ПР просит «забрать руль у Чебурашки из Кабмина»

Понедельник , 8 декабря 2008, 02:25
Интервью народного депутата Елены Бондаренко (Партия регионов) интернет-изданию «КИД».

Елена, «Наша Украина» выдвинула кандидатуру Ивана Плюща на должность спикера. Каково отношение Партии регионов к данному выдвижению?

Выдвигать – это право «Нашей Украины». Другой вопрос, наберет ли кандидатура Ивана Плюща хотя бы минимальное количество голосов (226). Обратите внимание на следующий момент. Даже в рядах фракции, выдвинувшей кандидатуру Ивана Степановича, нет согласия. Следовательно, даже в случае своего избрания Плющ не будет иметь стопроцентную поддержку НУНС при решении стратегических вопросов. Свои же ему будут мстить и не давать голоса в самый ответственный момент. Переговоры по поводу кандидатуры Плюща затянулись, что свидетельствует о недостаточном уровне его поддержки. Пока нельзя уверенно сказать, чем они закончатся, и угроза проведения досрочных парламентских выборов все еще очень реальна.

Но, судя по всему, «Наша Украина» рассчитывает создать коалицию с ПР, что позволит им обеспечить избрание Ивана Степановича председателем Верховной Рады.

Каждая из парламентских фракций сегодня надеется на создание коалиции с Партией регионов. Все хотят, но всем стыдно, поскольку надавали дурных обещаний во время выборов и 2004 года, и 2006-го. Та же риторика использовалась и в 2007-м: «Мы никогда и ни под каким предлогом не станем сотрудничать с «регионалами»! Последние четыре года из нас пытались сделать политических изгоев. Но не получилось. Приходится считаться с политической силой, за которую проголосовала треть населения страны.

Если все хотят, то с кем Партия регионов планирует создать коалицию? И планирует ли вообще?

Мы готовы к сотрудничеству с любой фракцией, поддерживающей наши программные принципы. Создавать коалицию надо не ради постов. Только в таком случае она будет дееспособной и стратегически правильной. Наши принципы неизменны. Первое – это федерализация, пусть даже сначала и бюджетная. Ведь конституционная реформа так и не завершена. Ее следующий этап – это усиление роли местного самоуправления. Второе – поддержка национального производителя, чему правительство Юлии Тимошенко абсолютно не уделяет внимания. Третье – защита прав человека, в том числе и решение вопроса о предоставлении русскому языку статуса государственного. Четвертое – нейтральный статус и развитие взаимовыгодного сотрудничества с соседями, в первую очередь с Россией. Для последнего, например, необходимо переформатировать понятие «стратегического партнера». Знаете, меня удивляет, когда Грузию называют стратегическим партнером Украины. Это замечательная страна с красивой природой, гостеприимным народом, уникальными минеральными водами. Но считать ее стратегическим экономическим партнером Украины, особенно после скандала, связанного с поставками Тбилиси украинского оружия, просто язык не поворачивается.

Какова последовательность действий: сначала формируется парламентская коалиция, а затем избирается спикер? Или наоборот?

На мой взгляд, сначала необходимо создать парламентскую коалицию, а затем голосовать за спикера. Ведь в таком случае становится понятно, есть необходимое количество голосов для избрания председателя Рады или нет. Я не исключаю, что в ближайшее время может быть подписано коалиционное соглашение.

Между кем?

Отвечу так: вероятность подписания такого соглашения между Партией регионов и БЮТ, а также между «регионалами» и «Нашей Украиной» – 50 на 50.

Правда ли, что в Партии регионов одна группировка категорически против сотрудничества с БЮТ, а вторая – против коалиции с НУНС?

На мой взгляд, почти невозможно договориться ни с теми, ни с другими. С НУНС – потому что у них в одном блоке 9 партий и, соответственно, 9 «гетманов». Причем каждый считает себя самым главным. А с БЮТ трудно договориться, поскольку у них нет никаких принципов. Сегодня они принимают законопроекты вместе с нами, а завтра с НУНС их дружно отменяют. Вчера лидер БЮТ едет в Донецк и надевает там футболку «Шахтера», а завтра выступает во Львове, одетая в форму клуба «Карпаты». Договариваться можно только с тем, кто держит свое слово.

Но теперь в «Нашей Украине» вроде бы один гетман. Президент, как известно, стал лидером данной политической силы. Как вы расцениваете этот политический шаг?

Я ожидала подобного шага, поскольку прекрасно помню историю вхождения Виктора Ющенко во власть. Началось все с незаконного третьего тура президентских выборов, а закончилось тем, что глава государства публично, никого не стесняясь, объявляет себя официальным лидером партии «Наша Украина», что прямо противоречит Конституции Украины. Особенно некрасиво это выглядит после того, как всего лишь год назад Виктор Ющенко отказался возглавить НУ, ссылаясь на конституционную норму. Получается, что тогда ему просто не вовремя предложили должность. Сначала у Президента были некоторые ограничения по закону и морали. Потом были ограничения только моральные. Теперь уже вообще никаких ограничений не осталось. Сегодня Ющенко уже не пугает ни моральное, ни законное осуждение за его поступки.

Рассматривается ли вариант воссоздания демократической коалиции с помощью Блока Литвина?

Любой коалиционный формат сегодня реален, в том числе и этот. Если, конечно, лидеры парламентских фракций будут готовы пожертвовать своими амбициями. Пока, к сожалению, на такую жертву никто идти не хочет.

А идея технического, не коалиционного, большинства уже похоронена?

Нет. Когда власть не управляет, а лишь держится за руль, чтобы оппозиция этот руль не перехватила, когда идет такая драка внутри самой власти, когда невозможно разрешить эту ситуацию даже с помощью выборов (ведь они не проводятся), то это выход из ситуации. Это некий договор политических элит. Кстати, против данной идеи активно выступал Владимир Литвин. Я понимаю мотивацию его действий. Все дело в амбициях Владимира Михайловича. Для него важны посты, сугубо политические дивиденды, а при техническом правительстве всего этого достичь нельзя. На ключевые должности должны прийти специалисты, эксперты. Дележ портфелей исключен, и поэтому нет возможности использовать административный ресурс для наращивания своей политической мощи. Главная задача технического правительства – выведение страны из кризиса. Оно должно заниматься только экономикой. А Литвину, по всей видимости, сегодня гораздо важнее политика. Он не сможет стать чисто техническим спикером Верховной Рады.

Кто, в таком случае, сможет?

Привожу конкретный пример – Александр Лавринович. Отличный юрист, человек, который на протяжении всей своей политической карьеры не декларировал амбиций на премьерство или президентство. Он, на мой взгляд, является своего рода эталоном технического спикера. Хочу обратить внимание на следующий аспект: речь не идет о суррогатном председателе Рады. Во главе парламента должен стать профессионал без политических квазиамбиций. Мы слишком заигрались в политику. Именно поэтому и шли переговоры о том, чтобы ключевые фигуры – спикер, премьер –  должны быть техническими. Как в басне Крылова – когда в товарищах согласья нет... Это была бы идеальная модель для страны, в которой такое противостояние основных политических сил. «Регионалы» демонстрировали готовность ее реализовать. Мы пытались найти такое же понимание у наших политических конкурентов. Но как только мы садимся с ними за стол переговоров, все упирается в трусливость «НУНС» и БЮТ, которые стали заложниками своих бездумных предвыборных обещаний. Они боятся, что из-за сотрудничества с ПР у них обвалится рейтинг.

Сегодня необходимы простые решения, напрочь лишенные политической подоплеки. Есть главная, стратегическая цель – вывести Украину из группы стран-лузеров и сделать ее потенциально привлекательной как для тех, кто здесь живет, так и для инвесторов. Ведь у народа сегодня нет гордости за свою страну. Мне очень нравится следующее выражение: «Родина – это там, где хорошо». Человек является патриотом только в той стране, где он чувствует опеку и заботу, где защищены его элементарные права.

Если правительство и спикер – технические, то какой же тогда должен быть президент? Тоже технический?

Сегодня пост президента слишком привлекателен с точки зрения влияния. Слишком уж много у главы государства полномочий, которые ему не нужны. Вот их и надо «распорошить», для чего следует провести второй этап конституционной реформы, предполагающий максимальное расширение полномочий органов местного самоуправления. Необходима смена формата политических отношений внутри государства и установление новых правил игры.

Вы имеете в виду избрание президента в Верховной Раде?

Речь не об этом. Беда Украины заключается в том, что после провозглашения Независимости все время стремительно меняются правила игры. Не успев завершить одни конституционные начинания, мы тут же бросаемся в другую крайность и пытаемся играть по совершенно другим правилам. В этом отношении Украина напоминает голодного человека, который дорвался до роскошного стола и пробует все подряд, рискуя испортить себе желудок. Мы находимся на этапе «нэнажерлывости» свободой. Не чувствуем меры. Выборы президента в парламенте – один из вариантов развития событий. Но это не значит, что он единственный. Есть и другой путь. Он заключается в том, чтобы передать больше полномочий на места. Я за то, чтобы наша страна в конечном счете пришла к бюджетному федерализму и к максимально сильному местному самоуправлению.

Ограничить полномочия президента – это понятно. А как быть с техническим премьером? Ведь Юлия Тимошенко никогда не согласится на подобную роль. Планируется ли отставка правительства? Или же ПР согласна направить своих представителей в Кабмин Тимошенко?

Возможен любой вариант. Но только в том случае, если БЮТ примет наши принципы управления государством и согласится с нашей либеральной моделью управления экономикой. Проблема заключается в том, что страной управляет неэффективный менеджер. Вот представьте себе: за рулем автомобиля находится неадекватный водитель, который мало того что водить нормально не умеет, так еще и до педалей не достает. А дороги скользкие. Гололед. Да и авто находится не в лучшем техническом состоянии. И этот горе-водитель еще просит пассажиров, которые едут вместе с ним, помочь ему с управлением. Говорит, помогите мне, только я руль не брошу. Поэтому либо мы, оппозиция, забираем у этого «чебурашки» руль, либо он остается и продолжает, благодаря хорошим актерским способностям, выворачивать любую ситуацию в свою пользу.

БЮТ во время переговоров с нами уже просит экспертной помощи. Они хотят укрепиться с помощью наших специалистов. Уже сегодня. Но какой смысл от нашей помощи, если принципиальные решения принимает неэффективный менеджер? Если он готов нас слушать и может умерить свои необоснованные политические амбиции, то мы пойдем ему навстречу. Если нет – то и смысла в таком союзе нет. Скажите, вам нравится жить в стране с таким плавающим курсом гривни, безудержным ростом цен и тарифов?

Это риторический вопрос...

Но ведь нынешний кризис – результат неэффективных, непродуманных действий власти. Некоторые наши сторонники упрекают «регионалов» в слабости. Говорят: они – активные, сильные, а вы –  слабые и пассивные. Помните, как в фильме Бодрова: «В чем сила, брат?» Так вот, наша сила в правде. Если сила в разгоне парламента, в приватизации судов, в полном развале экономики, в попрании прав и свобод граждан, в инфляции, то нам такая «сила» не нужна. И такая власть тоже не нужна, поскольку она изначально нестабильна, конфликтна и имеет разрушительный характер. Именно эта «сила» привела страну к непрерывной череде политических, экономических и гуманитарных катаклизмов.

Если вы помните, то после упомянутой вами фразы главный герой фильма просто убил своего оппонента.

Если вы имеете в виду силовой вариант решения проблемы, то это означает, в первую очередь, ответственность за возможное кровопролитие. С помощью крови нельзя достичь стабильности и справедливости. Это ошибка. Убеждена: с беспределом не борются другим беспределом. Кто тогда будет оплотом законности в стране?

Но есть и другие модели демократии. Например, управляемая. Как в России. Она продемонстрировала свою эффективность.

Подождите, какая эффективность? В России сейчас каждую неделю появляются 70 тысяч новых безработных. Эффективность – это когда средний уровень зарплат находится на достаточном уровне жизни среднего гражданина. Ни Россия похвастать этим не может, ни, тем более, Украина. У нас, кстати, Президент сегодня пытается реализовать именно такую модель управляемой демократии.

Почему, кстати, Партия регионов никак не прореагировала на откровенную антироссийскую позицию президентской силы? Вячеслав Кириленко в присутствии Виктора Ющенко назвал РФ угрозой национальной безопасности Украины.

Реагировать на подобную глупость – значит признавать ее обоснованность. Это первый момент. Второй: а почему, собственно говоря, Партия регионов должна защищать Россию? Мы что, записались в ее защитники? Прежде всего необходимо думать о собственных, украинских интересах. То, что понарассказывали на партийном съезде и Кириленко, и президент, безусловно, не способствует потеплению в отношениях с нашим стратегическим партнером. Но время таких горе-политиков уже уходит, и все станет на свои места. На мой взгляд, подобные заявления свидетельствуют о том, что у этих политиков очень сильно развит комплекс неполноценности по отношению к России. Они до сих пор считают себя «меньшими братьями», они не способны отстаивать свою позицию в конкуренции с более сильным соседом. Вот и лезут комплексы. Мы же так не считаем. Партия регионов рассматривает Украину как состоявшееся государство со своими задачами, целями и интересами.

Насколько Партия регионов охладела к идее проведения досрочных парламентских выборов?

Не мы были инициаторами досрочных выборов. Ни в 2007 году, ни сегодня. Если рассуждать цинично, то любой оппозиции выгодны внеочередные выборы, поскольку появляется шанс вернуться во власть. Однако Партия регионов понимает, насколько трудно сегодня приходится стране. Сегодня, как минимум, Украине необходимо удержаться на плаву. А любые внеплановые выборы – это стресс для общества. Поэтому мы ориентируемся на очередные парламентские выборы, которые должны пройти в установленный Конституцией срок. А в следующем году начнется президентская избирательная кампания. И я призываю всех прийти и сделать свой сознательный выбор. Именно сознательный, поскольку власть нужно выбирать как спутника жизни. Одни влюбляются во внешность или сладкий голос, а затем всю жизнь мучаются. Другие выбирают себе надежного и работящего. Вот и власть следует выбирать исходя из реальных дел, а не по внешнему виду или актерским способностям. Вынуждена признать, что у «регионалов» с актерскими способностями, скажем так, не очень... Как в украинской пословице: «Вміла готувати, та не вміла подавати». Мы больше делаем, чем говорим. А наши политические конкуренты, наоборот, «не вміють готувати, але як подають!»

И еще. Правильно писал Евгений Кушнарев: в Украине – либо вилы, либо выборы. Мы выберем выборы. Вилы –  это вариант беспредела.

Как вы считаете, может быть, стоит объединить президентские и парламентские выборы? Чтобы два раза не мучиться?

Мое личное мнение – это хороший вариант. Я «за».

Однако вас обвиняли в сепаратных договоренностях с президентом насчет обеспечения ему второго срока.

Послушайте, главная задача наших политических оппонентов заключается в том, чтобы постоянно нас в чем-то обвинять и подозревать. Вряд ли мы когда-нибудь добьемся хотя бы одного доброго слова о себе. Было бы даже странно, если бы наши конкуренты, которые потерпели сокрушительное управленческое фиаско, позитивно отзывались о Партии регионов. Ведь на нашем фоне они выглядят никудышными менеджерами. И это еще очень мягко сказано.
 

ИСТОЧНИК: КИД