Игорь Ликарчук: Каждый вуз может самостоятельно установить конкурсный балл

Татьяна Катриченко   |  Вторник , 5 мая 2009, 19:09
Директор Украинского центра оценивания качества образования – о сертификатах, фальшивых паспортах, справках из ЖЭКа, апелляциях, духах и шпаргалках на этикетках.

6 мая – время начала внешнего независимого оценивания знаний, в народе именуемого тестированием. Накануне важного для всех потенциальных абитуриентов дня Игорь Ликарчук рассказал, что вопросов, касающихся этой процедуры, еще достаточно много.
В частности, он признался: «Вот я видел объявление, что сертификаты уже продаются, а я и сам пока не знаю, каким он будет».

Но всегда так было: если есть предложение, то есть и спрос. Кто-то всегда стремится найти способ, как обмануть систему.


Не нужно ничего выдумывать. У нас когда-то и в трастовых пирамидах все принимали участие – покупали акции «МММ» и других подобных компаний. Это то же самое. Сертификаты – это лишь информационная карточка, которая несет информационную функцию. То есть сегодня предусмотрена система, по которой этот сертификат, согласно которому абитуриент приходит в приемную комиссию, проходит двойную проверку. Первый раз его проверят в он-лайн режиме с нашей базой. Второй раз, когда уже будет подписан приказ ректора о зачислении, вузы должны послать его нам, и мы повторно проведем проверку. Поэтому поддельный сертификат будет обнаружен немедленно.

В прошлом году такой двойной проверки не было?

Тогда высшие учебные заведения по желанию могли или не могли сверять с нашей базой. И 60% вузов такой сверки не проводили. Почему? Это пусть остается на их совести. Слышала вся Украина, как один солидный ректор одного солидного технического университета на одном очень большом совещании, даже при участии президента, сказал, что они не проверяли сертификаты, потому что у них нет средств на оплату Интернета. Это звучит смешно, но это так. В этом году все вузы обязаны это делать, потому что есть соответствующий документ Министерства образования и науки. И, наверное, руководители высших учебных заведений уже научены, что обойти систему внешнего оценивания и принять к себе тех, кто не имеет сертификатов, – это работать на большие неприятности.

Если человек потеряет сертификат, легко ли его восстановить?

Безусловно. Нужно будет обратиться к нам, заплатить мизерные средства, потому что повторно мы будем выдавать за деньги, и мы сделаем другой.

Сколько это будет стоить?

Пока что неизвестно. Еще же нет и самого сертификата.

Когда будет утвержден окончательный вид сертификата?

У нас время еще есть.

В Центре разработан целый комплекс мер безопасности и к тому же был повышен уровень секретности. Не могли ли бы вы рассказать о некоторых нововведениях?

Нас многому научили два предыдущих года. В этом году в технологию проведения внешнего оценивания мы постарались внести некоторые изменения. Я не буду раскрывать их содержание. Но скажу следующее: мы максимально пытались сделать так, чтобы уменьшить возможность злоупотреблений. Приведу несколько примеров.

Мы начали получать информацию, что кое-кто из заинтересованных граждан ищет пути, как проникнуть на наши пункты обработки. Это делается по принципу, что можно найти человека, который будет заниматься фальсификацией во время обработки результатов. Знаете, я очень сомневаюсь в том, что это возможно. Представьте, что на такой пункт сразу привозят сорок тысяч бланков ответов, и нужно найти одну тетрадь, на которой нет даже фамилии.

Мне рассказывали почти анекдотический случай, как одна участница внешнего оценивания свой бланк пометила духами. Не знаю, было такое или нет, но могу сказать, что отыскать конкретную работу практически невозможно. И если даже допустить такой вариант, то, чтобы не провоцировать тех людей, которые работают в пунктах обработки, мы приняли решение, что в этом году все бланки ответов не будут обрабатываться в том регионе, где они заполнялись. Причем как будет осуществляться эта перевозка, никто не знает. Это будет определять компьютер в день проведения тестов.

Или, скажем, надеются, что в аудитории, где будет сидеть конкретный участник тестирования, сможет поработать определенный инструктор, который подскажет. Такое также невозможно. Во-первых, кто в какой аудитории будет писать тесты, ученики узнают за час до начала тестирования. Кто из инструкторов пойдет в какую аудиторию, они узнают за несколько минут до начала тестирования. Поэтому тем, кто на это надеется и за это уже заплатил деньги, я хочу сказать: вы выбросили их на ветер.

Также в настоящее время очень распространен трюк у тех, кто вроде бы хочет помочь. Можно заплатить деньги за так называемую «лжепомощь». То есть каждый участник тестирования имеет определенные знания. И представьте себе, что ребенок хорошо подготовился, успешно сам написал тест и ему никто не помогал, потому что это невозможно, но кто-то говорит: «Я вам помог, вот результат». Такая схема действовала раньше и в высших учебных заведениях.

Я, конечно, далек от того, чтобы сказать, что мы абсолютно все сделали, потому что наш народ очень изобретателен. Я не исключаю, что я сижу, думаю, как его одолеть, а десятки сидят и думают, как меня обмануть.

Эти изобретатели могут использовать мобильные телефоны.

Наши специалисты брали самые современные мобильные телефоны и поняли, что с их помощью что-то решить нереально. Представьте себе, что нужно надиктовать задание. Нужно диктовать хотя бы вполголоса. Это сразу будет заметно. Фотографировать? Ну, сколько можно послать фото? Три-четыре задания на странице. Но нужно получить еще и результат. Если из 70 заданий из теста по истории Украины даже три таким образом можно будет решить, то это абсолютно не повлияет на результат. Это нерационально и нерентабельно. Мобильных телефонов вообще не может быть у тех, кто пишет тесты, потому что они будут мешать другим, будут отвлекать внимание. Наибольшая ценность этой ситуации в том, что каждый остается наедине со своими знаниями. Мы тщательно выписываем процедуру, чтобы никто и никому не мешал. И если такое происходит, то это уже основание для апелляции.

Что можно брать с собой на тестирование, кроме ручки?

Знания. Калькулятор нельзя. Таблица Менделеева напечатана в тетради по химии. Можно ручку, бутылку воды. И то желательно, чтобы на бутылке не было бумажной этикетки. Понимаете, кто-то думает использовать шпаргалки. Ну, если кто-то сможет поместить в шпаргалки весь курс математики за весь период учебы, то милости просим. Но такое невозможно. На все случаи жизни шпаргалки не возьмешь!

За что могут выгнать из аудитории во время написания тестов?

За плохое поведение: разговоры, шум, попытку воспользоваться шпаргалкой или мобильным телефоном, неучтивость.

Существует система предупреждений?


Нет. За первое замечание нужно просить оставить аудиторию. Малейшее нарушение – и человек будет лишен права дальше проходить тестирование.

Такие меры безопасности – это результат определенных недостатков в прошлом?


Когда мы все это делали, то полагались на собственный опыт и на опыт других стран мира.

В прошлом году мы зафиксировали несколько случаев, когда на пункт тестирования кто-то пытался пройти по чужому документу. Такое было и во время вступительных экзаменов в университеты – приходили близнецы, похожие люди, родственники. В этом году Министерство образования и науки попросило Министерство внутренних дел помочь с идентификацией людей, которые будут приходить на пункты тестирования. Специалисты будут смотреть, поддельный паспорт или нет. Потому что вклеить фотографию в паспорт, а затем его выбросить – намного дешевле, чем получить другой вариант прохождения тестов. И такие вещи нужно предусматривать.

Средств на организацию тестирования хватает?

Мы пошли на серьезные меры экономии для того, чтобы уложиться в те средства, которые есть. Лишь один пример. Мы в этом году будем давать один сертификат с результатами всех предметов. А один сертификат стоит восемь гривен. Если на одном пять предметов, то это восемь гривен, а если по каждому предмету один сертификат, то это сорок.

На тестировании по иностранным языкам мы отказались от аудирования, потому что денег, чтобы приобрести аппаратуру, у нас нет.

Но это не значит, что его не будет в следующем году?


Если мы хотим выходить на какие-то мировые параметры, то нам необходимо аудирование – хотим мы этого или нет. Особо я бы хотел отметить, что мы ни при каких условиях не сократим те расходы, от которых зависит безопасность.

Дополнительной сессии не будет?

Это вообще абсурдное явление. В прошлом году была дополнительная сессия потому, что это было впервые. Но, во-первых, дополнительная сессия – это дорого. Во-вторых, у нас в этом году будут тесты по иностранным языкам, которые требуют больше времени на обработку результатов. В-третьих, дополнительная сессия расслабляет, ведь при вступлении в университеты никто не предусматривал дополнительные экзамены. Кроме того, во время дополнительной сессии возможностей для махинаций значительно больше, чем во время основной.

А отдельные обращения будете рассматривать?

Конечно, если это внезапная болезнь, смерть близких... У тех, кто занимался разработкой нормативных документов, единой точки зрения нет.

Буквально вчера поступило заявление, которое написал юрист. В нем идет речь о том, что юноша не смог зарегистрироваться, потому что он последние три дня регистрации ликвидировал дома аварию водопровода, и справка из ЖЭКа прилагается. Это же не причина! Но если будет абсолютно объективная причина, мы предоставим возможность сдать тест. Хотя для этого, вероятно, нужно будет ехать в Киев.

Что человек должен делать, если он не получил приглашения по почте?


Разрешается на нашем сайте активировать свою персональную страницу и с нее распечатать приглашение, с которым можно прийти на пункт тестирования.

На почту жалоб нет?

Почта нам дала официальный ответ. Вот справка: «по данному адресу такой не проживает», «нет номера корпуса», «отсутствует квартира»... А мы же предупреждали: пишите тот адрес, в котором вы уверены. На эти же адреса мы обязаны отправить сертификаты, когда почта нам их вернет – это будет официальное сообщение о том, что мы свою работу выполнили. А сертификаты мы будем отправлять заказным письмом.
Я общался с коллегами из других стран мира, там нет понятия «неправильно записанные данные». Там люди отвечают за них. Они платят за участие во внешнем тестировании. Я уверен, если бы тестирование у нас было платным (пусть требовалась бы не вся стоимость, а хотя бы 10 гривен), то люди были бы более ответственными.

Трудно все эти годы бороться со всеми нареканиями?


Бороться всегда нелегко. Я очень много общаюсь с рядовыми учителями, директорами школ. Они говорят, что изменяется отношение одиннадцатиклассников к учебе. Если раньше родители приходили в школу и говорили: «Вы нам дайте любой аттестат, а остальное – наше дело», то сейчас приходят и говорят, что нужно, чтобы в аттестате были нормальные оценки. Разве плохо, что сами одиннадцатиклассники пишут на форумах в Интернете, что они сидят и учат? Ну и, в конечном итоге, можно говорить об отдаленных селах, где есть школы, которые ежегодно готовят хороших выпускников, но десятилетиями, особенно это происходит в период независимой Украины, из них даже никто нос не пробовал совать в столичные учебные заведения. А в прошлом году студентами высших учебных заведений стали очень мноие детей из сел и поселков... И это только благодаря внешнему оцениванию. Поэтому пусть говорят!

Трудно ли было подготовить тесты по иностранным языкам?

Безусловно, что нелегко. Мы это делали впервые. Вообще у нас в Украине ситуация с преподаванием иностранных языков уникальна. В отличие от других стран мира, у нас нет компетентного подхода. У нас разные учебники, разные методики, причем иногда эти методики абсолютно неадекватные, например, «Английский язык за рулем». Но и здесь я уже предвижу шквал критики. Однако мы к ней готовы. Тесты по иностранным языкам серьезно экспертировались носителями этих языков, к их составлению приложили большие усилия международные специалисты и наши лучшие силы. Посмотрим. Единственное, что мне обидно, – всего 65 тысяч людей избрали иностранный язык для тестирования.

Потому что это первый опыт?

Нет, причина другая. Наши университеты не поставили экзамен по иностранному языку. А мы говорим, что идем в Европу. Но в какую это Европу, если от абитуриента мы не требуем знания иностранного языка. 222 человека будут сдавать тесты по испанскому языку, тогда как третья часть мира испанский язык учит.

Когда в прошлом году тестов по иностранному языку не было и можно было самим проводить вступительные экзамены, даже на факультетах трудового обучения в педуниверситетах были попытки поставить иностранный язык вступительным экзаменом. А в этом году даже такие факультеты, где нужен иностранный язык, его проигнорировали. Если бы от меня зависело принятие этого решения, то я бы сделал бы обязательными для всех: иностранный язык, украинский язык и литературу, математику.

Когда можно будет подавать апелляцию?

Апелляция может быть двух видов. Во-первых – на процедуру, если человеку мешали сдавать тест. Такую апелляцию нужно подать до выхода из пункта тестирования. Во-вторых – можно подавать апелляцию, если человек не согласен с результатом. Тогда он пишет заявление, проводится заседание апелляционной комиссии, мы можем предоставить человеку электронные копии ее работ – до и после проверки. Такую апелляцию можно подавать по получении сертификата в руки или после проверки персональной страницы, на которой будут результаты тестирования. Но как можно апеллировать к тому, что проверял компьютер? Ему все равно. В основном апелляция будет касаться открытых заданий. Но каждый имеет право на апелляцию.

Говорили, что количество баллов в сертификате, который можно подавать для участия в конкурсе в высшие учебные заведения, когда-то будет повышено. Почему не в этом году?

Каждое учебное заведение может самостоятельно себе установить этот балл. Но он не может быть меньше, чем 124. К сожалению, лишь несколько университетов его повысили. Это позор, потому что таким поступком университеты сказали: нам все равно, кого принимать.
Вы знаете, что в бывшем Советском Союзе было 700 высших учебных заведений, в Украине в настоящее время – 900. Проблема в том, что много «академий», «университетов», «институтов», которые называют себя высшими учебными заведениями, но никогда такими не станут, превратились в конторы по выдаче дипломов. Какие филиалы университетов могут быть в городках и селах? Вы когда-либо слышали о филиале Кембриджа или Колумбийского университета где-то в маленьком городе или в селе? Это нонсенс.

 

 

ИСТОЧНИК: «Главреда»