Этот день в истории

Он сын эмигрантов. Отец — потомок англичан-первопоселенцев. Мать — шведка по происхождению. «Марсианские хроники», «451 градус по Фаренгейту» и «Вино из одуванчиков» — каждый его текст становился достоянием мировой литературы. Рэй Брэдбери обладал уникальной памятью. По его словам, он помнил все, что услышал и увидел, едва ли не с момента рождения. Позже с такой же легкостью он запоминал все прочитанное. В 6 лет он решил стать писателем и никогда не отказывался от своего призвания. Учился он только в школе, а потом ходил в библиотеку, читая Шоу, Честертона, Стивенсона, Шекспира, Диккенса: «Когда мне было 19 лет, я не мог поступить в колледж: я был из бедной семьи. Денег у нас не было, так что я ходил в библиотеку. Три дня в неделю я читал книги. В 27 лет вместо университета я окончил библиотеку».
В романе «451 градус по Фаренгейту» Брэдбери предугадал нашу современную жизнь, уничтожение мировой культуры. Он как-то сказал: «Люди — идиоты. Современное общество хочет заниматься потреблением — пить пиво и смотреть сериалы. Они придумали костюмы для собак, должность рекламного менеджера и бесполезные штуки вроде айфона. А ведь можно было развивать науку и осваивать космос».
Также в этот день родилась необычная женщина Лени Рифеншталь — самая известная и одна из самых талантливых женщин-режиссеров за всю историю кинематографа. Её самые известные документальные фильмы «Триумф воли» (1935 год) и «Олимпия» (1938 год), которые критики безоговорочно относят к шедеврам мирового кинематографа, были созданы для Третьего рейха. Сотрудничества с фашистами ей не могут простить до сих пор.
«Триумф воли» был первым полнометражным фильмом о нацистах, первым художественным образом Гитлера, предъявленным миру, он заставил идти за фашистами не один десяток тысяч человек и его публичный показ запрещен по сей день. Это сделано исключительно силой фантастически талантливой операторской и режиссёрской работы Лени Рифеншталь.
Команда Рифеншталь (120 человек) позволила себе целый ряд экспериментов, которые впоследствии стали классикой съёмок неигрового кино. Именно она впервые разместила между древками знамён, на высоте 38 метров, специальные лифты для подвижной съёмки с разных точек. Именно она поставила всех операторов на роликовые коньки. Именно она впервые в документальном кино сделала панорамную съёмку, начала использовать пожарные машины для съёмок сверху из подвесных люлек, проложила рельсы для съёмок с движущихся вагонеток, впервые использовала вкрапление в документальное кино постановочных сцен. Чтобы снять прыгунов с шестом, она вырыла ямы прямо на поле и смогла показать прыгунов на фоне неба. А чтобы эффектно снять бег на короткие дистанции, Рифеншталь впервые придумала катапультировать кинокамеру синхронно со стартом бегунов. Для высотных съёмок общих планов стадиона и спортивных состязаний она использовала дирижабли и воздушные шары с маленькими камерами. Прыжки в воду операторы Лени снимали тремя камерами — одна камера вверху, другая — тоже впервые в истории кино — под водой, а третья, с двумя скоростями, — сбоку. В киномонтаже, пуская плёнку в обратную сторону, меняя ритм и постепенно замедляя его, она добилась потрясающего эффекта парения в воздухе прекрасных человеческих тел.
В 50-е годы у нее было много проектов, с ней соглашались работать Анна Маньяни, Брижит Бардо, Жан Кокто, Жан Маре, но ни один проект не был доведен до конца. Поняв, что Старый и Новый свет ее не принимают, Лени уехала в Африку. Снимала в Кении и Уганде документальный фильм «Черный груз» о современной работорговле, фотографировала нубийцев. После неприятия этих работ она ушла еще дальше от людей. Ее новой страстью стал подводный мир. Энергия Рифеншталь — притча во языцех, в возрасте 70 лет она получила удостоверение аквалангиста, продолжала нырять в 90 лет и вновь снимала фильм. Умерла Лени в 2003-м в возрасте 101 года.