Дмитрий Святаш о референдуме. Эксклюзивное интервью

Понедельник , 10 сентября 2007, 11:47
Народный депутат Украины от Партии регионов Дмитрий Святаш в эксклюзивном интервью программе «Иначе» поделился своими соображениями по поводу всеукраинского референдума, инициатором которого выступает ПР.

Сегодня все политические силы пытаются провести свой референдум. Мы пригласили в студию человека, который более обширно может нам рассказать о проведении референдума у нас в стране. Сегодня в студии у нас гость – Дмитрий Владимирович Святаш, депутат Верховной Рады 4-го и 5-го созывов. Дмитрий Владимирович, вот скажите мне, посмотреть на референдум изнутри, практика его проведения, логическое его завершение и за 16 лет у нас получился один референдум.

Вы абсолютно правы. Действительно за 16 лет украинской независимости был полноценно проведен единственный референдум. Было это, если не ошибаюсь, 7 лет назад. Референдум был проведен, но результаты его не были превентированы. То есть сегодня законодательная процедура проведения и прохождения референдума натыкается на несколько подводных или надводных камней, из-за которых референдум либо не может быть инициирован, либо он заканчивается ничем. Приведу короткий пример. Буквально недавно одна из политических сил, СДПУ (о), если не ошибаюсь, проводила сбор подписей для инициации референдума по вступлению Украины в НАТО. Все подписи были переданы в Секретариат Президента, потому что инициирует референдум Президент своим указом. Указа нет. Вторая ситуация. Проводится референдум. То есть те моменты, которые могут быть. Подавляющее большинство граждан голосует, например, за какой-то из вопросов данного референдума. Но большинство в Верховном Совете, например, придерживается другой точки зрения. И практически волеизъявление подавляющего большинства украинских граждан натыкается на недостачу голосов в Верховном Совете и опять же – референдум в никуда. Вот те проблемы, которые есть на сегодня.

— На сегодняшний момент нужен ли нам референдум, который инициирует Партия Регионов?

Почему мы это делаем и не пиар ли это ход? Это не пиар-ход. Потому что Партия Регионов последовательно отстаивает три вопроса в своей программе. И за нас поэтому голосуют. И на прошлые выборы проголосовало подавляющее большинство избирателей. Это внеблоковый статус Украины, «Украина без НАТО». Это русский язык как второй государственный. Да, мы отдаем себе отчет в том, что для того, чтобы сделать русский язык вторым государственным необходимо конституционное большинство в парламенте. Но, по крайней мере, провести референдум и посмотреть, сколько же людей в Украине поддерживают эту точку зрения, точку зрения, которую исповедует наша партия, и зайти, положить на стол Президенту результаты и сказать: «Посмотрите, господин Президент, вот столько человек сегодня в Украине, столько граждан Украины, украинцев, хотели бы видеть русский язык вторым государственным». И мы считаем, что по результатам данных выборов, во-первых, мы сможем набрать большинство в парламенте, и сможем довести решение данного референдума до логического конца, то есть до его эклиментации.

— Каким образом? Если референт положит в стол подписи и скажет: «Не проводим референдум?»

Если Президент его и не инициирует, у нас останется один вариант – заставить его это сделать через суд. Потому что не имеет право инициировать референдум. Он обязан его инициировать. То, что Президент Украины Виктор Ющенко пренебрежительно относится ко многим нормам Конституции, стало уже привычным не только для нас, но и уже вся мировая общественность это видит и как-то на это реагирует. Но, в данном случае, я убежден, что мы сможем в правовом поле заставить Президента начать этот референдум после сбора подписей. И учитывая, что большинство мы сможем сформировать в парламенте, результаты этого референдума эклиментировать. То есть, как только произойдет эклиментация результатов референдума, этот референдум, результаты его становятся нормой закона.

— Проведение референдума как-то привязано к проведению внеочередных выборов? Или сейчас сбор подписей уже начался по нему?

Сбор подписей начался. Начался несколько дней назад. С Киева, с майдана Незалежности. Он будет проводиться по всем городам Украины. Три вопроса стоит на повестке дня. Русский – второй государственный, внеблоковый статус Украины и выборность губернаторов. Мы видим, что сегодня практически во всех областях происходит конфликт по линии губернатор-правительство, потому что губернатор представляет собой президентскую вертикаль власти, правительство представляет собой вертикали власти исполнительную, которую формирует парламентское большинство. В настоящее время практически везде происходит конфликт между президентскими представителями и Кабинетом Министров, что никак не идет на пользу территориальным громадам, потому что недофинансируются определенные программы. Кабмин поднял заработную плату чиновникам, госслужащим. Деньги через казначейство поступают на счет областных казначейств, и потом в районные казначейства. И эти средства уже руководители исполнительной власти на местах, то есть руководители райадминистраций, обладминистраций тратят не, скажем так, туда, куда эти деньги были предназначены. В частности, вот по данному поводу, не получается поднять зарплату. Не потому, что Кабмин не выделил деньги, а потому что губернатор неправильно их распределил. Поэтому мы считаем, что губернатор должен избираться, а не назначаться.

Вы не поверите, но творческая группа программы «Иначе» сейчас занимается решением технических вопросов, чтобы провести интервью с губернатором Калифорнии Арнольдом Шварцнегером. И поговорить как раз на эту тему. Спросить: «Ну скажите, Арнольд, ну вот Америка как бы да, эталон демократии. У вас вот губернатор избирается? Мы ведь помним, как вы прыгали на сцене с гитарой, изображая солиста группы «Эйсидиси». Вас выбрали, в конце концов…

— На самом деле, идея хорошая. Можно провести параллельно

Нет, шутки шутками, но вот поговорить серьезно на эти темы. Выборность губернаторов. Кто вот его должен назначать: Джордж Буш-младший или выбирать народ Калифорнии?

Вы знаете, на самом деле действительно достаточно интересно, учитывая то, что в США партийная система выборов в законодательные органы, практически партийная система выборов в Президенты, потому что Президента выдвигает политическая партия, что очень похоже на украинское устройство политической власти. А губернатор у них все-таки избирается, а у нас назначается. Поэтому вот весьма было бы достаточно интересно, что скажет губернатор крупнейшего американского штата…

— Единственный знакомый нам губернатор Америки

— …от республиканской партии.

— И еще технический вопрос. Мы сейчас говорим о том, какие вопросы будут поставлены в референдуме. Вы говорили о том, что все не так просто. Что Президент не хочет ратифицировать.


Нет, он не хочет его инициировать

Инициировать.

— Причем живой пример буквально полгода назад. Причем все подписи были поданы в Секретариат Президента. В ответ тишина.

На сегодняшний день, какие нужно предпринять шаги и меры, каких нужно достичь успехов в политической деятельности, чтобы, вот тех или иных политических сил, чтобы все-таки этот референдум состоялся. И если он состоится, то когда он все-таки состоится? Давайте уже скажем, что если он все-таки состоится, то он состоится. Вот тогда мы будем ждать, мы будем участвовать.

Значит, первый этап – сбор подписей. Я думаю, что подписи мы сможем собрать достаточно быстро. Ну, во-первых, опять же, качественно подготовленные документы переданы. Думаю, в течение месяца мы сможем собрать необходимое количество подписей, передать их в Секретариат Президента. После этого, опять же, к сожалению, у нас нет закона о референдуме. То есть у президента нет, скажем так, временных рамок, за сколько он за день должен подписать указ или за месяц, или за год, или за пять.

— А кто может изменить?

На самом деле, необходимо принять Закон «О референдуме». Правда Президент его, боюсь, не подпишет. В любом случае, нам опять нужно триста голосов для того, чтобы преодолеть вето Президента. Ну на самом деле, Закон «О референдуме» нужен не Партии Регионов, он нужен всем. Он нужен народу Украины, потому что прямое волеизъявление граждан сегодня ничем не регламентировано, оно фактически поставлено в угоду различным чиновникам, пусть даже самого высшего уровня, такого, как Президент. Поэтому Закон «О референдуме», вот после этого, конечно, будет все регламентировано. Но я хочу еще раз убедить, убедительно, так не знаю, убедить вас, в том, что этот референдум будет проведен. Если Президент не подпишет Указ, значит мы будем обращаться в суд, который все-таки обяжет Президента выполнить норму Конституции.

— Но, опять же, временные рамки будут очень сильно расширены.

— В данном случае, по крайней мере, народ Украины увидит, кто хочет знать мнение людей, прямое мнение людей, а кто этого не хочет.

— Референдум как лакмусовая бумажка украинской демократии. Должно было прозвучать в начале как заголовок. Звучит в финале как, я не знаю, как эпилог, как итог…

— Главное, чтобы не как эпитафия.

— Нет, это не эпитафия. Как итог нашей беседы. Спасибо, Дмитрий Владимирович, что уделили нам время. Всего хорошего. До свидания. Успехов.