Олег Яцина: «Во время войны искусство должно делать свой вклад, чтобы отстоять целостность и независимость государства»

Недавно площадь Руднева была символично переименована в площадь Небесной Сотни. Олег Анатольевич, как вы думаете, есть ли возможность ее переименовать уже официально?
- Наш Департамент рассмотрел и выдвинул предложение возвести памятники героям Небесной Сотни в нескольких местах. Одно предложение заключалось в том, чтобы установить один около Госпрома. Прямо на том месте, где когда-то стоял памятник Ленину. Другое предложение также достаточно неплохое: в районе проспекта Тракторостроителей сделать целую аллею. Мне, например, второй вариант кажется лучшим. Почему? Потому что эта аллея могла быть ближе к людям, более близкой к жилищному массиву. Потому что это место, где непосредственно люди отдыхают, где они ходят на культурные мероприятия. Это было бы для них напоминанием о тех героях, которые пожертвовали своей жизнию ради нашего будущего, цивилизованного, европейского. Кстати, я могу сказать, что рассматривается вариант, чтобы вместо постамента, где когда-то стоял Ленин, также поставить памятник или памятный комплекс. Конечно, мы относимся к этому абсолютно положительно и понимаем важность этих мероприятий.
- Ваше отношение к творческим союзам: союзы художников, композиторов, писателей и тому подобное. Каким Вы видите их будущее? Каким образом бы власть могла сотрудничать с ними?
- Все мы помним из истории культуры, что мощные творческие союзы создавались в эпоху Сталинизма с целью установления контроля над творческой интеллигенцией. Сегодня они, как вы знаете, у нас остались: Союз писателей, Союз архитекторов и тому подобное. Я считаю, что если они остались, то пусть дальше и будут. Но с другой стороны, никто не должен запрещать или создавать какие-то препятствия для того, чтобы создавались другие творческие союзы. В этом смысле у нас не должно быть монополий. Должно быть много разных творческих союзов. Потому что там, где монополия, там будет загнивание. Особенно в искусстве. Должна быть конкуренция как между отдельными деятелями искусства, так и между разного рода творческими союзами. Поэтому моя позиция такая.
- Как вы думаете, что может быть возведено вместо того постамента, где когда-то стоял памятник Ленину?
- На площади Свободы могут быть возведены разные памятники. Ну, например, я приведу несколько вариантов. Неплохо было бы, как, по-моему, чтобы на этом месте был установлен такой большой красивый фонтан. У нас летом очень знойно. И около фонтана можно сделать нечто вроде аллеи, посвященной, допустимо, ста самым известным харьковчанам. Чтобы там были отмечены не только их фамилии, но и коротко описані биографии. А ради этого провести общественные обсуждения и выбрать сто фамилий. Чтобы можно было в знойную погоду посидеть около фонтана, пройтись и прочитать, узнать - кто такие выдающиеся харьковчане. Чтобы жители города лучше знали свою историю.
И еще один вариант - памятник единства украинцев. Где могли бы быть установлены такие пилястры, которые символизируют единство всех этнографических районов Украины. Есть еще один вариант - сделать памятник всем тем, кто заселял и осваивал Слобожанщину и развивал этот край. Допустим, эпоху Киевской Руси мог бы олицетворять воин. Я напомню, что последние археологические исследования доказали, что тогда на месте Харькова было городище (не путать с городищем, которое было на юг за Харьковом). Здесь был город с крепостью. Дальше должно быть продолжение традиции - это фигура казака, который защищал этот край и который опять возродил его. А от современности также нужно взять несколько фигур. Допустимо, это может быть ученый и студент или студентка, которые также сыграли огромную роль.
То есть, это такой символ развития в виде личностей, которые делали свой вклад, начиная от Киевской Руси и заканчивая современностью. Это несколько символических фигур. Они могут быть расположены в любом порядке. Чудесно было бы, если по этому поводу высказывалась общественность. Чтобы мы, жители Харькова, вносили свои предложения, излагали идеи, чтобы мы могли отработать какое-то предложение, которое бы удовлетворяло большинство. Я понимаю, что всех никогда не удовлетворишь. Но нам не хотелось бы сводить все это к каким-то отдельным личностям. Чтобы здесь не было личности, которая разъединяет. Напротив, чтобы здесь была воплощена идея, которая нас объединяет. Именно это нам бы хотелось сделать.
- Расскажите, пожалуйста, каким, на ваш взгляд, должно быть искусство во время войны? И каких этических критериев должны придерживаться деятели искусства?
- В это сложное время искусство должно, бесспорно, помогать и решать те наиболее кричащие, те наиболее актуальные задания, которые стоят перед нашим народом. Хотя, конечно, с другой стороны, я понимаю, что здесь не должно быть какого-то тотализма. Потому что искусство- таки является искусством. Есть какие-то индивидуальные абстрактные вещи. Не хотелось, чтобы это все сводилось к той системе, которая была при Сталине, когда искусство работало на тоталитарную идеологию. Мы не должны, конечно, кнутами загонять художников и ставить перед ними какие-то такие убогие, примитивные задачи. Не должно быть таких крайностей.
Во время войны искусство должно, конечно, делать свой вклад, чтобы отстоять целостность и независимость государства. Ведь сегодня ситуация, как вы сами видите, чрезвычайно сложная. Поэтому наши театры и наши творческие коллективы выезжают на прифронтовые территории, начиная от нашего харьковского госпиталя. Помогают они и финансово, например, давая средства от проведения аукционов или продажи картин. У нас есть кому помогать.
Читать первую часть интервью.