Финскую модель образования начали внедрять на Полтавщине. Далее - вся Украина

Понедельник , 5 марта 2018, 16:31
В феврале образовательное движение EdCamp Ukraine и финская образовательная компания Lumo Education провели в Украине эксперимент «Измениться за 7 дней». Заявки на участие они получили от каждой 25-й школы в Украине, всего — 673. Победила школа в селе Трудолюб Полтавской области — ее заявка была самой убедительной.
Финскую модель образования начали внедрять на Полтавщине. Далее - вся Украина

Финская экспертная группа работала в школе на Полтавщине неделю, а в последний день вместе с учительницей, которая подавала заявку, Валентиной Федорякой и командой EdCamp Ukraine встретились с министеркой образования и науки Украины Лилией Гриневич, ведь эта инициатива предшествует совместному межправительственному украино-финскому проекту в сфере образования. 

Всю неделю финские педагоги обучали украинских коллег методике соучительствования — проведению совместных уроков по различным дисциплинам несколькими учителями одновременно. По словам финнов, украинские учителя сразу разобрались в новой методике и уже готовы применять ее на практике. Украинские дети готовы к ней тем более.

Из Финляндии в Украину приехали втроем: Эса Синивуори, Каису Хелминен и Дмитрий Науменко. Первые двое — педагоги со стажем двадцать пять и пятнадцать лет соответственно, работали в Финляндии и за рубежом, занимаются обучением учителей и учительниц в других странах. Региональный директор Lumo Education в Украине Дмитрий Науменко знаком и с финской, и с украинской образовательными моделями. С последней сначала как ученик — закончил школу в Черкассах и уехал в Финляндию, а затем — как аналитик. Он не скрывает радости от общения с украинскими педагогами: «Мы ехали, ни на что не рассчитывая ... Но нам фантастически повезло: и дети, и педагоги не просто жаждали знаний и идей, а моментально придумывали, как их воплощать».

«Самое главное, что я увидела у финских коллег, — искреннее уважение к ребенку, отношение к учащимся как ко взрослым, — говорит учительница математики Валентина Федоряка. — Их огромный опыт учительства основан на детоцентризме. Они не говорят ребенку: «Вот так правильно, а ты делаешь неправильно». Эса подошел к девочке и сказал: «Хорошо. Ты знаешь, я тоже когда-то так думал, но оказалось, что на самом деле это не так».

Валентина Федоряка — «локомотив» изменений в школе. Осенью она вместе с коллегами из других регионов побывала в образовательной экспедиции ЭдМандры в Финляндии, а затем сама подала заявку на участие школы в эксперименте. «Нам важно, чтобы заявки подавала не "администрация", не "сверху", чтобы желание измениться шло от самих преподавателей», — говорит лидер движения EdCamp Ukraine, советник министерки образования и науки Украины Александр Элькин.

Изменение отношения к детям — самое важное в реформе образования, убеждены финские эксперты. И в школе, которую выбрали для проекта, это уже понимают. «Важна не материально-техническая база, а то, для чего она служит, — говорит Дмитрий Науменко. — Я знаю, как бывает: в школе стоят электронно-цифровые доски, которыми педагоги не пользуются, потому что боятся сломать. Мы провели неделю в не самой богатой сельской школе Украины, но в ней на ступеньках (!) написана таблица умножения, есть маленький школьный музей, они делают открытую школьную библиотеку. А это уже очень круто. Думаю, что и с внедрением соучительствования у них не будет проблем».

Соучительствование, или Сo-Teaching, — это ведение интегрированных уроков несколькими педагогами вместе. Эту методику финские коллеги показали украинским в действии и разобрали в теории. Важно, что соучительствование — не только занятия, которые педагоги проводят вместе, но и подготовка к ним, совместная разработка планов уроков, их анализ и тому подобное.

Разговор о соучительствовании финская команда начала с рассказа педагогам и ученикам о том, что финская система образования базируется на доверии, автономности, социальном конструктивизме и обучении через эксперимент. Как это работает — показали на интегрированных уроках в 4-6 классах. Например, говоря о цепи питания или изменениях в численности популяции живых существ, учителя предложили использовать не только биологические науки, но и язык, математику, физкультуру, искусство. Каждый урок — увлекательная игра. На следующий день ученики экспериментировали, создавая коллажи и арт-объекты. Так знания закрепляются лучше, убеждены финские педагоги. Еще одним важным инструментом является самооценивание ученицами и учениками своей работы на уроке — это помогает понять, где ребенку нужна поддержка или дополнительное внимание и разъяснения.

В последний день проекта участники и участницы встретились с министеркой образования и науки Украины Лилией Гриневич, которая хочет применить опыт эксперимента в рамках большого межправительственного украино-финского проекта — он должен начаться в этом году. Финская министерка образования Киуру Криста договор о проекте уже подписала. А ее украинская коллега пока подписать не может. По словам Александра Элькина, ждут, пока программу партнерства и финансовой помощи утвердит Верховная Рада. Но это не мешает начинать работу уже сейчас. Эксперты Lumo Education настроены на долгосрочное сотрудничество в вопросе подготовки учителей и учительниц по всей Украине.

«Мы не привлекали к этому эксперименту какие-либо гранты или бюджетные средства, реализовали его с помощью внутренних ресурсов двух дружественных организаций и сделали бесплатным для коллектива и учащихся школы. Сейчас хотим распространить этот опыт и помочь всем желающим применять методики, которым обучили нас финские коллеги, — рассказывает Александр Элькин. — Мы часто говорим, что необходима подлинная интеграция предметов, что школа должна учить ребенка не формулам или определениям, а компетенциям, которые можно применить в жизни. Теперь я точно знаю, что для этого нужно соучительствование, то есть действенное сотворчество педагогов (и, конечно, детей)».

В проекте также принимали участие педагоги из школ-полуфиналисток из Мелитополя, Дрогобыча, Кропивницкого — они понесут новые знания в свои коллективы. О дальнейшей поддержке школы в селе Трудолюб говорят и сами финские педагоги — обещают консультировать, помогать дистанционно. А трудолюбовские педагоги готовят собственные проекты совместных уроков: «Нам теперь постоянно звонят коллеги, журналисты, — говорит Валентина Федоряка. — Всех интересует финское образование, спрашивают, как там у нас все изменилось. А ведь мы только начинаем».

Впоследствии о проекте выйдут статьи в журнале «Фокус» (ориентированные на родителей) и на сайте Новой украинской школы (ориентированные на педагогов). Финской реформе образования и самому проекту будет посвящен спецвыпуск журнала «Школьный мир».