«NonStopMedia каждые два года создает прецедент», - Татьяна Тумасьян

Светлана Хлестова  |  Пятница , 26 августа 2016, 15:42
Руководитель фестиваля «NonStopMedia» Татьяна Тумасьян рассказала о том, как рос и развивался проект на протяжении 13 лет, а также поделилась своим мнением о том, как стоит воспринимать современное искусство неискушенному зрителю.
«NonStopMedia каждые два года создает прецедент», - Татьяна Тумасьян

- Как появилась идея фестиваля «NonStopMedia»?

- Как предощущение большого события, это возникло на пару лет раньше, чем наша точка отсчета – 2003 год. Началось это с ряда молодежных проектов, которые мы показывали на молодой на тот момент и, в общем-то, уникальной площадке, которой была для Харькова и Украины Муниципальная галерея.

Деятельность многих галерей, в том числе и наша, концентрировалась на работе "взрослых" авторов, которые уже начали выставочную деятельность. Что касается экспериментов совсем молодых художников: студентов или тех, кто недавно выпустился, они на тот момент оказались без своей ниши. Они ощущали дефицит выставочного места для мобильной, быстрой работы.

Поскольку планы галереи расписывались заблаговременно, но нам хотелось дать возможность молодым выставиться, мы придумали такую систему, когда чуть-чуть «раздвигались» плановые выставки, «отщипнув» несколько дней от одной и от другой, получалось несколько дней пересменки, и в ней появлялась возможность высказаться молодым.

Так родилась эта форма – когда между выставками "зубров", между запланированными экспозициями, стали появляться быстрые, острые, акционные проекты молодых.

Так как это все происходило в режиме нон-стоп, марафона, появилась первая формальная часть названия – «NonStopMedia». Это означало не только то, что нам нужно было быстро смонтировать и показать выставку, речь шла и о том, что это был микс современных техник, новых медиа.

В таком формате, в котором он существует, фестиваль был первым в Украине: потому что в нем есть базовая часть – конкурс, ориентированный только на художников, и параллельная фестивальная программа.

- Фестиваль, тем более такой масштабный, - это проект, требующий вложений. Как удается привозить зарубежных лекторов, кураторов?

- Сейчас, последний год, это очень тяжело. Большая благодарность двум организациям, которые нам привозятиностранных гостей: это Гете институт и Дом Нюрнберга в Харькове, с которыми мы сотрудничаем в этом направлении. Они нам обеспечивают всю финансовую часть приезда специалиста из Германии. В данном случае это лектор из Берлина, куратор Рейчел Риц-Воллох.

А приезд британки, Хериет Флериот, которая выступит в Ночи перформанса, связан с программой Британского совета.

- «NonStopMedia» - это не только художники, которые участвуют в конкурсе, но и авторитетные члены жюри. Кто в этом году оценивал работы?

- Звездный состав жюри – это одна из фишек нашего фестиваля, поскольку мы не столичный город, привлечь сюда звезд первой величины не так просто, как это происходит в Киеве. Поэтому особая гордость организаторов фестиваля – заманить к нам великих людей, что у нас всегда и получалось.

В основном наши дружеские контакты позволяют нам видеть в Харькове во время проведения «NonStopMedia» Бориса Михайлова, Сергея Браткова, Виктора Мизиано, Александра Шабурова, Павла Макова, Влодко Кауфмана.

В этом же году, поскольку наш фестиваль опять переформатирован - мы вынуждены были его ужатьколичественно и затратно, судейство происходило исключительно онлайн. В связи с этим у нас было три члена жюри: директор галереи «Арсенал» в Белостоке Моника Шевчик, яркий молодой художник из Львова, который когда-то был участником фестиваля, Сергей Петлюк и я. Мы втроем отобрали тот пул проектов, которые стали финалистами и будут демонстрироваться со 2 по 9 сентября в Харькове – а отбирали мы из 150 присланных конкурсных проектов.

Но будет еще и вторая часть судейства, потому что, не имея денег на призовой фонд и зная критическое отношение к денежным призам, которое существует в арт-сообществе, мы предоставляем авторам возможность продемонстрировать свой новый сольный проект в лучших выставочных пространствах по всей Украине. Спасибо коллегам-галеристам поддержавшим эту идею!  А тот, кто станет абсолютным победителем получает возможность выставиться в «Арсенале» в Белостоке у Моники Шевчик и месячную резиденцию там.

- «NonStopMedia» - это стартовая площадка. Каково это ощущать себя кузницей талантов?

- С одной стороны, мы часто говорим «наши нонстоповские дети», с другой стороны, их и наши усилия, собранные вместе, дали результат.

В 2006 году здесь в галерее в одном проекте выставлялись Минин и Гамлет. Сейчас это два художника, о которых не нужно долго рассказывать. Каждый из них занимает серьезную позицию в современном искусстве. Один из нихпредставлял Украину на Венецианской биеннале несколько лет назад. Оба были в шорт-листе премииПинчукАртЦентра. И нам очень приятно, что они начинали с выставок в Муниципальной галерее, с участия в «NonStopMedia». 
НонСтоп 12-го года удивил ярким призовым "женским триумвиратом" - Алина Клейтман, Ульяна Быченкова, Анна Быкова. Девушки мощно двинулись вперед.

Прошлый фестиваль познакомил нас с Антоном Ткаченко, с Тарасом Середой, и мы много сделали за эти два года вместе. Со всеми нашими лауреатами мы находимся в "кровном родстве" и дружбе: общаемся и продолжаем сотрудничать.

- А кто является зрителями «NonStopMedia»: все горожане или узкий круг специалистов?

- Я не могу сказать, что это все горожане. Наверное, так и не может быть – мы же не попсовый фестиваль и не концерт какой-нибудь популярной группы на площади в праздничный день. Это другое: определенная публика, которая, так или иначе, связана с искусством – или на уровне интереса, или на уровне профессии. Конечно же, это, прежде всего, молодежь.

Но нельзя сказать, что это совсем тоненький зрительский ручеек. Вспоминается открытие фестиваля в том же 2012 году в ЕрмиловЦентре: выставка финалистов была масштабная - 24 авторских проекта, площадка большая – можно было наблюдать толпы, которые там собрались.

В этом году, наверное, так не будет, потому что мы рассредоточимся по нескольким локациям. Это будет марафон открытий. Мне эта идея, кстати, прекрасная дебютная идея Марины Коневой, напоминает то, что происходитобычно в Харькове на Ночь музеев – переход с одной площадки на другую.

- За годы публика менялась?

- Конечно, менялась, во-первых, она подросла. Кто-то уже вышел из состояния фана в NonStop`е и наблюдает за событиями он-лайн, а не оф-лайн. В первые годы основными зрителями фестиваля были студенты Харьковской академии дизайна и искусств. Конечно же, сейчас аудитория очень расширилась.

- Фестиваль существует уже 13 лет. Как он повлиял на харьковскую арт-среду?

- Это, наверное, вопрос не к нам, ведь лучше видно со стороны. Мы можем лишь сказать, что, по нашим ощущениям, Харьков оказался и продолжает быть той стартовой площадкой, которая дает возможность молодым показать себя в современном, проектном искусстве, попробовать свои силы, заявить о себе и начать свою профессиональную карьеру.

NonStop так или иначе каждые два года создавал и создает прецедент. Мы много раз думали: может быть, прекратим, потому что каждое начинание имеет свой период зарождения, развития, стагнации и смерти. И мы бы хотели вовремя почувствовать, когда нам стоит прекратить. Но молодежь, которая пришла в команду галереи, нам это сделать не позволила, объясняя, что мы таким образом режем по живому чаяния совсем молодых художников. Все время рождаются новые идеи и смыслы, которые нужно где-то реализовывать. И харьковский NonStop им такую возможность дает.

Мы не только конкурс, который отбирает авторов – NonStop дает жителям Харькова, которые интересуются современным искусством, регулярную образовательную платформу, где можно увидеть, услышать новое, актуальное, а главное пообщаться – такая коммуникативная площадка.

Два года назад к нам сюда приезжал с лекцией Петр Павленский. И это было большое событие. Выступала Янина Пруденко – главный специалист, изучающий и архивирующий ситуацию с украинским медиа-искусством.Прочитал очень интересную лекцию главный куратор ПинчукАртЦентра. Эти лекции, мастер-классы, дискуссии,безусловно, создают определенную атмосферу вокруг фестиваля и формируют образовательную составляющую.

- В связи с ситуацией, когда во время прошлого фестиваля вас попросили покинуть площадку коворкингового пространства «Новое место» во «Французском бульваре», возникает вопрос: были ли такие прецеденты ранее и может ли цензурироваться современное искусство?

- Принцип NonStop`а очень открытый. Мы стараемся защитить себя от самоцензуры.

В 2014 году мы выставлялись не на профессиональной площадке, это коворкинговое пространство. Они самипредложили нам эту площадку, хотя мы подчеркивали, что это современное и молодежное искусство. Организаторы не испугались, но результат оказался «хуже», чем они думали, и нам предложили ретироваться, что мы и сделали. В этом году все наши пространства – профессиональные площадки, связанные с культурной деятельностью.

Если мы подразумеваем высокое художественное качество, тогда никаких моментов табуирования быть не может. Я думаю, что решение, что выставлять, а что нет, должно принимать содружество автора и институции.

- Современное искусство достаточно провокативно. Как неискушенному зрителю стоит его воспринимать?

- Во-первых, не стоит быть категоричным и постараться понять. Каждый из нас имеет полное право на свой вкус, свои предпочтения – кто-то не принимает современное искусство и его не любит, но это же не означает агрессивное к нему отношение. Поэтому надо воспитывать в себе состояние толерантности. А поскольку современное искусство дает пищу для ума и для эмоций – в этом его задача – оно достаточно острое, провакативное, в чем-то эпатажное. Это то, что должно зацепить, затронуть за живое. И это может привлечь неискушенного зрителя. Пусть он не сразу начинает негодовать, а попытается понять, что хотел сказать автор, а вот разделит он эту точку зрения с ним или нет – это уже другой вопрос.

Главное – услышать и быть терпимым. Вот, даже классическое искусство сейчас может вызывать скандалы. Например, в Москве происходит скандал, связанный с совершенно классической скульптурой Давида Микеланджело. Более классической вещи в истории искусств найти сложно. Если даже классика настолько будоражит зрителя, то современному искусству сам бог велел.

Я уверена, даже противники современного искусства смогут найти что-то в нашей большой фестивальнойпрограмме, что может их заинтересовать.