Электросамосвалы из Харькова - «эхо» 1952 года

Александр Пак  |  Среда , 24 ноября 2010, 13:25
В 1952 г. стараниями Института горного дела Академии наук Украинской ССР, Харьковского троллейбусного депо и треста «Союзнеруд» зародился новый вид транспорта. На шасси самосвалов МАЗ-205 и ЯАЗ-210E, а через два года и двадцатипятитонного МАЗ-525, ими были созданы троллейвозы-электросамосвалы, использование которых должно было значительно повысить экономичность работы самосвалов такого класса.
троллейвоз электросамосвал

Троллейвоз на шасси карьерного МАЗ-525 оснащался двумя троллейбусными электродвигателями типа ДК-202 общей мощностью 172 кВт, управляемыми одним контроллером и четырьмя контактными панелями типа ТП-18 или ТП-19. От электродвигателей также приводились в действие гидроусилитель руля и подъемное устройство самосвальной платформы. Передача электроэнергии от электростанции к электродвигателям автомобилей осуществлялась таким же образом, как и у обычных троллейбусов: по маршруту их работы натягивались провода, которых электросамосвалы касались двум дугами, установленными на их крыше. Труд водителей на таких машинах был легче, чем на традиционных самосвалах, производительность троллейвозов-электросамосвалов по сравнению с ними была выше на 76%, а стоимость тонно-километра ниже на 39%.

Электродвигатель ДК-202 устанавливался также на троллейбусы МТБ-82. Троллейвозы были созданы на основе всех тяжелых самосвалов того времени. МАЗ-205 был двухосным самосвалом грузоподемностью 5 тонн, ЯАЗ-210E был треххосным самосвалом грузоподемностью 10 тонн. МАЗ-525 был двухосным карьерным самосвалом нового поколения и имел грузоподьемность 25 тонн. МАЗ-205 имел ярославский дизель мощностью 110 л.с, ЯАЗ-210E имел ярославский дизель мощностью 165 л.с, МАЗ-525 имел "танковый" дизель мощностью 300 л.с. Привода на переднюю ось самосвалы не имели. Все остальные серийные самосвалы СССР того времени имели маленькую грузоподемность и бензиновые двигатели. После образования БелАЗа МАЗ-525 стал его первой моделью под названием БелАЗ-525.

Особо интересно, что инициатива по созданию троллейвозов появилась в 1952 году, то есть в то время, когда интереса к городским грузовым троллейбусам не было. Также интересно, что инициатива по созданию троллевозов появилась в Украине. Ведь Украина не имела особенно сильной горной промушленности(добыча угля в Донбасе идет закрытым способом). Троллейвозы этого типа прдназначались для эксплуатации в карьерах, поэтому они делались только на базе самосвалов. Модификаций троллейвозов с бортовым кузовом или кузовом-фургоном видимо не было.

Это оригинальная инициатива видимо не имела практических последствий, все ограничилось постройкой опытных экземпляров. Правда встречаются упоминания о том, что "На некоторых разработках полезных ископаемых открытым способом работали троллейвозы МАЗ-525Т". Но это видимо ошибка.




Источник: журнал "Автомобильный транспорт"(N6 1996)
Фото: www.conceptcar.ee