаклем, над большим спектаклем, который очень ко времени, про нас сегодняшних. По традиции, до поры до времени я не буду раскрывать подробности. В этом спектакле будут заняты абсолютно все наши актеры: и старожилы, и молодежь, и актеры из других театров, с которыми мы еще не работали.

В этом спектакле будет и смех, и игра, и размышления. Все, что делает спектакль богатым, полифоничным, многослойным, современным и нужным.

- А как происходит процесс выбора материала?

- Материал я всегда выбираю по велению души. Я всегда беру тот, который лично меня трогает: одновременно и сердце, и разум. Ты и чувствуешь то, что может зритель почувствовать, и понимаешь, что в этой пьесе такое, что может быть интересно.

Для меня это очень тяжелый момент – выбрать пьесу. И чем дальше, тем это становится сложнее. Хочется, чтобы спектакли были разные, чтобы один не был продолжением другого. Хотя глобально, на уровне мировоззренческих вещей, они, безусловно, совладают.

- Театру в этом году исполняется 15 лет, вы чувствуете этот возраст?

- Мы уже были сами не так давно студентами, а сейчас уже у нас, как в настоящем театре, есть два поколения: старшее, которое стоит у истоков, и молодое. И между ними 16, 17, 20 лет разница. Они друг друга подпитывают: есть мастерство и опыт с одной стороны и задор с другой.  

- Как вы считаете, остается ли театр сегодня востребованным?

- Да, и это показал наш гастрольный тур. Во всех городах зрители проявляли огромный интерес к нашим спектаклям.

А в трудное время люди идут в театр, чтобы получить какую-то поддержку, потому что на сцене находится живой человек. И ни кино, ни радио, ни телевидение этого не заменят.