Человечество вступило в новую геологическую эпоху

Суббота , 2 июля 2016, 13:44
Ей уже дано название «антропоцен» — геологической эпохе человека и машины. Находимся ли мы в ней прямо сейчас?
Человечество вступило в новую геологическую эпоху

В конце этого лета Международный союз геологических наук соберется и попытается ответить на эти весомый вопрос.

Следы индустриального общества еще не утонули в осадочных толщах: они все еще вокруг нас. Мы создаем их прямо сейчас. Чтобы выяснить, действительно ли человечество стало геологической силой природы, нам нужно убедиться, что наши следы останутся надолго после нас.

Ещё в 1922 году российский академик А.П. Павлов предложил термин «антропоген» для обозначения сходного понятия. Сюда же можно отнести идею «антропогенеза» академика Ферсмана (1934 год). Академик Вернадский в 1936 году говорит об  антропогенной и психозойской геологической эре. Термин «технозой» употребляет в 1968 году Рудольф Баландин. 

Есть шесть признаков новой эпохи, которые, как предлагают ученые, раскопают будущие поколения (если они будут).

Техноископаемые

В производстве мусора современное человечество преуспевает. От CD-ROM’ов до пенополистироловых стаканчиков, мы быстро заполняем наши свалки, наши океаны и даже ближайший космос мусором, который не разлагается. Бельмо в виде большого тихоокеанского мусорного пятна уничтожает окружающую среду. Эти «техноископаемые», вероятно, останутся на Земле на тысячи или миллионы лет, даже если люди не переживут это столетие.

Некоторые свалки, в низинах тектонически просадочных районов, просто уйдут глубоко, чтобы окаменеть. Там, где мусорные свалки будут размыты, они начнут выпускать свой мусор, в том числе пластик, в осадочный цикл.

Когда инопланетные археологи начнут раскапывать останки нашего общества в далеком будущем, они могут предположить, что пивные бутылки и пакеты из магазина, а не люди были доминирующей формой жизни на нашей планете.

Фактические ископаемые
Популяция людей экспоненциально росла с самого начала промышленной революции, и миллиард людей в 19 веке превратился в семь миллиардов людей сегодня. Вместе с нами растут домашние животные, коровы, свиньи, овцы, кошки и собаки.

Одновременно исчезают другие виды — в прошлом году ученые подтвердили, что мы находимся на пороге шестого массового вымирания. Между тем организмы, которые не собираются вымирать, плодятся и расселяются по планете новыми и необычными способами: изменения климата и урбанизация привели к миграции видов по всей планете, некоторые виды идут на север с потеплением полюсов; другие начинают жить в городах; третьи животные и растения отправляются на самолетах или кораблях в дальние уголки Земли.
Достаточно вспомнить пистию в Северском Донце. То есть природный мир из-за человека сильно изменился.

Современное промышленное животноводство признается одним из главных факторов, разрушающих экологию планеты. Оно производит почти 20% выбросов всех парниковых паров (больше всех видов транспорта) и занимает огромные территории сельхозугодий, под которые вырубаются ценные леса. С 1950-х годов под нужды животноводства было уничтожено больше 50% тропических лесов.
Фермерских животных сегодня насчитывается 16, 8 миллиардов, то есть в два с лишним раза больше, чем людей. При этом животные намного больше едят. В сельском хозяйстве используется около 70 % пресных водных ресурсов планеты. С каждым годом ее требуется все больше. Дефицит воды — ещё одна из глобальных проблем Земли, напрямую связанная с животноводством.

Углеродная порча
Ни для кого не секрет, что люди сжигают ископаемое топливо и высвобождают огромные количества углерода в воздух — примерно 10 миллиардов тонн в год, как показывают последние проверки. Диоксид углерода приводит к потеплению климата и меняет химию атмосферы. Приплюсуйте к этому всю закись азота, диоксид серы, хлорфторуглероды и другие промышленные загрязнители, которые мы не брезгуем накачивать в небеса.

Это всё оседает во льдах и ледниках.
Пройдут десятки тысяч лет, и вновь образованные слои льда на северном и южном полюсах станут ловушкой для нашей современной атмосферы, заточат пузырьки воздуха и предложат геохимикам будущего попробовать на вкус небо вчерашнего дня.

Азотные удобрения

Сельское хозяйство меняло форму нашей планеты в течение последних десяти тысяч лет, но все предыдущие аграрные достижения меркнут в сравнении с технологическими достижениями середины 20 века. Одно из них, процесс Хабера, полностью перевернул способ питания, нашего и нашей планеты. Разработанный немецкими химиками Фрицем Хабером и Карлом Бошем, этот процесс использует высокое давление и нагрев, чтобы преобразовать атмосферный азот (инертный газ N2) в аммиачные удобрения; раньше на это были способны лишь «азот-фиксирующие» бактерии. Удобрения стали дешевыми и быстро производимыми, поэтому фермеры с удовольствием взяли их на вооружение. Урожайность пошла в рост.
Для биосферы этон е прошло бесследно. Насыщение удобрениями удвоило количество активно циклирующего азота в нашей биосфере и некоторые виды стали активно развиваться. Например, когда удобрения просачиваются в озера, реки и прибрежные воды, они питают обширно цветущие водоросли и выталкивают прочие формы жизни. Внезапный разгон азотного цикла на Земле оставит неизгладимый след в геохимии и экологии антропоцена.

Скважины

Люди копают, бурят, разбивают и взрывают недра коры нашей планеты, накапливая тысячи метров осадков за сотни или миллионы лет. Ни один вид или природный процесс не делал ничего подобного прежде.
Эти следы могут быть самым перманентным, а значит и истинно геологическим шрамом, который оставляют люди. Единственный способ убрать эти отметины — вытащить их на поверхность и позволить эрозии сделать свое дело либо исчезнуть в процессе континентального столкновения или другой тектонической активности. Как бы то ни было, на это уйдут десятки или сотни миллионов лет.

Ядерное оружие

Ученые больше озадачены не тем, существует ли антропоцен, а когда точно он начался. Некоторые предлагают в качестве точки отсчета первый сдвиг в атмосферном CO2, вызванный людьми — когда европейцы мигрировали в Новый Свет и начали всех убивать. Другие предлагают 1964 год.
Этот год стал важным для испытаний ядерного оружия — настолько важным, что привел к резкому всплеску радиоактивного углерода (углерода-14) в нашей атмосфере.
Этот избыточный углерод-14 попал в пищевую цепочку и биосферу, от растений к животным, от людей к почве. Если вы жили на Земле в 60-70-е годы, внутри вас неизбежно будет след холодной войны.