Калиф на час, или Порошенко как последний из могикан «ющенковской эпохи»

Юрий Юрко  |  Понедельник , 12 октября 2009, 17:50
9 октября Украина наконец-то получила министра иностранных дел. Им стал Петр Порошенко.

Порошенко на этот момент занимал лишь одну официальную государственную должность, и то на общественных началах - Главу Совета НБУ. Впрочем, полный список всех титулов нового главдипломата гораздо шире.

Он и мультимиллионер, контролирующий кондитерскую корпорацию «Рошен» и автомобильную - «Богдан», чье состояние (и то, после кризиса) оценивается в около полмиллиарда долларов.

И влиятельный политик, сразу после победы Ющенко на президентских выборах претендовавший на пост премьер-министра - но после назначения на эту должность Тимошенко превративший Совет национальной безопасности едва ли в «параллельное правительство». И лицо, приближенное к Виктору Андреевичу, в силу статуса «кума».

Почему главой дипломатического ведомства стал именно Порошенко? Да просто, никто, кроме него, с большой долей вероятности на эту должность не прошел бы. Принцип «двойной инвеституры», когда президент вносит представление, а парламентское большинство утверждает - уже похоронил карьеру немалого количества политиков. Особенно, с учетом нынешней «горячей любви» между Ющенко и Тимошенко.

Кандидат на любую должность «президентской квоты» должен обладать уникальным качеством – удовлетворять этих обоих «заклятых друзей». Что в большой мере можно сказать именно о новом министре.

С одной стороны, Петр Алексеевич в последние годы значительно улучшил отношения с Юлией Владимировной, старается не вспоминать о былой вражде, когда из-за интриг последней он слетел осенью 2005 года с должности Секретаря Совбеза. И даже, по некоторым данным, всерьез рассматривался «газовой принцессой» в числе кандидатов на пост и главы Минфина, и даже – председателя НБУ (если, конечно, оттуда удалось бы «спихнуть» Стельмаха). Да и сам Порошенко весь минувший год постоянно «светится» в популярных телевизионных ток-шоу с жесткой критикой политики Нацбанка, что вряд-ли сильно нравится президенту.

С другой стороны, «шоколадный король» никогда не позволял себе прямых резкостей в отношении бывшего шефа. В отличии, скажем, от другого ющенковского кума, Жвании, ставшего былому «кумиру Майдана» пожалуй, не меньшим врагом, чем «женщина с косой» - после скандальных разоблачений о мнимости диоксинового отравления. Такая, пусть и ограниченная лояльность, наверняка ценится Виктором Андреевичем – что и подтверждает представление на должность главы дипломатического ведомства.

Неужто, «закат Америки»?

Надо сказать, что это представление для самого Порошенко уже не первое. Сразу после перехода Арсения Яценюка с должности главы МИД на пост спикера Верховной Рады кандидатура экс-секретаря Совбеза уже рассматривалась в качестве преемника нынешнего кандидата в президенты в стиле «милитари». Но тогда, как говорят, роковую роль сыграло «есть мнение» американского посла в Украине Тейлора. Последний (и, судя всего, стоящий за ним Вашингтон) предпочел вместо более прагматичного президентского кума намного более беззаветно преданного идее евроатлантизма и американизма Владимира Огрызко.

Увы, последний переусердствовал: не в радикальном проведении западного вектора внешней политики, конечно – а в выполнении политического заказа своего шефа по «опусканию» Тимошенко в глазах западных послов и правительств. А «Мальвина с Майдана» - не из тех, кто такое спускает. Посему, дождавшись привычного для Огрызко демарша в «восточном направлении» – против посла РФ Виктора Черномырдина, ЮВТ, заручившись поддержкой Партии Регионов и коммунистов, отправила ющенковско-бушевского протеже в политическое небытие.

Но, как известно, после смены власти в далеких США, Украина, мягко говоря, перестала занимать значительное место в интересах Обамы. Как минимум, Ющенко – так точно. Демонстративный отказ американского лидера от визита в Киев (вместо него приехал вице-президент Байден), и даже от встречи во время сессии ООН, «отодвигание в долгий ящик» перспективы членства Киева в НАТО - более чем убедительно иллюстрируют это снижение интереса. Неудивительно, что в таких обстоятельствах Вашингтону, грубо выражаясь, «до лампочки» – кто именно будет возглавлять украинское дипломатическое ведомство. Лишь бы не ярый «американофоб» – но такая вероятность, исходящая от Виктора Андреевича, выглядит ненаучной фантастикой. Посему «накладывать вето» на назначение Порошенко Штатам было незачем. Да, по большому счету, и некому – посол Тейлор пакует чемоданы, его преемник никак не может принять дела.

Впрочем, определенная «шпилька» в сторону заокеанских партнеров (точнее – патронов) из уст нового главы МИД все же прозвучала – в связи с ПРО. Точнее – с «утечкой информации» относительно возможности размещения американских радаров системы оповещения на территории Украины. Чуть ли не через минуту после своего утверждения в Раде Петр Алексеевич заявил о невозможности такого шага – причем, сослался на Конституцию Украины, запрещающую размещение иностранных военных и их баз на нашей земле. Как будто это обстоятельство мешало киевскому истеблишменту – от Кучмы до Ющенко - все последнее десятилетие семимильными шагами следовать курсом на вступление в НАТО. Членство в военной организации которого без возможности размещения у себя чужих войск так же немыслимо – как, скажем, армия без оружия. Тем не менее – сигнал прозвучал. И, как минимум, моральную сатисфакцию с «вашингтонского обкома» за тягомотину со своим утверждением Порошенко таки получил.

«Бронежалюзи» на «окне в Европу»

Впрочем, Петр Алексеевич в своих первых интервью и не скрывал, что будет проводить основную политику «в европейском направлении». Что еще раз показывает его ориентацию прежде всего на Тимошенко, в свою очередь давно предпочитающую дружбу с Евросоюзом. В противовес Ющенко - раз и навсегда выбравшего роль проводника американских интересов в Восточной Европе и СНГ.

Весь вопрос в том, насколько возможны хоть какие-то значимые подвижки на «европейском фронте». О внятных сроках приема Украины в ЕС ныне не говорят даже самые дружественные европолитики. Вместо этого отделываясь прекраснодушными пожеланиями: «Вот, когда у вас повысится уровень жизни; будет искоренена коррупция; произойдет реформа судебной системы…» В общем – сначала заживите по-европейски, а потом мы Вам уже «членский билет» и выпишем. Хотя, конечно, какую-то «кость», вроде символического облегчения визового режима для «отдельных категорий граждан» еврочиновники таки могут «кинуть», особенно – в преддверии выборов. Взяв в этом пример с Путина, в 2004 году по-барски разрешившего украинцам проживать в «белокаменной» без регистрации немыслимые даже для остальных россиян три месяца.

Но отсутствие реальных подвижек на пути в Европу для большинства украинского народа отнюдь не означает бесполезность «нового назначения» для отдельных «слуг» этого самого народа. Как минимум, для той же Тимошенко, теперь получившей возможность связи с европейскими лидерами и дипломатическими ведомствами не окольными путями – через вице-премьера Немырю, собственные эпизодические встречи – а наиболее специализированным способом, через МИД. В котором теперь будет править лояльный к ЮВТ и настроенный на евроинтеграцию министр, способный поприжать «американскую партию», прежде правившую безраздельный бал в ведомстве. В канун президентских выборов, когда признание или непризнание соседями их итогов является едва ли не главным фактором победы, такая возможность выглядит весьма немаловажной. Особенно – для падкой к власти премьерши.

Не будем о печальном

Заодно новый главдипломат пообещал «более прагматичные» отношения и с Россией. Теоретически, определенные предпосылки к этому имеются – в том числе и со стороны самого Порошенко. Ведь выпускаемым на его заводах и карамелькам, и автомобилям, необходим рынок сбыта – причем, превосходящий по объему украинский. Что и происходит вот уже несколько лет – благодаря покупателям «северного соседа» Украины. Такому сибиозу не слишком мешало даже демонстративное объявление «шоколадного короля» «персоной нон грата» в «белокаменной» – в ответ на схожие действия украинских МИД и СБУ в отношении Затулина, Жириновского и иже с ними.

Так что со стороны преемника «горячо любимых» россиянами Тарасюка и Огрызко существенных причин против потепления украино-российских отношений, вроде, быть не должно. Увы, если бы внешняя политика Киева определялась бы только теми или иными чиновниками… На самом деле, «камнем преткновения» в налаживании этих отношений является сам «отец нации». И «за все хорошее» его давно уже «списали со счетов» в Москве. Теперь, чтобы повысить температуру отношений с Россией хотя бы чуть выше «абсолютного нуля» Ющенко надо было бы сотворить что-то невероятное. Хотя бы из не требующей затрат гуманитарной сферы. Например, отменить Указ о награждении Шухевича званием «Героя Украины», перестать педалировать тему «геноцида украинского народа» со стороны «русско-советских оккупантов» и т.д.

Но Виктор Андреевич, естественно, на такое не пойдет – более того, в последнее время неоднократно заявлял, что «ни о чем не жалеет» в своей политике за последние годы. В таких обстоятельствах назначь он главой МИД хоть Януковича с Витренко и Симоненко вкупе – результатов на «российском направлении» будет ноль. Хотя, конечно, если Тимошенко, верная своей привычке быть «ласковым теленком, который две матки сосет» (и по очереди их «кидает») решит в одночасье который раз переориентироваться с Европы на Россию – более вменяемый, чем предшественники, Петр Алексеевич, будет ей очень кстати.
Эпоха уходит – министр…?

Подводя итоги вышесказанному, можно сказать – никаких особых «прорывов» во внешней политике назначение нового министра не принесет. Будь то в сторону Европы - или России. С другой стороны, сейчас канун президентских выборов - когда действующий глава государства окончательно стал «хромой уткой» (впрочем, он бы ей, пожалуй, все годы при власти). А будущего победителя знает лишь Господь Бог. Посему никто из серьезных политиков сопредельных государств не будет предпринимать сколь-нибудь важных шагов в отношении Киева. Так что будь на месте Порошенко сам Талейран или граф Горчаков – и они бы вряд-ли смогли чего-то добиться в период такого «междуцарствия».

Отдельный вопрос – сможет ли пережить это «междуцарствие» сам Порошенко. В качестве министра, конечно. По логике вещей, новый президент (а Ющенко не станет им с вероятностью 99%) захочет назначить «своего» шефа внешнеполитического ведомства. Собственно, это отлично понимает и сам Петр Алексеевич – недаром хочет остаться и на нынешней «общественной» должности главы Совета Нацбанка – чтобы было куда уходить после весьма возможной отставки спустя несколько месяцев.

Но и тут возможны варианты. Например, в случае гипотетической победы Тимошенко, она вполне может оставить «шоколадного короля» на должности. Служил же вышеупомянутый Талейран и при Наполеоне, и при сменившем его Людовике XVIII. Да и Горчаков сохранял пост при трех российских императорах кряду. Вероятность сохранения Порошенко своего поста особенно возрастет, если ЮВТ не захочет отдавать ему куда более лакомое место «настоящего» главы Нацбанка - в благодарность за оказанную помощь.

Так что личное политическое будущее Порошенко выглядит отнюдь не таким уж мрачным. Но это не отменяет главного - он все равно будет последним министром иностранных дел «ющенковской эпохи», отсчитывающей последние месяцы. И в этом смысле, по аналогии со сказками «Тысяча и одной ночи», вполне может быть назван «министром на час»…

Напомним, 9 октября Верховная Рада назначила Петра Порошенко министром иностранных дел. За проголосовали 240 депутатов из 440 зарегистрированных в зале. Ранее Виктор Ющенко предлагал назначить на место уволенного 3 марта Владимира Огрызко, посла Украины в США Олега Шамшура. Эта же кандидатура позже была поддержана правительством.

ИСТОЧНИК: Обозревателя