В.Фесенко: Уже сейчас кризис коалиции очевиден

Николай Кузнецов  |  Понедельник , 12 мая 2008, 11:43
Председатель правления Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко считает, что в противостоянии Премьера и Президента за власть во ФГИУ все зависит от решения ВРУ. Известный политолог – о конституционной реформе, возможных выборах парламента и Президента, последних решениях Главы государства и другом.

Как вы считаете, чем закончится атака Тимошенко на фонд Госимущества? Кто победит – Президент или Премьер?

Пока можно говорить о своеобразной тактической ничьей, которая проявляется в двоевластии во ФГИУ. Исход этой борьбы, хотя бы промежуточный, тактический, зависит от двух обстоятельств. Во-первых, удастся ли Тимошенко, даже в условиях двоевластия, провести приватизацию Одесского припортового завода. Во-вторых, как этот вопрос будет решен в парламенте: без решения ВРУ легитимного руководства в Фонде госимущества не будет. В любом случае, нынешняя ситуация в ФГИ – временный вариант, двоевластие нельзя бесконечно растягивать.

Я считаю, что самым оптимальным вариантом была бы не тактическая ничья, а ничья в правовом и политическом смыслах – договоренность или компромисс, который возможен не только по руководству ФГИУ. В политический пакет такого компромисса могут быть включены вопросы по конституционному процессу (участие или неучастие БЮТ в подготовке парламентского конституционного проекта и создание парламентской конституционной комиссии), прохождение президентских законопроектов…

Я не исключаю, что Ющенко может пойти на какие-то уступки в вопросе ФГИУ, если в ответ Тимошенко пойдет на уступки по вопросам конституционной реформы и голосования, например, за новую редакцию закона «О Кабинете министров».

Глава государства несколько дней назад заявил, что было бы неплохо, если бы Украина была  президентской республикой. Это возможно? Допустит ли это глава Кабмина, которая намерена превратить Украину в парламентскую республику?

Вспомним, что вплоть до последнего времени Тимошенко также выступала за президентскую республику. Как видим, в зависимости от обстоятельств, политической ситуации и конъюнктуры позиции политиков могут меняться. Я думаю, что Тимошенко объективно и реалистично оценивает ситуацию в парламенте. Она по разным причинам не хочет подыгрывать Президенту в его планах формирования президентской республики. Если бы речь шла о переходе к президентской республике с 2010 года, то, я думаю, Юлия Владимировна вполне могла бы такой вариант поддержать. Но подыгрывать таким планам уже сейчас, до президентских выборов, она, скорее всего, не будет. Сейчас она хочет иметь действенную исполнительную власть, точнее полноценный контроль над исполнительной властью, и, если это возможно, путем парламентаризации политической системы страны, то Тимошенко на это может пойти.

Что касается планов Ющенко, то его стратегия конституционной реформы оказалась заблокированной решением КСУ от 18 апреля 2008 года. Президент может выйти на конституционный референдум со своим проектом, но результаты голосования не будут иметь обязательной законодательной силы. Это серьезная проблема для Ющенко.

Впрочем, я не исключаю поиск компромисса по конституционной реформе в ВРУ: ведущие парламентские силы могут предложить Ющенко поучаствовать в разработке совместного конституционного законопроекта, в котором были бы учтены и его интересы.

Вероятность конституционной реформы, которая приведет к президентской форме правления, на мой взгляд, минимальна. Большинство ведущих политических сил страны не хотят рисковать, предоставляя абсолютную президентскую власть какому-то одному политику.

Секретариат Президента запретил руководителям областных государственных администраций совершать без ведома Ющенко служебные командировки к правительству. Это очередной ответ Леди Ю?

Решение, согласно которому любая командировка руководителей местных государственных администраций должна была совершаться с ведома Секретариата Президента, было принято раньше. Так что, в этом случае, речь идет о логическом продолжении линии Секретариата на полное подчинение ему местных государственных администраций.

Другое дело, что вряд ли подобные действия понравятся Кабинету министров. И это еще один аргумент для Тимошенко двигаться дальше совместно с Партией регионов по пути парламентаризации системы власти в стране.

По-вашему, эта схватка кому больше на руку? Чей рейтинг страдает больше?

Риски могут быть и для рейтинга Президента, и для рейтинга Тимошенко. Отношение рядовых граждан ко всем этим политическим разборкам очень критичное. Может быть, будет больше негатива для Президента, поскольку, судя по данным последних опросов, значительная часть населения, особенно сторонники Юлии Тимошенко, считают виновным в этом противостоянии именно Ющенко.

Но главный риск, особенно для Тимошенко, связан не с этим противостоянием, а с инфляцией и социально-экономической ситуацией в стране.

Эти неурядицы между Ющенко и Тимошенко могут спровоцировать развал и без того некрепкой коалиции?

Кризис коалиции очевиден уже сейчас. Он проявился в конце апреля, накануне пасхальных праздников по целому ряду вопросов. Но парадокс ситуации в том, что сейчас ни Президент, ни Премьер-министр, ни их политические силы не готовы отказаться от коалиции в ближайшее время. Мне кажется, что на разрыв коалиционного соглашения они пойдут только в том случае, если возникнет прямая угроза их интересам. Например, если Ющенко почувствует, что в парламенте реально формируется антипрезидентское конституционное большинство, то тогда у него просто не останется другого выхода, кроме как прекратить существование нынешней коалиции и, по сути, готовить предпосылки для внеочередных парламентских выборов.

Какова возможность проведения досрочных парламентских выборов?

Они возможны, но не сейчас. Не раньше осени, и то, только в том случае, если в ближайшие месяц-два либо расколется парламентская коалиция, либо возникнет очередной политический кризис. Тогда эти выборы станут возможными.

Понятно, что они не автоматически появятся в политической повестке дня. Речь будет идти или об очередном серьезном политическом конфликте, который спровоцирует эти выборы, или о том, чтобы у ведущих политических игроков появилась прямая заинтересованность в этих выборах.

Например, если БЮТ и ПР рискнут и захотят продвинуть свой совместный конституционный проект в парламенте, то конституционный процесс может стать катализатором для проведения досрочных выборов в ВРУ.

А какой катализатор нужен для президентских досрочных выборов?

На мой взгляд, сегодня вероятность проведения досрочных президентских выборов гораздо меньше, чем вероятность выборов парламентских.

Президентские выборы могут состояться только при двух обстоятельствах: либо возникнет очень острый политический кризис, как в прошлом году, и тогда, в качестве одного из условий выхода из кризиса, будет рассматриваться вариант проведения досрочных президентских выборов; либо БЮТ и ПР удастся провести свой вариант конституционной реформы, одним из последствий которой станет приближение сроков президентских выборов: в переходных положениях конституционных изменений может быть записана норма о том, что президентские выборы состояться не через полтора года, а значительно раньше.

Как вы думаете, кто больше всего имеет шансов стать новым украинским Президентом?

Наиболее рейтинговые претенденты на этот пост известны. Ситуация за последнее время не поменялась. В первую очередь, это Янукович и Тимошенко. Третью позицию занимает Ющенко. Хотя по рейтингу он существенно уступает своим конкурентам, я бы не сбрасывал его со счетов. Действующий Президент сохраняет в своих руках весомые рычаги влияния на политический процесс.

Другое дело – полномочия Президента могут измениться. Если будет проведена конституционная реформа, направленная на дальнейшее ограничение полномочий главы государства, цена президентских выборов будет гораздо меньшей. Возможно, у нынешних наиболее влиятельных политиков не будет прямого интереса бороться за этот пост, хотя в Украине ценится любая власть, даже символическая. Для Тимошенко в новых условиях более ценным может представляться пост Премьер-министра, а Ющенко как компромиссная фигура может при поддержке ведущих парламентских сил остаться на посту Президента, при условии согласия на конституционную реформу. Впрочем, это гипотетические варианты, реализации которых может помешать взаимное недоверие друг к другу ведущих политических лидеров.
 

ИСТОЧНИК: ForUm