Покупка автомобилей: Украина отброшена на 5 лет назад. Что будет дальше?

Николай Кузнецов  |  Четверг , 24 декабря 2009, 10:00
К концу 2009 года в Украине будет продано около 163000 легковых автомобилей. Сегодня автомобильный рынок Украины находится на уровне рынка 2004 года.

В 2010 году украинский автомобильный рынок продолжит падение – всего будет реализовано около 150000 легковых автомобилей и порядка 12 000 единиц коммерческой техники, сообщила «Городскому Дозору» маркетинг-директор группы компаний «АИС» Юлия Птицына.

По сравнению с 2008 г., в текущем году рынок упал на 74%, и сегодня находится на уровне автомобильного рынка Украины 2004 г. Наиболее популярными в этом году стали автомобили С-класса, на втором месте – автомобили класса В и SUV.

Средняя цена автомобиля составила $19044.

Рынок коммерческих автомобилей в 2009 г., по сравнению с предыдущим годом, упал на 67.5%, и составил около 12500 автомобилей. Наибольшим спросом пользовались коммерческие автомобили с грузоподъемностью до двух тонн. Также в 2009 г. было продано около 2000 автобусов и порядка 5200 крупных грузовых автомобилей, что на 72% меньше, чем годом ранее.

«Существует несколько первопричин, диктовавших условия развития автомобильного рынка в этом году. Эти же факторы повлияют на рынок в следующем. Во-первых, существенно снизились все макроэкономические показатели. В первом квартале этого года падение ВВП достигло 20%. Объем строительства за 11 месяцев сократился почти вполовину, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, спрос на грузовую технику уменьшился. В среднем, номинальная заплата выросла на 5%, однако реальная заработная плата уменьшилась», – пояснила Ю. Птицына.

Во-вторых, по данным специалиста, практически исчез рынок кредитования – в 2009 г. он сократился на 96% по сравнению с предыдущим годом. Сегодня в кредит продается лишь 5% автомобилей. В начале года процентная ставка была очень высокой – до 27–30% годовых, и лишь к концу года она снизилась до 18–20%.

«Но уже можно сказать, что финансовый рынок «оживает», банки предлагают новые кредитные программы, вернулись и беспроцентные кредиты», – отметила маркетолог.

Третьим фактором, повлиявшим на рынок в 2009 г., стала цена автомобилей. Оператор, кто предлагал минимальную цену на автомобили, сразу вырывался в лидеры. В этом году именно цена стала определяющей в выборе той или иной модели. Ситуацию подогревали и привлекательные ценовые предложения на автомобили, выпущенные в 2008 году.

Все факторы, влияющие на рынок в этому году, будут действовать и в следующем. Однако, автомобильный рынок, хотя и не продемонстрирует рост продаж, зато будет стабильным. В следующем году бренды не будут часто перемещаться в общем рейтинге – все операторы рынка уже адаптировались к новым условиям, и будут предлагать реальные цены.

В «АИС» предсказывают: в 2010 г. будет реализовано около 12 000 коммерческих автомобилей, что соответствует итогам этого года. Существенно не изменится рынок тяжелых грузовых автомобилей и автобусов. По предварительным прогнозам, в новом году будет продано порядка 5000 единиц грузовой техники и около 1800 автобусов.

Тем временем на харьковских заправках уже вторую неделю нет никакого движения. Бензин уже не дешевеет, но и не дорожает.

К слову,  на рынке первичного жилья Харькова в 2009 году платежеспособный спрос уменьшился как минимум в 10 раз, рассказывают строители.