"Чтобы приручить птицу, надо выпустить ее на свободу..." (фото)

Удивительно красивый фильм, чрезвычайно насыщенные цветом кадры: светлый ажурный виадук среди синеватых гор, оливковое платье Тейлор, голубые глаза Бартона, канареечно-желтое платье Тейлор, шоколадный цвет древесины, из которой сделана статуя полуобнаженной женщины, ярко-алое пончо Тейлор, ультрамариновый океан с белыми гребнями пены, фиолетовый джемпер Тейлор, темно-зеленое буйство первобытной природы на картинах Лоры Рейнолдс, ослепительно-белая шляпа Тейлор, бледное лицо Эвы-Мари Сент...
"Мастер-класс: как соблазнить священника", - иронично прокомментировала сюжет моя киевская подруга. Действительно, Эдвард Хьюитт (Бартон) – протестантский пастор и директор христианской школы-интерната для мальчиков - давно и надежно женат. Жена Клэр (Эва-Мари Сент) - верная подруга, изобретательная помощница. Душа ее спокойна, доверие к мужу (и к Богу?) - безгранично, поэтому можно себе представить, как ее шокирует внезапное признание Эдварда: «Я был с Лорой Рейнолдс... Мы занимались любовью на берегу океана, в случайных мотелях, везде».
Лора Рейнолдс (Тейлор) - художница, атеистка и феминистка, водится с хиппи; в ее пестром обществе все равны - черные и белые, мужчины и женщины, безработные и хорошо устроенные. Эта женщина чувствует себя достаточно свободной, чтобы родить без брака, чтобы не идти замуж без любви, чтобы позировать обнаженной скульптору, в талант которого она верит. Возможно, если бы кино снималось сегодня, образ Лоры вышел бы более скандальным, более эпатажным – и отталкивающим. В 1965 году режиссер Винсенте Миннелли освободил свою героиню от консервативных предубеждений, от комплекса женской неполноценности, наконец, от религиозных суеверий - но, спасибо ему, оставил ей высокую личную культуру, внутреннюю силу и женственность. И еще, черт возьми, она добра - добра ко всему, что ее окружает: один из самых трогательных моментов - когда они с пастором вдвоем лечат раненую птичку…
Фильм нетороплив, очень философичен, насыщен глубокими диалогами: что такое человек и что такое Бог? что такое грех? что такое брак? Пастор тоже на высоте - вспомнить хотя бы эпизод на хиппи-вечеринке, где он в остроумной пикировке наголову побеждает богемного скульптора, - но смысловым центром картины является, бесспорно, Лора: искренность и вдумчивость этой женщины вынуждают пастора не только полюбить ее, но и переосмыслить всю свою прежнюю жизнь, свои ценности.
Стоит ли еще добавлять, насколько она красива – чисто физической, земной красотой? Лиззи было 32, когда она играла эту роль; меньше ей и не дашь - но от нее глаз не отвести. Расцвет, изобилие, стихийность, полновесность - вот что такое Элизабет Тейлор в ее 32. Сколько в ней чувственности, сколько в ее глазах любви к Ричарду Бартону, который, напомним, в те годы был ее законным супругом... Да, из всех фильмов с этой парочкой я отдаю предпочтение именно "Кулику" – он нравится мне больше, чем затянутая и патетическая "Клеопатра", и больше, чем культовый "Кто боится Вирджинии Вульф?", пропитанный полной безнадегой и деструктивом.
Не знаю, почему эту киноленту в свое время так критиковали, почему сюжет называли беспомощным. Я так не считаю. Возможно, обе главных роли вышли немного резонерскими, но это не портит фильма - ведь он о людях мыслящих и способных формулировать свои мысли. И трансформация в характере Эдварда мне кажется вполне достоверной. Человек пережил потрясение. И выход, который он, в конце концов, - по-моему, нашел, как для меня, - самый честный по отношению к обеим женщинам.
Ну, а легендарный оскароносный саундтрек – блюзовая композиция The Shadow Of Your Smile by Engelbert Humperdinck - еще одна причина, почему стоит посмотреть этот фильм.
Цитаты:
"Моя мама говорит, что человек - единственное животное, которое убивает ради развлечения".
"В основе нашего представления о Вселенной - человек, без него постичь Вселенную невозможно. Феномен человека в том, что он словно сочетает в себе восторг и ужас перед безграничностью Вселенной. Однако ни тайна времени, ни бессилие перед смертью не в состоянии уничтожить в человеке желание смеяться, работать, творить и... любить".
"- Как по-вашему, можно ли найти Бога на кончике наркотической иглы?
- Я служил в медсанчасти во время войны - и не могу вам сосчитать, сколько тяжелораненых солдат находили своего бога забвения на кончике упомянутой вами иглы!"
"Твое желание было обращено к женщине или к шлюхе? Если я для тебя - женщина, то сейчас ты должен чувствовать то же, что и я: спокойствие, умиротворение, чистоту удовольствия - и никакой вины".
«Чтобы приручить птицу, надо выпустить ее на свободу...Только таким способом можно вообще кого-нибудь приручить».