Из Харькова стартует всеукраинский тур, популяризирующий украинскую классическую музыку

Понедельник , 5 ноября 2018, 16:03
В пятницу, 9 ноября, в Доме Алчевских состоится первое концертное исполнение «11 этюдов в форме старинных танцев» «украинского Моцарта» Виктора Косенка, в реконструированной оркестровке Леонида Быльчинского.
Из Харькова стартует всеукраинский тур, популяризирующий украинскую классическую музыку

Это возрожденное произведение МАСО «Слобожанский» исполнит под руководством дирижера из Киева Сергея Лихоманенко. По словам организаторов, концертом «Код Косенко» начнется всеукраинский тур, популяризирующийукраинскую классическую музыку.

«С программой «Код Косенка», нацеленной на популяризацию украинской классической музыки, мы планируем выступить во всех крупных городах страны. Кроме того, к проекту уже проявили интерес в Италии, Эстонии, Азербайджане, – увлеченно рассказывает один из организаторов проекта и его дирижер Сергей Лихоманенко. – Ведь Виктор Косенко – один из самых интересных композиторов XX века, создавший музыкальные шедевры мирового класса. Стартуем мы в Харькове, именно здесь, 90 лет тому назад, состоялось первое исполнение «Героической увертюры» – дебютного симфонического произведения этого выдающегося композитора».

О Викторе Косенко заведующий его Музеем-квартирой Владимир Мудрык может говорить часами: «Композитор-интеллектуал, блестящий пианист и педагог… Он умер в 42 года, но оставил после себя целый ряд замечательных, романтических произведений.» Самое известное из них – «11 этюдов в форме старинных танцев» – было написано для фортепиано в 1928-1929 годах. Затем в 90-е годы прошлого века другой выдающийся украинский музыкант Леонид Быльчинский адаптировал сочинение для большого симфонического оркестра. «Двадцать лет партитура хранилась у его учеников, пока одна из них, Оксана Овдейчук, не принесла ее мне – вспоминает Сергей Лихоманенко. – Мы с коллегами-музыкантами реконструировали нотный текст, и теперь его сможет исполнить МАСО «Слобожанский» в программе концерта «Код Косенка».

Сергей Лихоманенко признается, что любит работать с произведениями, которые не исполнялись ранее, да и в музыкальных кругах он имеет репутацию дирижера-экспериментатора. «Первое исполнение – это всегда эксперимент. Важно правильно понять и передать зрителям творческий замысел композитора, а это требует тесного творческого взаимодействия с автором, а, когда это невозможно, приходится полагаться исключительно на свое «дирижерское чутье».» Еще в начале своей музыкальной карьеры музыкант был впечатлен работами украинского композитора Николая Колессы. С тех пор исполнение и популяризация украинской классической музыки, а также поиск и реконструкция ее забытых шедевров, стали «основной линией» его деятельности как академического дирижера.

Для дирижера очень важно, что эта работа получила поддержку художественного руководителя МАСО Гаррия Абаджяна, ведь с Молодежным оркестром музыканта связывают давние узы творческого сотрудничества. «С Сергеем Лихоманенко коллектив сотрудничает с 2012 года и для него МАСО был первым оркестром в его дирижерской карьере, – говорит директор оркестра Алена Еремина. – Да и само это произведение Косенко соответствует динамичной и креативной атмосфере Молодежного оркестра. Глубоко национальное в своей основе, оно соединяет музыку разных стилей – барокко, романтизма и неоромантизма, что конечно же, интересно и оркестрантам, и зрителям». А по мнению Сергея Лихоманенко «11 этюдов ...» интересны еще и тем, что в них в музыкальной форме зашифровано своего рода музыкальное послание композитора, отсюда и название концерта – «Код Косенка». Цикл построен по сюитному принципу. В основе сочинения – традиционная сюита эпохи барокко, состоящая из старинных танцев – аллеманда, куранта, сарабанда и жига. Но автор значительно расширяет цикл, вводит два гавота, два менуэта, бурре, ригодон, пасакалью. Зачем он это делает, и почему он располагает танцы именно в такой, а не в иной последовательности, можно понять только послушав это замечательное произведение, «расшифровав», таким образом, «Код Косенка». А сделать это можно на его премьерном исполнении 09 ноября, в Доме Алчевских.

А следующее выступление МАСО пройдёт ровно через неделю, также в пятницу, 16 ноября. Это будет концерт «В мажоре осень золотая», в котором прозвучат произведения Шуберта, Бетховена и Брамса. Дирижер - Петр Товстуха (Киев). Начало мероприятий в 19:00.