Звезда балета Денис Матвиенко - о том, как привлечь к этому искусству хипстеров и почему с Нацоперой все очень плохо

В Харькове Денис Матвиенко побывал впервые, в Киеве его проекты с успехом реализуются на протяжении последних четырех лет.
И «Radio and Juliet», и «Stabat Mater» - это современный авангардный балет. Вторая постановка на днях была впервые показана в Киеве. «Stabat Mater» - новое детище Дениса Матвиенко и хореографа-постановщика родом из Румынии Эдварда Клюга, на музыку итальянского композитора XVIII века Джованни Перголези.
«Я профессионально на сцене нахожусь на протяжении 18 лет. И естественно основа – это классический балет. Сейчас настал тот момент, когда в классике ничего нового для меня нет. Человеку хочется развиваться, делать что-то новое. Современная хореография не имеет никаких границ. С Эдвардом Клюгом мы работаем уже на протяжении 10 лет. Мне нравится его хореография. У Эдварда есть свой стиль, но каждый танцовщик вносит в него определенные нюансы. Наверное, я вношу в него самого себя», - рассказал Денис Матвиенко на пресс-конференции, предшествующей балету в Харькове.
«Stabat Mater» - это история сотворения мира, однако это постановка не подразумевает однозначное прочтение.
«Отличительной чертой Эдварда является то, что у него никогда нет буквального наследования. Он больше использует аллюзию. Соответственно, когда нет буквального прочтения, каждый зритель видит балет по-разному, каждый исполнитель видит его по-разному. Для меня этот балет – отношение мужского и женского начала. Он заставляет зрителя вовлекаться, сопереживать и придумывать собственную историю», - добавила балетный продюсер Алена Матвиенко.
По словам Дениса Матвиенко, этот балет дает свободу чувств каждому человеку. Для самого артиста балета, это история человека, который прошел определенный путь: через любовь мамы к сыну, через любовь женщины к мужчине, через предательство.
«Radio and Juliet» и «Stabat Mater» - совместные работы Дениса Матвиенко и Эдварда Клюга, временной промежуток между которыми – 10 лет. В Харькове обе эти работы показали в один вечер. Так что зритель мог сам ощутит, как изменился хореограф и его мировоззрение.
«Radio and Juliet» - балет, поставленный еще в 2005 году. За время своего существования он существенно повлиял на развития этого вида искусства.
«В Киеве ситуация с популярностью балета изменилась, в первую очередь, благодаря нам. Мы сделали все, чтобы популяризировать этот вид искусства, чтобы люди перестали думать, что балет – это скучно, это не для всех. Сейчас в Киеве все наши проекты аншлаговые. Наш зритель таков, что если показывать действительно что-то классное, то ему нравится. Наша публика видоизменилась. У нас приходят брутальные дядьки. Мы разбили стереотип, что мужчинам стыдно любить балет. За счет «Radio and Juliet» в том числе, потому что мы привлекли хипстеров к любви к балету. Мы пытаемся привлечь регионы. Но очень тяжело раскачиваются другие города», - поделилась Алена Матвиенко.
Что касается качества украинского балета, оно, по словам Дениса Матвиенко, оставляет желать лучшего.
«Отвечу коротко: все очень печально, балет очень давно не развивается. Он стоит на месте. Если вернуться к тому времени, когда я возглавил Нацоперу в 2012 году, я все проанализировал и понял, что со времен развала Союза Национальная опера Украины осталась по своему развитию в те лихие 90-ые.
Я приведу в пример Национальную оперу Украину: туда все равно ходят люди. «Лебединое озеро»… Куда еще ходить? Люди хотят сходить в театр, пригласить жену вечером, выпить шампанского. Это культурный подход. Это красивейший исторический театр. Либо повести ребенка на Новый год на «Щелкунчика»… Но то, что «скармливают» публике – это ужасно», - рассказал Денис Матвиенко
У труппы Дениса Матвиенко множество планов. В декабре они везут спектакли в Прибалтику и в Одессу. Возможны и новые проекты. Денис признается, что всегда хочется станцевать как можно больше.