Сестры де Хевилленд: любить нельзя ненавидеть (фото)

Люцина Хворост  |  Среда , 31 декабря 2014, 18:00
Пересматривали недавно "Письмо незнакомки" (1948) по Цвейгу, раннюю экранизацию Офюльса, насыщенную венским колоритом и ностальгическим шиком старой Европы, - и я, между прочим, начала было пересказывать мужу историю успеха и вражды двух голливудских легенд, непримиримых сестренок Оливии де Хевилленд и Джоан Фонтейн.
Сестры де Хевилленд: любить нельзя ненавидеть (фото)

Они, сестры де Хевилленд, были почти ровесницами (Оливия родилась 1 июля в 1916 г., Джоан - 22 октября в 1917 г.). Их мать Лилиан была актрисой и, похоже, задалась целью воспитать актрису из своей дочери - почему-то именно из старшей. Оливия росла в убежденности, что она безмерно красивее младшей сестры, а следовательно, и шансов на успех у нее больше. В детстве было много чего: и тяжелое соперничество за благосклонность матери, и порванные Оливией  платья, чтобы они не достались Джоан, и сломанная в детской драке ключица Джоан... Когда Оливия выросла, она стала делать успехи в Голливуде; Джоан, не желая уступать сестре, направилась туда же, но ей не везло: ее брали лишь на эпизодические роли, да и красавицей она сперва,  в отличие от сестры, не считалась. Возможно, в те времена, в отличие от наших, в моде был "наивный" типаж: пышные формы, круглые женские личики и более мягкие черты, - а худощавые женщины драматического типа внешности могли претендовать максимум на амплуа "дурнушки с шармом". А может, виной всему именно та уверенность в себе, которой у старшей сестры было вдоволь, а у младшей - маловато? Ведь чертами Оливия и Джоан все же похожи, хотя Оливия более миловидная, а в Джоан больше остроты.

Все изменил фильм "Ребекка". Говорят, на каком-то приеме Джоан посчастливилось сесть рядом с  Хичкоком, который как раз искал актрису для своего нового фильма по повести Дафны Дюморье. Глаз мэтра упал на скромную, зажатую Джоан: вот какой должна быть его героиня - ссутулившейся, запуганной, неуверенной, подавленной неразгаданными тайнами враждебного поместья! И гений Хичкока попал в десятку. На съемках зажатость Джоан усиливала неприязнь со стороны Лоуренса Оливье, который играл в "Ребекке" главную мужскую роль, а в главной женской очень хотел видеть не Джоан, а свою жену Вивьен Ли (между прочим заметим: слава богу, что ее не взяли, - Вивьен просто не умела выглядеть в кадре скромно и незаметно).

Этот фильм открыл Джоан Фонтейн для большого экрана. За следующий фильм, тоже хичкоковский, - "Подозрение" - она уже получила Оскара.

А Оливия де Хевилленд на то время еще "Оскара" не получила, хотя имела на него большие шансы -  за роль Мелани Гамильтон во всем известных "Унесенных ветром". За роль второго плана была награждена Хэтти МакДэниел, первая чернокожая актриса, отмеченная "Оскаром".

По воспоминаниям Джоан, услышав свое имя среди награжденных, она буквально вросла в кресло - а вместо приветствия от сестры донеслось злобное: "Шевелись давай"!. Вспомнив все детские обиды, Джоан залилась слезами - но сказала себе, что никогда больше не позволит Оливии доводить себя до слез.

С тех пор отношения между сестрами представляли собой бесконечную вереницу ссор и коротких примирений.

Оливия де Хевилленд все-таки получила Оскара, даже два - в 1947 и 1950 годах. Во время ее награждения в 1947 году Джоан пыталась за кулисами поздравить ее, но фотокадр зафиксировал, как Оливия с каменным лицом демонстративно обходит сестру, игнорируя ее протянутую руку. По некоторым свидетельствам, причиной такого поведения Оливии стала обида на то, что Джоан грубо высказалась в печати о тогдашнем муже сестры.

Современники вспоминают, что Джоан, выросшая из образа боязливой дурнушки, начала перехлестывать в другую сторону: на съемках вела себя свысока и не сдерживала своего острого языка. Оливию же помнят  подчеркнуто мягкой и вежливой - из-за этого Джоан винила ее в лицемерии.

Смерть матери не объединила сестер, а наоборот – стала точкой окончательного разрыва между ними. Во время последних дней Лилиан с ней была Оливия - у Джоан были съемки на другом континенте. Когда мать умерла, Джоан, если верить ей, не получила от сестры вести об этом - о смерти матери она узнала намного позже из сочувственной открытки, посланной другом семьи. Если же верить Оливии, сообщение о смерти матери и приглашение на похороны она сестре отправляла - это, мол, сама Джоан не соизволила прибыть...

С тех пор сестры жили на разных континентах (Джоан разводила собак в Калифорнии, Оливия выращивала розы поблизости от Парижа) и не общались между собой. Обе, как оказалось, из тех, кто умеет помнить обиды долго, очень долго.

Джоан иногда говорила: "Я младше Оливии, но именно я первой вышла замуж и именно я первой взяла Оскара. Если я еще и умру первой - она и вовсе позеленеет от зависти!"

Она и умерла первой. Тихо умерла во сне в ночь на 15 декабря 2013 года. (Если бы не Майдан, эта новость не прошла бы мимо меня.) Джоан Фонтейн, легенде мирового кино, было 96.

Оливия де Хевилленд выступила с кратким заявлением о том, что смерть сестры ее "шокировала и огорчила". Оливия жива и поныне. Ей 98.

Трудно сказать, за какою из сестер больше право или вражды, так же трудно и отдать пальму первенства любой из них как актрисы. Могу только дать некоторые советы тем, кто интересуется классическим кинематографом:

- чтобы память об Оливии не застряла в вашем сознании исключительно образом жертвенной и мягкой, вплоть до пресности, Мелани Гамильтон - пересмотрите оскароносную "Наследницу" (The Heiress, 1949), "Мою кузину Рэйчел" (My Cousine Rachel, 1950),"Тише, дорогая Шарлотта" (Hush... Hush Sweet Charlotte, 1964, - заодно полюбуетесь характерной игрой Бетти Дэвис, которая мало с кем дружила, а вот Оливию любила);

- хотите оценить Джоан Фонтейн не только в амплуа бедной и скромной, но гордой девушки, которой она была в "Ребекке" (Rebecca, 1940) и "Джейн Эйр" (Jane Eyre, 1943), - смотрите "Подозрение" (1941), "Письмо незнакомки" (Letter from an Unknown Woman, 1948) или "Айвенго"(Ivanhoe, 1952, - там она ни много ни мало леди Ровена, а конкуренцию ей составляет юная и зажигательная Элизабет Тейлор).