Автомобиль не роскошь
Сегодня для Харьковской таможни ГФС особый день.
После проверок подразделениями Департамента внутреннего аудита и контроля центрального аппарата ГФС в сентябре 2015 года первый заместитель начальника таможни Танцеров А. получил выговор, а начальники постов Борисенко А. и Трифонов А. были предупреждены о неполном служебном соответствии, о чем было заявлено на официальном сайте и в приказе ГФС Украины №718 от 18.09.2015.
Отдельным приказом начальник Харьковской таможни ГФС Валерий Остапчук подлежит увольнению в первый же день после выхода с больничного. Этот день как раз сегодня. В противном случае, его после 4-х месяцев отсутствия на работе можно уволить по КЗоТу. Впрочем, г-н Остапчук «по совету друзей» (с) подал в суд на ГФС Украины и, скорее всего, уже располагает соотвествующим решением, оспорившим упомянутый выше приказ.
А пока поведаем о невиданной смекалке таможенников и творческому подходу к оптимизации таможенных платежей. Взять хотя бы схемы на автомобильных пунктах пропуска. Отнюдь не новые, но вполне рабочие и приносят стабильный доход. Но только не государству.
Анализ случаев ввоза транспортных средств на таможенную территорию Украины в режиме «транзит» (с целью уклонения от оплаты таможенных платежей и пользования ими на территории Украины), проведенный подразделениями Департамента внутреннего аудита и контроля ГФС Украины, выявил много интересного. Впрочем, несколько эпизодов коррупционной деятельности руководства и сотрудников таможенного поста «Гоптовка» остались без внимания и должной оценки комиссии. Об одном из них наш рассказ.
Итак, не совсем рядовые жители Харькова Вадим Туманян, Наталья Воробьева, Самвел и Милена Петросовы покупают последние модели MERCEDES BENZ S-class, MERCEDES BENZ G-class, RANGE ROVER и еще один MERCEDES BENZ G-class. Привозят из Германии, дабы не переплачивать, их в Харьков 9 декабря 2014 года. Ставить на учет в органах ГАИ (по совету друзей-таможенников) при этом не спешат и проводят первое ТО (техобслуживание) на СТО, что на площади Руднева , 19. Собственником последнего является Георгий Бахирка, по совместительству - главный инспектор и старший смены таможенного поста «Гоптовка» Харьковской таможни.
Кроме технических услуг автосервиса, этот Бахирка предлагает им ненавязчивый таможенный сервис. Он объясняет, видимо, что не к лицу уважаемым людям уподобляться лохам педальным, платя по таксе за растаможку автомобилей круглую сумму в бюджет государства. Вместо этого им достаточно появляться на границе каждые пять дней и декларировать свои транспортные средства в режиме «транзит». Ну а о такой малости как необходимость контролировать в свою очередь, чтобы общий срок таких оформлений в режиме «транзит» не превышал 60 дней в году для одного авто, Бахирка готов и забыть, конечно, за соответствующее вознаграждение. Автолюбители договорились с таможенником о цене и «лед тронулся».
Схема проста: если не превышать пятидневный срок пребывания автомобилей на территории Украины, то все — почти законно. Ездить автомобили стали каждые 4 дня, в основном в одну и ту же смену (когда старшим смены заступал Бахирка Г.А.), так как график у таможенников на посту «сутки-трое». Получилось выгодно и удобно для обеих сторон.
Вот только законно не получилось. Так, были зафиксированы уникальные факты: в один и тот же день и время, господин Туманян мог перемещаться сразу на двух машинах одновременно, или же, например, когда собственники автомобилей летали в Лондон, Берлин, Париж или отдыхали в Египте, они умудрялись в это же самое время по нескольку раз пересекать границу в зоне деятельности Харьковской таможни на этих автомобилях!
Такие «чудеса» стали возможны, лишь благодаря должностному преступлению, причем организованному группой лиц Доходило до того, что главный инспектор Бахирка Г.А. заставлял подчиненных проводить таможенное оформление упомянутых автомобилей при фактическом отсутствии на границе в момент оформления транспортных средств и их владельцев.
В итоге с декабря 2014 по август 2015 гг. новые автомобили MERCEDES BENZ S-class, два MERCEDES BENZ G-class и RANGE ROVER каждые 4 дня «выезжали» и«въезжали» на одном и том же таможенном посту, как правило, даже не появляясь на границе! Всего было около 250 таких эпизодов, утверждают инсайдеры «Восточного». В пропуске автомобилей было задействовано до 20 сотрудников Харьковской таможни, включая руководство.
Не составит труда подсчитать и экономический эффект от выполненной таможенниками работы - около 1 000 000 гривен, «львиную долю» из которых (820.000 гривен) разделили между собой старшие смен Бахирка Г.А . и Кузнецов В.В., начальник поста Малько А.И. и его заместитель Киндяков Н.Н, а также их куратор, заместитель начальника таможни и по совместительству главный кассир таможни Сердюк Ю.А. - креатура экс-начальника Харьковской таможни Иванова С.В.
Благодаря действиям сотрудников ВБ ГФС в Харьковской области, на основании выявленных вышеизложенных фактов Харьковской областной прокуратурой было возбуждено уголовное дело № 42 015 220 000 000 691 по ст. 366 ч.1 УК (служебный подлог), которое внесено в Единый Реестр досудебных расследований (ЕРДР). Эта статья, в частности (то есть «внесение служебным лицом в официальные документы заведомо не правдивых сведений, другая подделка документов»), предусматривает наказание в виде лишения свободы до 3 лет.
После этого Бахирка Г.А., следуя примеру упомянутого выше Валерия Остапчука, срочно ушел в отпуск на два месяца, затем оформил длительный больничный. На данный момент ни вышеуказанные инспектора, ни руководство поста «Гоптовка» не отстранены от исполнения своих служебных обязанностей и не наказаны, что отнюдь не красит руководство Харьковской таможни.