Критический минимум Гольденберга

Среда , 3 августа 2016, 06:58
«Батьківщине» для преодоления барьера не хватило ровно одного (!) голоса, и это одна из наибольших неожиданностей кампании в Мерефе. У «бело-сердечных» в комиссиях было все настолько плохо, что они даже не смогли добиться пересчета голосов на паре участков. В процессе которого можно было найти, скажем, 4 испорченных бюллетеня «Новой Державы» (коммунистам, в принципе, было все равно - они "пролетели"), и лидер списка Наталья Фирсова со Светланой Колодяжной, набравшей аж 28 голосов, стали бы депутатами горсовета.
Критический минимум Гольденберга

«Восточный» вчера опубликовал пофамильный состав депутатского корпуса горсовета Мерефянской объединенной громады. Впрочем, с ним еще могут быть нюансы. Если, например, прошедшая (благодаря своей тезке Татьяне Дядченко) второй номер списка "Нашей земли" является техническим кандидатом, то можно ожидать продвижения по партийному списку более нужных Дмитрию Шевченко кандидатов. Причем ими не обязательно могут стать №3 Александр Сидак, №4 Александр Колодяжный или №5 Наталья Тузко: их просто не было в разрекламированном НЗ списке в рамках "комнатной аналитики".

Если я ошибаюсь, будет просто интересно наблюдать двух Татьян Дядченко на сессиях. Но давайте по порядку.

«Нова Держава» (2,13% - 146 голосов)
Партия закрыла 20 из 34 округов, но лишь в двух из них «связка» малоизвестного партбренда, фамилии кандидата и «флагмана» списка Василия Диброва преодолела 5%-й барьер (оба округа на территории участка №630781, причем в одном из этих случаев округ был «пустым», без кандидата). Партия набрала вдвое меньше голосов, чем на предыдущих выборах в октябре (289), и достаточно закономерно осталась вне горсовета.

«Українська Народна Партія» (3,06% - 209 голосов)
Еще один аутсайдер выборов – «Украинская Народная Партия» – может занести себе в актив четырехкратное увеличение своего результата (в октябре «народники» набрали 56 голосов, что соответствовало 0,76%). Показательно, что почти треть всех голосов для УНП в своих округах собрали Николай Бескровный (12,9% по округу) и Иван Гурин (20,7% по округу).

В действительности, «народники» вполне могли стать главной сенсацией выборов, пройти в совет и разыгрывать там «золотую акцию», если бы не две грубые оплошности. Во-первых, почему-то отсутствовал «флагман» списка, а ведь именно эту фамилию увидели бы в бюллетене избиратели абсолютно на всех округах. Во-вторых, пустыми остались 7 округов, что при малоизвестном бренде и отсутствии первого номера списка привело к закономерным «нулям».  

«Батьківщина» (4,99% - 341 голос)
У «бело-сердечных» была сформированная по итогам выборов 2015 года фракция в горсовете, рейтинг всеукраинского партбренда по сравнению с октябрем существенно вырос, но провальная кадровая политика по подбору команды кандидатов привела к тому, что даже партийного рейтинга (который по состоянию на середину июня был на уровне 13%!) в условиях преимущественно личностно ориентированного голосования избирателей Мерефянской «Батьківщине» не хватило.

Показательно, что на своем округе М. Гольденберг набрал 1,3% (3 голоса!), и это оказался один из худших результатов среди кандидатов от «Батьківщины». Соответственно, набранные им 2,22% на мэрских выборах могут рассматриваться как некий минимум «автоматического отождествления»: любой «нулевой» кандидат без личной поддержки может «удерживать» партийный рейтинг с КПД, минимальное значение которого (назовем это «абсолютным минимумом Гольденберга») – около k=0,45.

Наилучшие результаты в округах связка «Батьківщина-кандидат» показала на территории более «окраинных» участков №630785, 630788, 630789. По сравнению с выборами-2015 (5,84% - 430 голосов) партия «электорально деградировала», не сумев удержать результат.  

«Наша Земля» (5,65% - 386 голосов)
Голосование за «Нашу Землю» практически на 85-90% сводилось к голосованию за «флагмана» списка и кандидата в мэры – Дмитрия Шевченко. Персоналии кандидатов в округах не имели решающего значения при такой доминирующей стратегии отождествления с лидером списка.

Рассмотрим показательный пример: на участке №630779 было три округа – на двух из них выдвигались кандидаты от НЗ, а третий остался «пустым». В итоге именно на «пустом» округе НЗ получила наибольший результат в этом участке (6,96% - выше среднего по всей ОТГ). Что касается совокупного результата, то он ниже ожидаемого. Если в октябре 2015 г. Шевченко де-факто вёл «Укроп», набравший в итоге 11,61% (854 голоса), то сейчас результат куда как скромнее (равно как и в «мэрском бюллетене» поддержка Шевченко сократилась вдвое).

Любопытно, что второй мандат от НЗ получит тёзка и однофамилица секретаря горсовета – Дядченко Татьяна Анатольевна (12,9% - лучший результат среди кандидатов партии) – так что технология «двойников» в ее многочисленных вариациях сохраняет актуальность.     



«Радикальная Партия» (6,68% - 456 голосов)
«Радикалы» сумели сохранить свой партийный рейтинг на июньском уровне, не «испортив» результат откровенно слабой командой, как это случилось с «Батьківщиной». Кандидат в мэры от партии  Константин Олейник набрал 3,98%, сработав на отождествлении с популярным всеукраинским брендом. Самые высокие результаты «радикалы» показали на территории участков №630785 и №630787.

По сравнению с выборами-2015 (8,35% - 614 голосов) «радикалы» несколько ухудшили свой результат из-за общего снижения явки (с 35% до 30%), но благодаря откровенной удаче в виде ситуации с БЮТом (и  распределению «дробных частей» мандатов) это никак не скажется на их представительстве – РПЛ сохраняет в новой каденции свои 3 мандата.


     
«Наш Край» (16,03% - 1094 голосов)
Для «Нашего Края» результат достаточно успешный, особенно по сравнению с прошлыми выборами, на которых партия с трудом преодолела барьер (6,21% - 457 голосов). Два округа, которые у НК не были закрыты кандидатами, дали результат 8-9%, вероятно, на отождествлении либо с самим партийным брендом (достаточно популярным, судя по июньским замерам), либо с «флагманом списка» Аллой Линнык (обладающей личным рейтингом на уровне 7%, согласно тем же замерам).

В целом, у «Нашего Края» каких-либо территориальных закономерностей не обнаружено (ключевым фактором, предопределившим отрыв некоторых кандидатов, вероятно, является успешная «полевая работа» с особо преданным электоратом). Кандидаты от НК набрали большинство голосов в 7 округах (но получили 6 мандатов из-за пропорционального характера избирательной системы). 

«Волонтерская Партия» (16,4% - 1119 голосов)
Хороший результат для «Волонтерской партии», о которой 2 месяца назад в Мерефе ничего не было известно. На 70% результатом партия обязана «флагману» списка, кандидату в мэры Виталию Рябухе, оставшееся – благодаря достаточно сильной команде кандидатов. Прослеживается четкое центр-периферийное деление – в целом, результаты в центральных округах Мерефы у ВПУ лучше показателей на окраине. В отличие от «Нашего Края», «волонтеры» победили только в 4 округах, но получили право на 6 мандатов из-за действующей электоральной формулы.  

    

«Солидарность» (18,07% - 1233 голосов)
Высокий результат «Солидарности» обеспечила сильная команда кандидатов в округах, т.к. ни партийный бренд, ни флагман списка (судя по «мэрскому» голосованию) особой популярностью не пользуются. Почти пятую часть всех голосов «Солидарности» принесли окраины новосозданной Мерефянской ОТГ – Утковка (49% за Рудницкую-БПП) и Озеряны (53% за Березкину-БПП).

В абсолютных величинах «Солидарность» повторила свой октябрьский результат (1246 голосов), но за счет снижения явки в процентах даже несколько прибавила (было 16,96% по Мерефе, без окрестных сел). Кандидаты от «Солидарности» победили в 5 округах, но получили право на 7 мандатов. Наряду с «Нашим Краем» и «Волонтерской партией», результат «Солидарности» объективно можно считать превзошедшим ожидания.

«Відродження» (26,97% - 1841 голос)
Несмотря на первое место, именно у «Відродження» наибольший регресс по сравнению с осенними выборами: в октябре 2015-го результат был 39,38% (2897 голосов). Как итог – потеря 4 мандатов и необходимость уступить кресло секретаря горсовета «Солидарности», на которое, скорее всего, будет та предложит кандидатуру секретаря Утковского поссовета – Светлану Рудницкую.  

Этому способствовал целый ряд объективных и субъективных факторов – например, первый номер партийного списка, которым была Татьяна Дядченко, а не главный транслятор своего личного рейтинга, действующий мэр Вениамин Ситов. Хотя, если бы в Мерефе выборы проходили по чистой мажоритарной модели относительного большинства, «Відродження» сформировало бы однопартийное большинство (кандидаты от команды мэра «победили» в 18 из 34 округов).

Стоит отметить, что у «Відра» достаточно низкий «разброс результатов» по округам (коэф. вариации – 42%, для сравнения у БЮТа – 104%), а наиболее благоприятными оказались участки №630782 и №630788. Как и на прошлых выборах, лучший результат в своем округе показал Александр Нечипоренко – 62,17% или 143 голоса, что больше, чем результаты трех кандидатов в мэры по всей Мерефянской ОТГ.

Как пишет харьковский политолог Антон Авксентьев в блоге на "Варте", проситовское «Возрождение», явно не дотягивая до однопартийной монополии, вроде расклада в харьковском горсовете, однако вполне может повторить конфигурацию областного, образовав большинство вместе с «Солидарностью», и прибавив к коалиции отдельных депутатов из разных списков. 

Действительно, в горсовете Мерефянской громады сразу просматриваются два равновесных альянса – «Відродження»+«Солидарность» (10+7=17 мандатов) и оппозиционный блок (pardon за каламбур) «Нашего Края», ВПУ, РПЛ, «Нашей Земли» (6+6+3+2=17 мандатов). В таких паритетных условиях основное внимание приковывается к персональному составу образовавшихся фракций, т.к. действующая избирательная система (по сравнению с пропорциональной с закрытыми списками) способствует большей автономии депутатов. Я бы обратил внимание, скажем, на депутата от "Нашего Края" Сергея Дейнеку – цитируя все тот же "Новый Харьков", "местного бизнесмена и отца депутата облсовета Руслана Дейнеки (помощника одновремено нардепа Евгения Мураева и мэра Мерефы Вениамина Ситова).

Вероятно, у каждого из альянсов есть варианты персональных договоренностей с 1-2 депутатами из противоположного блока, хотя возможности Ситова здесь представляются боле значительными. Не следует исключать и расширение одной из коалиций за счет целой фракции – «золотую» акцию может пытаться разыграть, например, та же «Наша Земля». Знаковым голосованием, закладывающим формат большинства и конфигурацию будущей работы горсовета, безусловно, станут выборы секретаря совета.  

Отдельно - о выборах мэра Мерефы    


В условиях низкой явки (30% при 35% на выборах-2015) и высокой конкуренции на оппозиционном к действующему мэру поле, Вениамин Ситов достаточно легко выиграл выборы, повторив свой октябрьский результат (набрал 47,7% - было 46,2%). Несмотря на гипотезы об объединении демократических сил вокруг кандидатуры "единого кандидата", напрашивается вывод, что альянс всех оппозиционных к мэру кандидатов вокруг одной персоналии, к сожалению, не привел бы к его победе. Как в Харькове - виртуальный "единый кандидат" осенью не смог бы одолеть голоса "бабушек Кернеса".

На деле главным преследователем Ситова снова стал Виталий Рябуха, также набравший «свои осенние проценты» (21,1% - было 22,9%). Рябуху больше поддерживали в центральных округах, но даже на самом благоприятном для лидера местных «волонтеров» участке (№630786) разрыв между кандидатами составил 10% в пользу мэра.

Как и в октябре 2015 г., третье место занял Дмитрий Шевченко, который в отличие от двух лидеров не смог повторить результат, растеряв практически половину своего электората (7,25% при осенних 14,3%). Отчасти это может быть связано с участием в выборах большего количества кандидатов (возможно, часть осенних голосов Шевченко забрал Константин Олейник).

Кандидаты от «Батьківщины» (Михаил Гольденберг, 2%), РПЛ (Константин Олейник, 3,9%), «Нашего Края» (Новиков, 5,1%), в основном, получили голоса за счет отождествления с партийными брендами, а не как результат персональной поддержки и личного рейтинга. Также заслуживают внимания результаты самовыдвиженца Коваленко (5,4%) и кандидата от «Солидарности» Светланы Рудницкой (3,92%).

Они интересны тем, что в обоих случаях у кандидатов наблюдается крайне неоднородная поддержка по участкам: практически половину своих голосов Коваленко получил в «базовом» Селекционном, а 40% голосов Рудницкой дала Утковка. Это достаточно прогнозируемый, но оттого не менее значимый эффект роли локальных идентичностей «свой/чужой» при выборах в неоднородных территориальных единицах, каковыми являются ОТГ.