В. Дудко: «Владеет ли Шурма соцзащитой?»
- Создание нового департамента по социальным вопросам и здравоохранению в горисполкоме – это действительно практическая необходимость, или это попытка кого-то трудоустроить?
- Дело в том, что социальный сектор в нашем горисполкоме появился давно, и я являюсь ветераном социальной защиты г. Харькова. Так как я стоял у истоков создания этого управления и, действительно, его необходимость навеяна самой жизнью.
Другое дело, что сложные условия, в которых на сегодняшний день оказались горожане требуют не только создания такого департамента, но и плюс ко всему - решения насущных проблем, которые сводятся к социальной помощи, к выдаче субсидий. И особенно это сложно будет осуществлять на нынешнем этапе. Потому что утверждение, что увеличение стоимости коммунальных услуг всего лишь приведет к семипроцентному увеличению людей, получающих субсидии – это не совсем правда. Внутри механизма повышения субсидий заложен «замок», который не позволит решить проблему, а только лишь увеличит количество нуждающихся в три-четыре раза. Количество желающих получить субсидии будет расти, а 15-20 процентный барьер преодолеют не все.
Вопрос в том, что на сегодняшний день вообще-то непонятен подход к изучению этой всей проблемы коммунальной. В чём дело: достаточно много людей обладает счетчиками воды – как горячей, так и холодной. И можно собрать статистику. Для такой территории, как город Харьков, тысячное количество абонентов – это уже сверхопрос, который бы легко определил реальный уровень оплаты. И мы б его сразу увидели: ибо люди, которые устанавливают счетчик, говорят: мы начали платить за воду в три – два раза меньше.
Точно такая же ситуация с кубатурой газа. На сегодняшний день семья из пяти человек потребляет в месяц примерно два куба газа. И здесь совсем не обязательно ставить общий счетчик, а достаточно рассчитать его на подъезд, что вполне по силам было бы всем жителям города. Такое уменьшение коммунальных платежей или введение их в достаточно надежный коридор – было бы разрешением той проблемы, которая сегодня существует.
Что касается введения должности еще одного зама. Вообще-то увеличение количества сотрудников или госслужащих в государственном аппарате, как органе местного самоуправления, должно приниматься, как минимум, с опросом громады. В настоящее время мэрия повышает количество своих работников. При этом теряется тот главный критерий, который называется эффективность. Никогда еще количество специалистов не определяло эффективность решаемых задач. А те критерии, которые существуют в международном плане, оценки эффективности работы органов самоуправления, к сожалению, у нас не применяются. Точно так же, как та аттестация, которая проводится, как аттестация госслужащих и аттестация рабочих мест, – это два разных понятия. И на сегодняшний день, появление других различных департаментов мэрии не приведет к поднятию эффективности ее работы.
- И все-таки, в назначении господина Шурмы больше сыграл личностный характер или необходимость?
- Я должен сказать, что на сегодняшний день у нас нет открытости прохождения и набора сотрудников и специалистов в мэрию. Если бы газеты публиковали не только объявления о вакантных местах, но и плюс еще список претендентов, а затем была бы возможность просмотреть и оценить их качество – то мы бы поняли, что это - открытые уроки демократии. Насколько господин Шурма владеет вопросами соцзащиты, к сожалению, я с ним по этому понятию не сталкивался. Но среди тех, кто подымал социальную защиту изначально в городе, он отсутствовал.
- Город давно так не бурлил на уровне местной политики. Как Вы думаете, с чем это связано?
- С несовершенством законодательства, которое позволило сформировать или формировать управленческие структуры органов местного самоуправления на партийной основе. А точнее - избирать депутатов, создав ситуацию некоторой партийной пробки или партийного барьера перед органами руководства города. Вообще сам вопрос парадоксален в том, что на сегодняшний день, пришедшее к власти руководство, должно иметь критерий оценки своей деятельности и возможности управления тем «майном», которое является достоянием всего города Харькова. Не может мэр принимать решение по отношению ко всему имуществу города, и невозможно ставить какие-то эксперименты по поводу передачи той или иной структуры в ту или иную собственность – мэр должен распоряжаться только теми вещами, которые он заработал, находясь при власти. А всё остальное должно в каком-то процентном соотношении быть ограничено.
Ситуация парадоксальной оказалась потому, что, если раньше интересы харьковчан представляли депутаты, то теперь депутаты горсовета, избранные по партийным спискам, представляют интересы партии. Они служат некоторым барьером защиты для тех людей, которых избрали в руководящие органы. И ответственности, в этом случае, перед городом или перед жителем у руководства нет.
- Но тогда возникает политическая ответственность этой партии. Её просто в следующий раз не изберут.
- За пять лет можно продать настолько много, что и нечего будет избирать! И незачем будет избираться.
- Добкин и ПР пришли под лозунгами: «Мы не будем повышать тарифы», мол, недостача будет перекрываться за счет бюджетного финансирования. В контексте вопроса о политической ответственности, Добкин – политический самоубийца, чтобы свои предвыборные обещания извратить или от них отказаться?
- То, что коммунальные услуги будут повышены, было ясно изначально. Необходимость реформировать ту постсоветскую систему, которая существовала и действовала неэффективно, когда каждый житель города, ежедневно внося платеж, платил за номер на доме десять копеек (а он висел уже тысячу лет) – была понятна изначально.
Проблема в том, что никто серьезно просчетами тарифов на коммунальные услуги не занимался. Платили за всё: за то, что как будто бы каждый день убирается подвал и крыша, за то, что мусор вывозится, за то, что вас обслуживает сантехник, за то, что к вам приходит водопроводчик. Все эти услуги были просто надуманными. В настоящее время, когда критическое состояние внутри жилищно-коммунальных хозяйств достигло того, что платить им вообще-то нечем, а их заработок «левый» уходит на сторону: на сбор макулатуры, на уборку химических отходов и всё остальное. Всё это привело на сегодняшний день к тому, что город вступил в фазу, когда он обязательно должен был разрешить этот вопрос.
Но на сегодняшний день, если в Румынии премьер-министр объявил перед выборами о том, что завысил цифры оценки состояния – против этого поднялся весь народ. У нас кандидат в мэры заявлял об одном, сегодня делает другое, и никто не ставит вопрос о его отставке.
- Как же: 6 политических партий, Харьковское областное объединение профсоюзов заявили о начале процедуры отзыва городского головы. Разве не так?
- Инициирование этого вопроса имеет чрезвычайно сложный механизм реализации. Всё гораздо сложнее. Инициирование – это ещё не значит достижение успеха. Поэтому, как бы не бурлил народ, все останется на прежних местах.
После этого наблюдается еще процесс, когда мощнейшая ситуация прошла по поводу передела собственности земли не через юридические структуры, а, по сути, через политические. Или когда инициируется отставка губернатора только потому, что это решение приняла сессия. Или, выходя на голодовку, захватывается административное здание в нарушение всех существующих норм. С одной стороны, мы пробуем войти в правовое поле, с другой стороны – мы гуляем мимо этого правового поля. И это нарушение, как никогда, сказывается на жизни каждого горожанина.