Артбук – это фрагмент жизни, преобразованный в повествовательный формат – художник Антон Ткаченко

- Расскажи, как возникла идея открыть выставку в ЛитМузее? Предыдущее твои проекты были художественными, выставлялись в галереях, участвовали в фестивалях визуального искусства. А теперь у тебя в концепции заявлено, что твоя выставка – это книги с размышлениями о книгах.
- Это по-прежнему художественные проекты, просто форма немножко поменялась. Теперь это не картина и не видео, не инсталляция, а книга. И где лучше всего выставить книгу, как ни в ЛитМузее? Все ожидают разрыва шаблона или чего-то иного, но иного нет: просто художник показывает книги в Литературном музее. Все очень просто.
- Расскажи о том, что такое артбук?
- Артбук подразумевает некую уникальность книги. Но на самом деле, уникальные книги бывают разных форматов и видов: комиксы, зины, артбуки. Для меня это, прежде всего, попытка преобразовать некую историю, некий фрагмент жизни в повествовательный формат, не ставящий перед фактом, а предлагающий себя почитать, полистать – демократичная форма.
- А чем артбук отличается от комикса (раз ты привел его в пример)?
- В том смысле, как используется термин артбук в Украине, может ничем не отличаться. Артбук может быть и комиксом, и книгой, и сборником иллюстраций. Лишь бы это претендовало на некую уникальность информации. Все, что не похоже на стандартную книгу, в нашем пространстве принято называть артбуком. В мировой практике комикс – это история, которая рассказывается с помощью линий, точек, штриховки. Точно так же в мировой практике артбук – это некое художественное высказывание. Оно не претендует на какую-то складную историю, а скорее является отражением художника.
- Но эта история может и присутствовать?
- На выставке в ЛитМузее будет представлено 38 книжек. В некоторых эта история есть, в некоторых нет, в некоторых она обозначается как история, но не является такой. Я создавал их в формате дневника, не как дневника на каждый день, а как дневника на яркие события и впечатления.
- А сколько всего у тебя артубков?
- Около 60. Эти я отобрал, потому что мне кажется, что они очень хорошо пересекаются друг с другом, и они сделаны в ограниченный период: это книги начиная с конца 2016 до 2018 года.
- В какой технике ты создавал свои артбуки?
- Во всех, наверное. Половина этих книг – записные книжки, поэтому они не имеют четкого материала или структуры, скорее, просто являются фиксацией мысли на какой-то определенный момент. Некоторые книги полностью сделаны из ткани, некоторые – из каких-то старых вещей.
- Когда и как ты решил сделать свой первый артбук?
- Первый артбук я сделал еще в школе, когда я посмотрел комиксы, которые мне удалось тогда достать, - истории про Бетмена. Насколько я помню, они были палеными, было видно, что их рисовали несколько человек и тексты переводились с помощью переводчика… Мне показалась эта форма интересной, я попробовал ее повторить – но ничего не получилось. Следующая попытка была на первом или втором курсе: я сделал одну книгу, я ее напечатал, у нее было 10 экземпляров, но я не понял, что с этим делать. К этому формату я вернулся только после окончания вуза, потому что я столкнулся с проблемой, что рисовать, а значит, и думать, надо постоянно и везде, у меня начали скапливаться огромное количество альбомов и записных книжек. И я подумал, что если я трачу такое количество времени на эскизы и запись своих мыслей – то почему бы не оформить нечто, что готово к просмотру? И первый артбук – это мой дневник, который я раскрасил акварельной краской.
- Ты в концепции пишешь, что твоя выставка – размышление о роли книги. Что раньше она была элементом привилегированности, а теперь, благодаря развитию технологий, стала очень доступной. Артбуки же – это возвращение книге некой статусности. Я правильно поняла?
- Это не борьба с информацией и интернетом, скорее, это наблюдение того, что многие художники делают и издают свои артбуки, и их не становится меньше. Рано или поздно художник вернется хотя бы раз к этому формату. А если подумать, сколько у нас в стране художников и сколько они могут сделать книг, то получается, что многие книги существуют в одном или двух экземплярах. И это ставит вопрос о доступности этой книги о том, должна ли быть она доступной. С другой стороны, есть определенный романтизм, присущий коллекционированию таких предметов.