Почему проезд в харьковском метро стоит 75, а не ПЯТЬ копеек?

Понедельник , 12 ноября 2007, 12:24
Почему проезд в Бакинском метрополитене стоит пять копеек, а в Харьковском – 75 и постоянно растет? Когда сдадут станцию метро «Алексеевская»? Рассказывает начальник ГП «Харьковский метрополитен» Сергей Мусеев.

– Сколько должен стоить проезд в метрополитене, чтобы быть честным с точки зрения рынка и, так сказать, человечности?

– Я понял вопрос, но он просто перекручен. Я никогда не ратовал, и не поднимал вопрос о повышении тарифа.

– Но ведь вы делали пропозицию повысить стоимость проезда до 1.10 грн.?

– Это разные понятия. Тариф и возможность нормально существовать предприятию. Это разные вещи.

Например, Бакинское метро, которому завтра будет 40 лет, возит уже 15 лет за 5 копеек (в пересчете на наши деньги). Но это не значит, что метрополитен Бакинский имеет доходную часть из расчета 5 копеек. Государство полностью обеспечивает этот вид транспорта, потому что через такой вид транспорта, как метрополитен, осуществляется дотация или социальная льгота населению, которое не имеет возможности платить. Поэтому это совершенно два разных понятия.

Население платит столько, сколько имеет возможность. 75 копеек, 50 или гривна. Есть определенный рост цен во всем. Вы это все знаете. Поэтому отстать от этого нет возможности. Другой вопрос – разницу кто должен доплачивать? Понимаете, предприятие может либо, в конце концов, остановиться, либо его нужно каким-то образом поддерживать. Порядок цифр на сегодняшний день очень простой. Харьковский метрополитен находится на последнем месте по затратам на перевозку одного пассажира. Это, с одной стороны, хорошая цифра – мы очень экономные. Это не в Украине, мы говорим об СНГ, но сами мы понимаем, что на Западе вообще сумасшедшая стоимость перевозки и вложения в метрополитен, и он дотируется государством. Так мы можем и в мире оказаться на последнем месте. Грубо говоря, для того, чтобы перевезти одного пассажира, все перевозчики тратят в разы больше. Понимаете? На энергоносители, на все остальное. А мы настолько зажаты, настолько затянуты ремешки, что находимся на последнем месте. Отсюда вытекают последствия – это уровень комфортности, сервиса, то, что мы можем оказать пассажирам. Так вот, порядок цифр очень простой. Для того чтобы нам нормально работать и выполнять все условия и требования, ставящиеся Министерством по безопасности движения, по обновлению и восстановлению подвижного состава, по уборке, по чистоте, по организации новых каких-то производственных процессов прогрессивных – нам необходимо за одного пассажира получать 1.12 грн. Тариф, как вы знаете, – 75 копеек. Реально мы получаем 50 копеек, потому что нет доплаты за контингент, который ездит бесплатно. Эту разницу должен кто-то возместить. Бюджеты местного уровня, городской и областной, государственный бюджет. Это не в компетенции метрополитена. Это вот тот вопрос, где должна заботиться власть о деятельности такого предприятия как метрополитен.

– Как на это реагирует власть?

– Власть говорит, что Мусеев – вор. Хочет получить много денег и разбогатеть. Таков их ответ.

– Кстати, что касается власти… Как раз в Интернете нашлась цитата г-на Авакова. Если позволите, я процитирую: «Мне надоело слушать – проездные не выдаются, дикие поборы в метро с торговцев, забастовка машинистов поездов, увеличение интервалов движения. Это не годится. Так нельзя. Харьковский метрополитен за всего годы своего существования был всегда образцовым, а тут – на тебе. За один год все обрушилось».

– Это ответ «влади». Значит, по машинистам. Есть 4 человека, которые выставили требования, и сейчас идет примирительная комиссия. Водители поймут всю абсурдность этих требований. Например, если водитель потребует отмены ГАИ, отмены красного светофора, отмены пешеходных переходов и так дальше...

Машинисты имеют жесткие правила движения, они должны сдавать экзамены, они должны повышать свой уровень знаний по технологии ведения поездов, правилам движения и так дальше. Если несколько человек игнорируют это, то мы не имеем права рисковать жизнями и здоровьем сотен тысяч людей – с этими людьми самый будет жесткий и принципиальный подход. И если они обращаются на телевидение, вступают в независимый профсоюз, угрожают забастовкой – это не тот вопрос, когда 4 человека пытаются отменить все устоявшиеся правила по безопасности. С этим будет борьба жесткая. И кто бы их не поддерживал, какие бы политические течения, власти и так дальше. Это касалось машинистов.

Второй вопрос, о торговле в метро. Я уже неоднократно говорил, если мы возьмем любого предпринимателя, который имеет павильон, киоск в метро, то договор у него заключен с региональным Фондом госимущества. Метрополитен не распоряжается своим имуществом. Метрополитен не имеет права ни продавать, ни отчуждать, ни сдавать в аренду – всем имуществом метрополитена распоряжается региональный Фонд госимущества. Поэтому все вопросы – не по адресу. Мы не регулируем эти процессы.

– То есть такого не было, чтобы администрация метрополитена, так сказать, «просила» у предпринимателей 13 тысяч долларов на ремонт одного киоска?

– Мы вообще не вмешиваемся в арендные отношения. Мы только выполняем все требования по безопасности, приводим все в порядок. Все их взаимоотношения: рыночные, коммерческие, арендные – не лежат в плоскости работы метрополитена. Мы, я подчеркиваю, не имеем к этому никакого отношения. Никакого.

– Но что-то вы же получаете от того, что в переходах метро торгуют? По закону?

– Нет. Арендную плату устанавливает Фонд госимущества. Договор аренды заключает Фонд госимущества. И получает деньги за аренду Фонд госимущества. Впоследствии 30% от арендной платы перечисляется в метрополитен, а 70% остается в Фонде госимущества. У нас нет ни рычагов влияния, ни мы не можем даже элементарные требования к арендаторам выставить по порядку, по чистоте и по правилам торговли. Это не в нашей компетенции. Мы не можем оказывать на них никакого влияния.

– Какая ситуация сейчас со студенческими проездными? Люди говорят, что после 15-ой поездки с карточки почему-то снимаются дополнительные деньги.

– Я, готовясь к передаче, поднимал этот вопрос. У нас нет ни одной жалобы. Все эти разговоры - пиар-кампания. Вы знаете, отдельные руководители заявили, что на станциях метрополитена происходят хищения до 1 миллиона гривен в месяц. Не трудно посчитать: 28 станций метрополитена – это хищения на 28 миллионов в месяц. Я не знаю, откуда эти хищения. У нас на станциях два компьютера, 4 стола и 4 стула, которым до 20 лет уже. Остальное все - гранит, мрамор, рельсы.

– Когда сдадут новую станцию метро?

– Меня не покидает надежда и уверенность, что в следующем году мы все-таки запустим станцию «Алексеевская», продолжим работы серьезные и высокими темпами до «Проспекта Победы». И на сегодня мы уже определяем приоритет – это развитие метро в сторону Одесской и аэропорта. Все харьковчане знают прекрасно, что у нас самый перегруженный транспортный узел – это Одесская, пересечение проспекта Гагарина и Героев Сталинграда.

Читайте также:

Как метрополитен за один час работы теряет почти 60 тысяч гривен

// PRO et CONTRA