В Харькове стартует образовательная программа второй национальной Биеннале молодого современного искусства

Понедельник , 12 ноября 2018, 16:01
17-20 ноября в Харькове начнется первый этап открытой образовательной программы второй национальной Биеннале молодого современного искусства. Образовательная программа продлится на протяжении почти всего года подготовки к Биеннале (сама же Биеннале состоится в сентябре 2019).
В Харькове стартует образовательная программа второй национальной Биеннале молодого современного искусства

Ее задача – расширить потенциальную зрительскую аудиторию и помочь ей разобраться в восприятии современного искусства, а профессиональному сообществу дать возможность углубить свои знания и наладить межинституциональные контакты.

В первый лекторий организаторы приглашают как профессиональное культурное сообщество, так и всех желающих – лучше научиться критически воспринимать современное искусство и разобраться, как работают современные арт-институции и какова роль кураторов.

Все события образовательной программы бесплатны для посетителей – благодаря поддержке Украинского культурного фонда. Кураторка образовательной программы Биеннале – Екатерина Филюк.

Все встречи состоятся в харьковской Муниципальной галерее, начало – в 18:30.

Одной из самых интересных для широкой публики станет лекция Малгожаты Людвисяк – 17 ноября, 18:30 – «Как мыслить критически?»

Малгожата Людвисяк, кураторка и директорка одного из наиболее интересных в Восточной Европе центров современного искусства – «Замка Уяздовского» Centrum Sztuki Współczesnej Zamek Ujazdowski в Варшаве – будет говорить о том, как современная арт-институция может и должна реагировать на многочисленные вызовы. В частности, речь пойдет о массовой миграции, неолиберальных режимах, царящих в глобализированном мире, и новой волне националистических движений. В таких условиях – что значит быть критическим художником? Каковы возможные инструменты в арсенале арт-институций, чтобы быть социально ответственными? Как мыслить критически?

Малгожата Людвисяк хорошо знакома с украинским культурным контекстом, в частности, была участницей жюри премии Малевича. Подробнее о лекторке – ниже.

"Как утро – с чистки зубов, так и образовательную программу Биеннале мы начинаем с вопроса гигиенического: как мыслить критически?» – говорят организаторы и утверждают, что критическое мышление является основой гигиены сознания.

19 ноября в 18.30 – лекция Александра Соловьева «Современный кураторский проект. Большой формат».

Александр Соловьев, которого называют одним из «мастодонтов» современной кураторской школы в Украине, имеет огромный опыт работы с масштабными проектами, которым и поделится во время лекции. Он будет говорить, в частности, о том, что современное искусство все больше и больше тяготеет к так называемым выставкам-блокбастерам или к биеннале – подчеркивая масштаб и обещая показать срез, обобщить и охватить все имеющиеся тенденции. Обычно в таких проектах на куратора возлагается огромная ответственность, ведь он должен сформулировать яркую и релевантную времени идею и собрать созвездие художников.

Наконец, 20 ноября, так же в 18:30 – «С чем сталкивается куратор. Открытая дискуссия накануне Биеннале». Участие в дискуссии принимают Анна Смоляк (Краков), Мария Ланько (Киев), Борис Филоненко (Харьков).

Во время дискуссии кураторка первого Фестиваля молодых украинских художников, который состоялся в Художественном Арсенале Мария Ланько, куратор последней выставки Future generation Art Prize Анна Смоляк и один из кураторов второй национальной биеннале молодого современного искусства (преемницы упомянутого фестиваля) Борис Филоненко будут говорить о вызовах, с которыми сталкивается куратор в процессе работы над большим проектом. В частности, они поднимут вопрос стыковки различных позиций и роли куратора как фасилитатора и модератора.

Публичная программа стартует во время кураторского интенсива, который пройдет 17-21 ноября – также при поддержке Украинского культурного фонда.

Задача кураторского интенсива – помочь команде, работающей над Биеннале, выработать формат, наметить тему проекта и его ключевые векторы. Напомним, кураторами основной программы, которым и предстоит выработать тему и видение Биеннале, стали Борис Филоненко (Харьков) – его концепт называется «Кажется, я захожу в наш сад» – и Дарья Скрынник-Миська и Анастасия Евсеева (Львов) – концепт «Зона (дис)комфорта». Образовательную программу будет разрабатывать Екатерина Филюк (Киев/Палермо) – одна из трех кураторок, которые работали над первой Биеннале, в прошлом году основанной Министерством культуры и прошедшей в Киеве под названием Фестиваль молодых украинских художников. Детскую программу будет координировать известная харьковская студия Aza Nizi Maza (Харьков), основанная Николаем и Марией Коломийцами.

Программа публичных лекций и кураторский интенсив проходят при поддержке Украинского культурного фонда.