М. Добкин сказал, как заработал в 10 раз больше В. Шумилкина

Четверг , 6 марта 2008, 12:20
Харьковский городской голова Михаил Добкин рассказал о том, насколько он доволен собственной работой, о перспективах на 2008 год, реформе ЖКХ, своих оппонентах, ситуации в метрополитене, Романе Шухевиче и статусе русского языка.

Михаил Маркович, на сессии горсовета вы отчитывались перед депутатами, а значит, и перед харьковчанами о результатах работы исполнительных органов горсовета за 2007 год. И судя по самому отчету, работа была проделана колоссальная. Даже ваши постоянные оппоненты – фракция БЮТ – признали деятельность городской власти удовлетворительной. А вы лично удовлетворены?

Я сужу не по тому, кто из политиков как оценил, а по тому, что было сделано за это время. Если взять нашу работу за эти неполных 2 года, то благодаря только наведению порядка в земельных отношениях мы смогли в десять с половиной раз увеличить доходы в городской бюджет от аренды и продажи земли. Это позволило приобрести более 600 единиц новой техники, 90 троллейбусов, 10 трамваев, 80 автомобилей скорой медицинской помощи, закупить большое количество техники для уборки улиц, независимо от того, это внутриквартальные дороги или проспект.

Учитывая то состояние дел, которое нам досталось в наследство от прежней власти, мы выбрали на 2007 год два главных направления: реформа жилищно-коммунального хозяйства и решение проблем здравоохранения. То, что мы сегодня делаем в сфере ЖКХ, не делается ни в одном городе Украины. Более того, с нашим опытом приезжают знакомиться специалисты из России, других стран СНГ. В рамках этой реформы мы создали новые коммунальные предприятия, которые сегодня уже работают над повышением качества услуг.

Например, с нуля создано коммунальное предприятие «Харьковгорлифт». Сегодня там работают более 800 высококлассных специалистов, внедряющих передовые технологии, работают мобильные бригады, закуплена современнейшая техника. И как результат, только за год из более чем тысячи ранее не работающих лифтов сегодня осталось чуть более семидесяти, ожидающих капитального ремонта.

Впервые мы со времен Советского Союза начали строить социальное жилье. За два года сдано 2 дома, квартиры в которых получили многодетные семьи, дети-сироты, врачи и учителя. Впервые за годы независимости Харьков начал масштабную реконструкцию мест отдыха харьковчан: восстанавливаются старые и появляются новые фонтаны, установлено более 100 новых сертифицированных детских и спортивных площадок, появилось 6 катков. К 23 августа, ко Дню города, откроется новый Ледовый дворец. Создается Школа плавания Яны Клочковой. Город начал масштабную подготовку к проведению Евро-2012, готовится к реконструкции харьковский аэропорт, а к реализации – программа реконструкции дорог и транспортных развязок.

29 февраля мы провели первый земельный аукцион. Несмотря на попытки заинтересованных политических сил воспрепятствовать беспрецедентной в нашем городе открытой и прозрачной форме работы городской власти по привлечению средств для наполнения городского бюджета, нам удалось довести аукцион до конца, и городская казна сразу пополнилась почти на 57 миллионов гривен. Все эти средства пойдут на ремонт жилого фонда, восстановление дорожного покрытия, внутриквартальных дорог и тротуаров, на другие нужды территориальной громады. И это только начало нашей работы по выполнению той программы, с которой шли на выборы в 2006 году.

Скажите, благодаря чему и вопреки чему удалось все это сделать за этот год?

Мы имеем в городском совете конструктивное большинство, которое с самого первого дня было настроено не решать личные политические или экономические проблемы, а работать во благо харьковчан и для развития города. Поэтому можно сказать, что объединение усилий депутатов, исполнительного комитета с социально ответственными харьковчанами дает возможность наводить в городе порядок. Новые, партнерские основы взаимоотношений дают возможность качественно наполнить городской бюджет. А когда есть финансы, когда есть взаимопонимание с депутатами, когда есть команда, которая готова работать в интересах города, можно сделать много.

Михаил Маркович, на состоявшейся сессии было принято двенадцать обращений в высшие государственные инстанции. Это, наверное, беспрецедентный случай. С чем это связано?

Мы хотим, чтобы в том хаосе, который есть сегодня в Киеве, обратили внимание на Харьков и помешали людям, имеющим власть и огромные состояния, заниматься полным правовым беспределом. Первое, на что я хотел бы обратить внимание, это так называемое представление губернатора Арсена Авакова о назначении внеочередных выборов городского головы и депутатов городского совета. Когда мы с ним ознакомились, сначала это вызывало смех, потом удивление, а потом полную растерянность. В недоумении были и проверяющие, среди которых были и представители БЮТ, то есть те, которые в принципе не могут относиться к нам хорошо. Но это были люди государственного масштаба. Мы в разных политических силах, но они никогда не сделают неправильные вещи, которые будут направлены против государства, только лишь потому, что это мне принесет вред.

Принимая на сессии горсовета обращение к Верховной Раде, мы хотели, наконец, поставить под всем этим точку: если мы виноваты, скажите, что мы виноваты. Если мы не виноваты, вы это тоже скажите. Хватит уже дискредитировать Харьков, работу десятков тысяч харьковчан, делать из городской власти монстра. Город живет, развивается, хорошеет, а мы то и дело слышим из средств массовой информации, что здесь чуть ли не глобальная катастрофа. Так вот я хочу, чтобы Аваков, если он сказал «А», пусть скажет теперь и «Б». Потому что за эти вещи в принципе придется отвечать.

Наверное, и за ту ситуацию, которая сложилась вокруг нашего метрополитена, тоже кому-то надо отвечать. На это направлено еще одно из обращений городского совета?

В этой проблеме есть два важных аспекта. С одной стороны, это статус метрополитена. Сегодня он находится в госсобственности. Но длительное время проблемами метрополитена никто не занимался, кроме города. Участие государства ограничивалось минимальной помощью по строительству новых станций метро. Но есть же еще работа по текущему содержанию и организации безопасной перевозки пассажиров. В этом плане государство не делало практически ничего. И на сегодняшний момент оставлять все в той ситуации, которая есть, нельзя. Поэтому и было принято решение забрать метрополитен в коммунальную собственность.

Давайте определимся, кому больше всего необходимо харьковское метро? Государству, коммерческим структурам, областной администрации или самим харьковчанам? Это первый момент. Второй момент: мы говорим о том, что предприятие убыточно. Но и «Горэлектротранс» тоже убыточный. Если следовать такой логике и отказываться от убыточных предприятий, тогда мы должны все наши трамваи и троллейбусы передать государству и отказаться от них, либо закрыть предприятие. Мы дотируем из бюджета убыточный «Горэлектротранс», потому что он обеспечивает пассажирские перевозки полуторамиллионного города. А фактически метро и городской электрический транспорт перевозят примерно одинаковое количество пассажиров.

В случае передачи метрополитена в собственность территориальной громады, кто бы ни пришел к власти в Киеве, влиять на судьбу харьковского метро не сможет. А значит, не сможет способствовать тому беспределу, который творится сегодня в районе станции «Академика Барабашова». В чем суть? Городская власть, понимая ту угрозу, которую несет метрополитену несанкционированное строительство рынка «Барабашово», а именно недопустимое и небезопасное строительство над телом метро, решила навести здесь порядок. Это не понравилось фактическому владельцу концерна «АВЭК» господину Фельдману. И он предпринимает любые попытки, чтобы, во-первых, не допустить передачи метро в коммунальную собственность, а во-вторых, поставить во главе метрополитена своего человека.

Так вот, вместо того чтобы конфликт был решен, по непонятным мне причинам область начинает лоббировать интересы коммерческой структуры, концерна «АВЭК» вкладывать деньги в метро, ни заниматься его восстановлением концерн «АВЭК» не намерен и не может, потому что это запрещено действующим законодательством. А те обещания спонсорской помощи, которые были громко заявлены на весь Харьков, пресловутые пятьсот тысяч гривен в помощь реконструкции станции метро «Академика Барабашова», так и не были перечислены. И не важно, по каким причинам. Все это отговорки. Назначение представителя концерна «АВЭК» на должность руководителя харьковского метро – это вызов всему Харькову. Действующий руководитель метрополитена Сергей Мусеев отказывается подписывать с господином Фельдманом соглашение на незаконные постройки, которые находятся на теле самого метрополитена. А вот креатура Фельдмана подпишет их в один день и все. Это даст возможность узаконить постройки через суд. Поэтому мы и приняли на сессии обращение по поводу ситуации вокруг метрополитена.

Кажется, уже через месяц после вашего вступления в должность городского головы в городе развернулась мощная кампания по переизбранию мэра. Как вам в этой обстановке работается? На новых выборах кандидат в мэры Добкин появится?

Я не буду загадывать наперед. Скажу вам однозначно, что те четыре года, которые отведены законодательством мэру города, для реализации всего того, что он задумал, мало. Если это не человек, который пришел пересидеть или решить какие-то локальные задачи.

Когда я готовил свой отчет, в отношении ЖКХ и дорог пытался подобрать именно те слова, которые бы и не преувеличили результаты нашей работы, но и ни в коей мере не приуменьшили. Потому что за тем же самым ЖКХ стоят многотысячные коллективы коммунальных предприятий и всевозможных управлений от города до районов, которые сегодня работают в невиданном темпе и, кстати, не за очень большие деньги. А с другой стороны, сказать, что мы навели полный порядок в ЖКХ, это значит сказать неправду. Поэтому когда я говорил, что мы реанимировали эту отрасль, я, прежде всего, имел в виду, что мы сдвинулись с места. Это ржавое колесо начинает крутиться и с каждым месяцем, с каждым годом будет все больше и больше набирать обороты. Мы изменили сознание людей в том, что бесплатно ничего не бывает. Мы уже не в Советском Союзе, и за качество необходимо платить.

Поэтому сегодня я могу сказать однозначно, что я не жалею ни об одном сделанном шаге в глобальном смысле. Что-то бы подправил местами, но в целом я не жалею ни о реформе жилищно-коммунального хозяйства, ни о тарифной политике, которую мы проводили, ни о выстраивании взаимоотношений с власть предержащими как со своими политическими партнерами, так и с оппонентами. Я ни о чем не жалею. Я однозначно и четко знаю, что к концу каденции мы добьемся высоких результатов. И мне ничего не мешает реализовать то, что я для себя наметил. Даже не всегда справедливая критика в определенных СМИ заставляет постоянно быть собранными, мы никогда не расслабляемся, у нас нет на это ни времени, ни возможности.

И последний вопрос. 1 марта состоялся второй съезд депутатов всех уровней в Северодонецке, который затронул четыре основные проблемы: о нарушении прав местного и регионального самоуправления; о системных нарушениях прав русскоязычного населения Украины; о фальсификации и пересмотре исторического прошлого Украины; об экономических и общественно-политических последствиях вступления Украины в НАТО. В своем выступлении вы сделали ударение именно на гуманитарной сфере. Почему?

Да потому, что именно историческая память, культурная многогранность, языковое разнообразие мешает нынешней верховной власти сделать из народа Украины послушных исполнителей чужой воли. Такое впечатление, что все силы брошены на то, чтобы окончательно разделить Украину, ослабить ее, сделать более податливой. Возьмите ту же историю. Как можно было при живых ветеранах Великой Отечественной войны, издеваясь над памятью павших, провозглашать Героем Украины бывшего командира эсэсовского батальона «Нахтигаль» Романа Шухевича?

В одном из интервью я уже говорил, что воспитывался в семье двух фронтовиков, для меня есть святые вещи: я склоняю голову перед подвигом советского народа в Великой Отечественной войне. И я никогда не приду на могилу к тем, кто стрелял в спину нашим солдатам. Мне вообще отвратительны попытки передергивания нашей истории. Да, в 30-е годы в нашей стране был страшный голод. Наша область пострадала во время голодомора, возможно, больше остальных. Но как повели себя жители нашего региона, когда началась война? Здесь не формировались отряды УПА, здесь не брали оружие в руки, чтобы стрелять в советских солдат, мстя им за голодомор как «организованный советской властью голод 30-х годов».

А как повели себя западные области, которые вообще не знали, что такое голод? В этих областях процветало вооруженное сопротивление регулярной армии своей страны, выстрелы в спину, террор мирного населения! И всем, кто был пособником фашистов, — неважно из каких соображений (из обиды, от страха или по убеждениям) – им прощения нет. Но для тех, кто героизирует УПА, главное, что они воевали против России.

Полномасштабные военные действия, развернутые с целью разрушения дружбы между Украиной и Россией, слишком хорошо спланированы и проплачены, для того чтобы за ними стояли только наши доморощенные националисты. Все намного сложнее.

Возьмите проблему русского языка. Тем, кто борется с русским языком не важно, будут ли жители Юго-Восточной Украины знать украинский язык, им важно, чтобы они забыли русский. Растет поколение, которое нормально не знает ни русского, ни украинского языка. Укрепление украинского языка нельзя осуществлять за счет русского.

Безнравственность украинских популяризаторов проистекает из-за их некомпетентности. Все, что они делают на востоке Украины, не привлекает к ним сторонников, а наоборот – отталкивает людей. Если мы проводим акцию «покупай украинское», мы не призываем не покупать американское, армянское или немецкое. В вопросах языка – все наоборот. То, что мы наблюдаем в сфере языковой политики, культуры и СМИ, поражает своей бессмыслицей. Чем обернулось обязательное дублирование фильмов на украинский язык? Полным оттоком зрителей. Убытки несут как люди, которые хотели провести свой досуг, так и те предприниматели, которые избрали для себя этот вид деятельности. Если продолжить такое гуманитарное влияние на экономику, то скоро мы полностью лишимся российского рынка для наших товаров.

Но я хотел бы напомнить этим нуворишам, Харьков – город взаимопроникновения русской и украинской культур. Здесь проживает 111 национальностей, языком межнационального общения стал русский язык. По данным переписи, 80% харьковчан считают русский язык своим родным, а 90% свободно им владеют. За права русскоязычного населения Харькова начал борьбу еще первый демократически избранный мэр города Евгений Петрович Кушнарев. С первого дня работы нынешний состав Харьковского горсовета встал на защиту прав русскоязычного населения. И отстоял русский язык в суде. Мы и дальше будем делать все, чтобы отстоять право жителей города на свою историю, на свою веру, на использование того языка, на котором им пели колыбельные песни.

ИСТОЧНИК: Харьковские известия