В Харькове 2 тысячи домов, которые могут рухнуть в любой момент. Кто виноват и что делать?

Понедельник , 21 января 2008, 17:39
Где Харьков возьмет деньги на ремонт старых «хрущевок» и общежитий? Когда заработает программа по предоставлению социального жилья и кто виновен в том, что 2 тысячи домов в Харькове могут рухнуть в любой момент? Об этом и другом корреспонденту «Дозора» рассказал директор Департамента ЖКХ Сергей Кадыгроб.

Сколько всего в Харькове домов, которые подлежат срочному ремонту?

У нас в городе зарегистрировано порядка 1370 ветхих домов, которые подлежат первоочередному расселению согласно действующему законодательству, ветхость которых признана соответствующими комиссиями и решениями райисполкомов. Кроме этого существует ряд домов, которые находятся в ветхом состоянии фактически, но решение по ним еще не принято. Поэтому их количество в полтора - два раза больше, чем зарегистрированных. Состояние их совершенно разное.

По всем этим домам Управлением жилищного хозяйства разрабатывается комплекс мероприятий, которые должны привести к улучшению жизненных условий. Потому что где-то, помимо разрушения конструкции дома, вообще отсутствуют коммунальные услуги. Например, воды нет, канализации нет, приходится в туалет бегать через 2 двора и так далее. То есть условия жизни харьковчан совершенно разные в социальном расслоении. Люди, соответственно, не могут купить себе другое жилье, получить жилье по очереди согласно очередности тоже весьма проблематично с учетом темпов жилищного строительства в городе. Мы только в этом году начали каким-то образом предоставлять квартиры для очередников, в 2007-м. до этого это не делалось.

Как решается эта проблема на общегосударственном уровне?

В конце прошлого года в Киеве был принят закон о социальном жилье, он вступила в действие закон с 1-го января, но… Закон-то принят, но он не работает, потому что не приняты подзаконные акты. Мы сейчас разрабатываем свою программу, уже не дожидаясь принятия государственной программы. И, в принципе, мы хотим решить этот вопрос, но на совершенно ином качественном уровне.

Кто довел дома до такого катастрофического состояния?

Практически все 100% этих домов приняты или от предприятий банкротов, или бывшие ведомственные дома. Есть у нас дома вообще дореволюционной постройки. Ведомства, к сожалению, не содержали их в надлежащем порядке. Город принял эти дома в коммунальную собственность.

Мы можем уходить от этой проблемы – говорить, что это не наши дома, но там живут харьковчане, для нас это очень важно. Поэтому мы заинтересованы в том, чтобы улучшить их условия проживания. По крайней мере, сделать из безопасными. С этой целью по всем таким проблемным домам Управление жилищного хозяйства делает заказ на проведение технической экспертизы.

Не так давно в Харькове получила резонанс ситуация в доме по ул. Второй Пятилетки. Как утверждают жильцы, дом вот-вот рухнет. Что со своей стороны предприняли городские власти для решения этой проблемы?

Мы разговаривали с фирмой «Зодчий», которая делала экспертизу этого дома. Фирма предложила ряд мероприятий, которые, по их мнению, должны привести к положительному результату. Ряд положений, которые они изложили, требуют уточнения. Мы отправили запрос, чтобы уточнить, что они имели в виду под термином таким-то, что они имели в виду под термином таким-то. Дальше мы должны обсчитать всю стоимость этих работ и сравнить ее со стоимостью строительства нового дома, например. И тогда сделать вывод относительно целесообразности сноса, отселения, переселения и так далее.

Жильцы в этом доме занимают по 10 кв. м. в каждой комнате. Некоторые занимают по 2-3 комнаты. Больше половины этих комнат приватизированы. Мало того, некоторые комнаты не приватизированы по закону изначально, а куплены по договору купли-продажи (некоторые из них – уже в 2007 году, когда дом был в «плохом» состоянии). То есть люди сознательно шли на определенные условия жизни. Да, жизненные обстоятельства складываются иногда таким образом, что человек может позволить себе купить только эту квартиру, а не другую. Но, тем не менее, там дом обеспечен всеми необходимыми коммунальными удобствами. Имеется в виду канализация, вода горячая и холодная, и отопление

Но состояние внутри квартир достаточно приличное: люди сделали себе ремонт и все. Но это проблема всех общежитий и всех коммуналок. Это общежития коридорного типа – коридор и много комнат на этаже, места общего пользования – общая кухня, туалет (женский и мужской), общий душ с ванной. Естественно, что за общими коммуникациями никто не следил на протяжении многих лет. И если внутри квартиры, всех этих комнат поделали нормальный приличный ремонт, то в мессах общего пользования все производит впечатление убогости и разрухи. И хотя это проблема, собственно, жителей, которые там проживают, потому что половина квартир приватизирована. В принципе, они несут ответственность за доли в местах общего пользования, но мы понимаем то, что город не может отмахнуться от этого.

Что все-таки намерены сделать городские власти?

Мы предлагаем рассмотреть вопрос о том, какие там необходимо сделать работы, оценить их, прежде всего. Мы сделали соответствующий бюджетный запрос. Если нам будет в ближайшее время названа сумма, мы начнем работы по ремонту. Если выяснится, например, что ремонт стоит дороже, чем постройка нового дома, то, естественно, будут рассматриваться другие варианты.

Мы не отказываемся от возможности предоставить вопрос расселения какому-нибудь инвестору. Но, по опыту, мне кажется, что это мало вероятно, поскольку отселить 171 семью из дома, тем более что рядом находится такое же общежитие, но немножко в лучшем состоянии, поэтому это уже не 171 семья, а 340 семей, а это уже – громаднейший жилищный комплекс. Кто и когда будет это финансировать, ведь не понятны ни перспективы, ни размеры капиталовложений. У города таких денег, естественно, нет.

У города нет денег на приведение всех ветхих домов в нормальное божеское состояние. Я уже говорил, что такие дома достались нам от предприятий, от ведомств, которые убивали эти дома фактически все предыдущие десятилетия. И сделать это все за 1, за 3, за 10 лет – это невозможно.

И кто, по Вашему мнению, виноват в этом?

К примеру, ситуация с домами, которые город получил от Харьковского тракторного завода в 2002 году (всего 8 домов, - ред.) – по договору завод должен был перечислить 2,8 млн. грн. на ремонт. ХТЗ своих обязательств не выполнил. Естественно, что денег никто не перечислил, сделали там ремонт косметический на 25 тысяч, перечислили некоторую сумму – договор не выполнен.

Сейчас мы пытаемся этот договор реанимировать и заставить выполнять старые обязательства стороны. Мы пытаемся каким-то образом, в том числе, решить вопрос за счет этих денег. По состоянию на сегодня этот вопрос не решен. Речь идет о том, что существует множество домов, которые находятся в более худшем состоянии. И люди с пониманием относятся к этому, что город идет на встречу. Сейчас мы разрабатываем новую программу по компенсации квартплаты в ветхом жилье.

Не могли бы Вы рассказать подробнее?

Раньше было такое понятие как квартпалата, и человек, платил квартирную плату в комплексе за все. И если у него условия жизни были хуже, чем у других, он платил 50% от этой квартплаты.

Сейчас понятия «квартплата» нет, люди платят за конкретные услуги: если есть водопровод – вы платите за воду по нормам потребителей, по счетчику; если есть тепло, отопление – вы платите за отопление или по счетчику, или исходя из количества квадратных метров площади и т.д.

И тут, в этой системе платы за услуги, нет ниши и возможности предоставить какую-то льготу. Ведь от ветхости дома не зависит, есть вода или нет. Нет, это никак не связано с условиями проживания, с комфортностью. Тепло есть – платите, нет тепла – не платите, вам делается пересчет. Убирается территория вокруг дома – платите за уборку, не убирается – оформляете претензию, «Жилкомсервис» снимет деньги, вернет вам. Сейчас вся система четкая.

Но, понимая, что эти люди находятся в немного других социальных условиях. Ведь кто живет в ветхих домах? Тот, кто не имеет возможности приобрести себе другое. Поэтому мы говорим о том, что город может и должен взять на себя определенную социальную программу по поддержке именно социально незащищенных. Да, они попадают под какие-то определенные государственные программы: под субсидии, под субвенции какие-то, под льготы, но, тем не менее, город может поучаствовать в этом бюджетными деньгами. Надо посмотреть, какие средства мы можем выделить, каким образом мы можем это сделать правильно. При этом будет соответствующее решение и городского совета.

Есть ли другие варианты решения проблемы ветхих домов. Скажем, привлечение инвесторов?

Есть несколько моментов, связанных с перспективой решения данного вопроса: дома расположены в разных местах города и, соответственно, - разная инвестиционная привлекательность данных участков. В некоторых местах есть возможность привлечь так называемых инвесторов для того, чтобы они расселили данный дом или группу домов, и построили на данном месте или бизнес-центр, или жилые дома. Это – одна возможность.

Другая возможность – это предоставление, непосредственно, самих жилищных строительств, которые осуществляют непосредственно сам город. Это немного другая возможность и связана она с размерами финансирования из городского бюджета. Ни один город не может потянуть такую программу самостоятельно.

Речь шла о том, что именно государство, которое через свои госпредприятия (ведь раньше все предприятия были государственными) довело жилой фонд до такого состояния. Как видите, ответственность государства тут тоже имеется, поэтому мы обращаемся через обладминистрацию непосредственно в министерство с просьбой предусмотреть определенные деньги на реконструкцию, на капитальный ремонт таких домов, на все дела, связанные с переселением и так далее.

Кроме того, существует Закон «О комплексной реконструкции жилого фонда» от 16.01.2007 г. – это реконструкция кварталов массовой застройки. Это отдельная тема. Делегация городского совета ездила в Москву, чтобы посмотреть, как там решают проблему с переселением и реконструкцией ветхих домов.

На основании всего обобщенного будет разработана программа комплексного расселения целых микрорайонов, переселения и так далее, реконструкции этих микрорайонов. Это третья возможность.

И четвертая возможность – это механизмы реализации закона о социальном жилье. И там немного другая техника. К сожалению, общегосударственная программа не принята, хотя должна была быть принята до 1 января 2008 года.

Мы, не дожидаясь ее принятия, мы, проанализировав опыт других городов Украины, разработаем свою программу строительства социального жилья. Это еще одна возможность, пятая возможность решения вопроса таких домов.

Беседовал Дмитрий Стриженко

// Настоящий Дозор