Читай или вылетай - прозаический Мош 22.01.2015

В декабре я посетил один из Слемов. Если вы не были на таком мероприятии, то советую посетить, ведь это достаточно уникальное (больше тусовочное, чем литературное) явление, со своими атмосферой и аудиторией. Мош, который я вчера посетил, по принципу был похож со Слемом (участники так же соревновались в несколько туров, так же было жюри), но звучала лишь проза, а участники пили и матерились гораздо меньше.
Арткафе "Агата", где происходил Мош, задолго до начала было заполнено больше, чем наполовину. В загадочной тьме, за аккуратными столиками сидело немало народа: обычные зрители посасывали напитки, участники жмакали листы бумаги со своими шедеврами, волновались; около сцены разместилось жюри. Атмосфера творческая, из туалета тянет сигаретами.
Почти все столики занятые или зарезервированные. Нахожу свободное место, сажусь. Рядом - один из участников Моша, с чудаковатым "позывным" Хаджит. В одной футболке, активно жестикулируя, он о чем-то шумит с друзьями, которые, очевидно, пришли поддержать его. Мне скучно, потому начинаю доставать Хаджита разговорами о политике. "Ну не знаю, не знаю, меня там не было, ничего не знаю", - пытается отцепиться молодой литератор. Ладно, замолкаю.
Мош начинается почти с часового опоздания. Происходит жеребьевка, мне достается 6-й номер, Хаджиту - первый, он очень "рад". Ведущий представляет жюри: журналист ХаркивЛайф Митя Глебов, актриса Тата Крижановская, редактор литературоведческого журнала Леонид Мачулин.
Начали. К микрофону выходит Хаджит и читает сложное, чуть ли не философское произведение. Не разогретая публика слушает невнимательно, шумит о своем. Судьи не довольны. "Ну, не совсем понравилось, но вы первый выступали, это всегда сложно". Хаджит получает достаточно низкие баллы, но уже в зале обещает "порвать их всех", если будут еще такие Моши.
Выступления длятся. Один из участников передо мной (кажется, Сергей Науменко) читает произведение с очень большим количеством брани. В зале – одобрительные женские оргазмические возгласы, зато редактор журнала угрожает покинуть помещение. Сергей просит прощение, перенастраивается и больше не ругается. Господин Глебов отмечает, что слово "х" органично звучит из уст лишь Шнурова, но благодарит Сергея за избавление от брани.
"А на сцену выходит…" Моя очередь. Читаю свой журналистско-литературный опус. Судьи неуверенно отмечают, что читаю по-украински, это хорошо, так, но смешивание журналистики, "политика" в тексте о Путине и Мотороле, отсутствие контакта с аудиторией – огромный минус. Из ста - 50-60 баллов. Оценки из зала (в первом и втором туре присутствующие также имели возможность оценивать выступления) также не слишком высоки: какая-то мадам ставит 50 баллов, чернявый парень лихо бросает: "12. А, чтобы не выделялся". Для второго публичного выступления - достаточно неплохо.
В целом участников было около двух десятков. Читали в целом хмурые, отчасти пессимистические произведения, хотя какой может быть оптимизм, когда тема первого тура "Главная болезнь человечества"? А вот произведения разные: от эссе к драматургии.
К сожалению, слушать становится все сложнее: присутствующие, нахлебавшись виски с колой, клюют носом на мягких диванах, Митя Глебов заказывает дежурную "Балтику". Один из участников использует в произведении брань, но на это уже никто не обращает внимания, оценки все более высокие, какой-то блондинке кто-то у барной стойки ставит оценку за то, что "девушка красивая".
Перерыв. На большой экран выводят результаты первого тура. Отыскиваю в общем завале на вешалке свою куртку, иду домой. Десятый час, на улицах наконец тихо, хорошее время, чтобы подытожить. А подытожить есть что: в Харькове существует творческое литературное движение, которое забирает молодежь из улиц, от компов, предоставляет возможности реализовать свои творческие способности. Стоит лишь взять свиток своих наилучших произведений, прочистить горло, выйти к микрофону. Пусть не пугают вас суровые судьи, завистники, яркий свет, не сомневайтесь, - вас услышат.