Михаил Добкин: На выборах мы должны сделать то, что можем, на 150%

Сергей Троценко   |  Понедельник , 12 октября 2009, 17:52
Харьковский городской голова – о современной политике, предстоящих выборах и подготовке к Евро-2012.

Михаил Маркович, какому девизу Вы привыкли следовать в жизни?

Стандартного, на все случаи жизни, наверное, нет. Очевидно, многое зависит от ситуации. Есть не девиз, а философия по отношению к тому или иному вопросу. Если брать мою нынешнюю работу и пытаться все это собрать в одно изречение, то, наверное, самое правильное будет то, с чем мы в свое время пытались и пытаемся достучаться до сердец харьковчан - «Нам здесь жить». Эта фраза дополняет все остальное.

Что удалось и пока не удалось сделать на посту мэра? Есть ли у Харьковского городского головы несбывшаяся мечта?

Об этом можно говорить много. Что удалось реализовать? Многое из того, с чем мы шли на выборы. Самое главное – системная перестройка работы городской власти – из того аморфного состояния, в котором она пребывала длительное время; практически завершившееся изменение административной системы и укрепление материально-технической базы. Эти основные вехи, возможно, не заметны глазу рядового харьковчанина, но на сегодняшний момент они позволяют со всей уверенностью говорить о том, что город Харьков готов к решению любых задач, какие бы перед нами жизнь ни ставила.

Административная система выстроена таким образом, что она сегодня абсолютно не зависит от фамилии того или иного человека, который находится в ячейке этой выстроенной системы. А материально-техническая база Харькова, несмотря на то, что прошло то всего 3-4 года, настолько окрепла, что может сравниться только с Киевом, бюджет которого превышает харьковский в разы.

Самые главные проблемы, волновавшие людей в 2006 году, – состояние объектов коммунального хозяйства и здравоохранение. ЖКХ на первом этапе моей работы не критиковал только ленивый. И отвечать всем, что за первый бюджетный год невозможно решить все проблемы, связанные с кровлями, дорогами, с хроническим невывозом мусора (которым, кстати, занимались исключительно частные компании, а сегодня это делается техникой, принадлежащей городу), была пустая трата времени. Мы системно подошли к решению этих проблем, начав с укрепления материально-технической базы всех коммунальных предприятий. Взять один из сегментов - дороги. Эта проблема казалась никогда не разрешимой. Конечно, на сегодняшний день дорожную проблему окончательно разрешить не удалось. Здесь нужен не год, а минимум три, но качественные сдвиги отмечают все харьковчане и гости города.

О том, что не удалось. Сумасшедшее противостояние, организованное нашими оппонентами, лишило нас возможности сделать больше, чем сделано сегодня. Против нас ополчился административный ресурс облгосадминистрации вместе с медиа-ресурсами и журналистами, которые, к сожалению, вели себя не как патриоты города, а как патриоты денежных знаков. С огромным лобби против нас в Верховной Раде была выстроена целая кампания по дискредитации городской власти. Нас обвиняли в чем угодно: дескать, в Харькове будет коллапс, техногенная катастрофа, что мы весь город оставим банкротом. Чего только ни говорили... Вся эта возня отвлекала, мешала, и все это приходилось чуть ли не каждодневно разрушать. Иначе харьковчане, постоянно попадавшие под такой шквал хорошо проплаченных и срежиссированных сюжетов во всех видах СМИ против их родного города, против городской власти могли не то, что сомневаться, а серьезно в ней разочароваться. А этого очень не хотелось.

Поэтому мы системно этому противостояли. К сожалению, много усилий, а самое главное – времени, ушло не на созидание, а на ту войну, которая в итоге никому оказалась не нужной. Причем все, кто нас пытался обвинять, сегодня признали, что были не правы, и имеют с нами нормальные рабочие отношения.

Мы много сделали, но много еще не успели доделать.

В прошлом году, в начале этого у вас были достаточно непростые взаимоотношениями с губернатором, руководством облгосадминистрации. Однако потом произошли позитивные перемены. Можно ли сегодня эти отношения назвать неконфликтными? Что, на ваш взгляд, Михаил Маркович, объединило город и область? Возможно, Евро-2012?

Именно Евро стало объединяющим фактором. К этому времени было сломано столько копий, что, наверное, вовремя подоспела идея о совместной работе вокруг Евро-2012, и за очень короткий срок Харьков из резервного города перешел в разряд основных. Здесь заслуга всех, никто от своего имени не имеет права «перетягивать одеяло на себя»: ни город, ни область, ни частный бизнес. Здесь был монолит - объединение. На алтарь этой победы все положили имеющиеся ресурсы - финансовые, административные и личностные. В итоге получилась совместная работа под названием «подготовка города к Евро-2012». От ее итогов вздохнули многие харьковчане. И совсем не важно, кого они поддерживали во время минувших выборов.

От серьезного противостояния все достаточно устали. А противостояния можно было бы избежать, если бы глава державы имел малейшее желание смотреть в будущее, а не заниматься только вопросами прошлого. Нельзя было в абсолютно «бело-синей» области, по мнению народа, оставлять в подавляющем меньшинстве, но с очень сильными административными рычагами «оранжевого» губернатора. Видимо, президенту был выгоден этот конфликт, который был вреден для страны в целом. Это все было... Поэтому идея подготовки к Евро-2012 подоспела вовремя. Мне очень приятно отметить, что не только власть объединилась вокруг этой идеи. Вся территориальная громада объединилась вокруг этой идеи.

Все, что было связано с Евро-2012 и в любой другой ситуации вызвало бы противостояние у людей, прошло относительно спокойно. А ведь дело коснулось сноса рынков, гаражей, переноса многих недостроев, переезда на новые места как весьма благоустроенного кафе, но попавшего в зону реконструкции, так и производственного предприятия, находившегося в непосредственной близости к «Металлисту». Не было ничего такого, что могло бы вылиться в акции, похожие на народное противостояние. Переговоры были сложные, но они были, причем каждый имел возможность отстоять свою правоту, но никто не выставлял в качестве аргумента нежелание отказаться от тех действий, которые предлагала власть.

Это стало для меня явной неожиданностью, полным откровением. Кстати, именно этот фактор, как правило, подчеркивают высшие должностные лица государства, которые по роду своей деятельности интересуются подготовкой Харькова к Евро-2012. На всех совещаниях отмечается, что харьковская территориальная громада, выступает как единое целое в процессе подготовки региона к европейскому чемпионату по футболу.

Какие первоочередные законы должен принять украинский парламент с точки зрения городского головы?

Верховная Рада задолжала стране такое количество важных законопроектов, что перечислять их не хватит времени. Дело в том, что вопросами местного самоуправления в стране никто системно не занимается. Последний раз этим системно занималось правительство Виктора Януковича. Говорю это не потому, что я член Партии регионов, а потому, что у меня есть четкое понимание вопроса.

Можно, конечно, что угодно обещать, можно передавать на бумаге любые полномочия, но если они не подкреплены финансами, они остаются бумажными полномочиями. Экономический крючок, на котором центральная власть держит регионы и местное самоуправление, настолько крепок, что без его ликвидации говорить о самостоятельности местного самоуправлении практически не приходится.

Приведу пример. Доля местных бюджетов консолидировано при правительстве Януковича ежегодно увеличивалось на 1-3% и приближалось к 50%. Это было такое распределение, которое в принципе позволяет говорить о том, что Украина по-европейски подходит к формированию взаимоотношений между центральной властью и местным самоуправлением. Так, как принято в Европе, как заложено и проходит красной нитью по всей Европейской Хартии самоуправления.

При нынешнем правительстве каждый год доля местных бюджетов падает, и уже, я думаю, скоро приблизится к 30%. По крайней мере, бюджет 2009 года показал, что доля местных бюджетов в консолидированном составляет 34%. Иными словами, 10% просто было потеряно. Ассоциация городов Украины не смогла по объективным и субъективным причинам отстоять права местного самоуправления так, как она отстаивала их раньше. Верховная Рада не стала на сторону органов местного самоуправления.

Причем я был свидетелем того, как мэров неоднократно собирали и президент, и премьер, но только для того, чтобы заручиться поддержкой на предстоящих выборах и пообещать в очередной раз манну небесную. Они говорили о продлении полномочий, что звучит красиво, но для образованного человека выглядит оскорблением: ни у президента, ни у премьера нет достаточных рычагов, чтобы в одиночку переписать Конституцию. А с нынешним неработающим парламентом это была и вовсе утопическая идея.

С учетом слишком короткого срока, остававшегося до начала президентской кампании, это вообще было откровенным враньем. Даже по Конституции не хватало времени, чтобы внести и утвердить изменения, перед этим пройдя экспертизу Конституционного Суда. Поэтому я уже перестал чего-то ждать от того же президента, у которого в течение пяти лет было достаточно времени, чтобы хотя бы прислушаться к тому, о чем мы его просили. Мы не просили денег, мы просили четко распределить, где заканчиваются полномочия органов центральной власти и начинаются полномочия местного самоуправления. Представьте, все, что представляет собой хоть какую-либо ценность, моментально становится объектом внимания центральных органов власти. Уже два года как территориальные громады, вопреки действующей Конституции, наперекор Бюджетному Кодексу, Земельному Кодексу не имеют права распоряжаться землей.

Только через систему аукционов, до сих пор не выстроенную, не имеющую механизма, как их проводить. И таким образом нам создали административную препону: ждут, когда смогут добраться до этих ресурсов и направлять их туда, куда им будет выгодно.

Почему бы государству, к примеру, по целевой программе не выделить городам несколько миллиардов на ремонт школьных кровель. Эти средства нам приходится находить, хотя образование, в том числе и его материально-техническая база, по Конституции - это обязанности государства. Но мы же не оставим детей в разрушенных школах, и делаем ремонты, устанавливаем спортивные площадки, покупаем компьютеры за счет средств городского бюджета. Поэтому лично я от Верховной Рады уже не жду ничего. Этот орган, который сегодня используется для подготовки президентской кампании. И это вина не руководства парламента или фракций, виноваты все без исключения, так как Институт Верховной Рады стал заложником абсолютно разрушенной системы государственной власти, где президент, к сожалению, выступил первым молотобойцем, который стал наносить удары по тому крепкому фундаменту, построенному при Леониде Кучме.

В январе 2010 года пройдут президентские выборы. Ваш прогноз. Что станет приоритетом для нового главы государства? Чего не достает нынешней исполнительной власти? Как бы вы охарактеризовали действующих украинских президента и премьера?

Не хочу давать оценку президенту и премьеру. Вряд ли эта оценка будет отличаться от общенародной. Рейтинг доверия президенту, как нынче говорят, ниже плинтуса. По большому счету порядочный человек уже давно должен был подать в отставку. Президент - это не счастье, это доверие. Считать себя отцом нации может лишь тот, кто пользуется заслуженным доверием и авторитетом у этой нации, причем не титульной, как любит говорить сам Ющенко, а у всей. Нынешний президент уйдет на свалку истории уже в ближайшее время, как бы он не пугал всех нас, что переизберется на второй срок.

Что касается премьер-министра, считаю, что его действия нужно оценивать по уровню благосостояния людей. Улучшился ли он за годы правления либо ухудшился. В каком состоянии находится наша экономика? Если с момента прихода премьера экономика стала лучше себя чувствовать, стала более конкурентоспособной по отношению к ведущим европейским государствам, значит это сильное правительство. А если мы превратились в дешевый рынок сбыта, низкосортного ширпотреба этих же ведущих держав, тогда будет и соответствующая оценка.

То, что оставила в 2004-ом году «бело-голубая» власть, в 2006-ом и на выходе из 2009-го оранжевая - это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Они получили то, что могло быть конкурентоспособным даже в очень сложных условиях нынешнего экономического кризиса. Они передают нам последовательно разрушенную, дезориентированную, разбалансированную экономику. Примерно так же уродливо выглядит и нынешняя государственная власть - центральная и местное самоуправление.

О моих прогнозах. Я не сомневаюсь в победе лидера оппозиции Виктора Януковича. Он неоднократно доказывал свое умение выводить страну из сложных экономических переделок: и когда в 2002-ом году пришел, страна пожинала плоды «экономического чуда» премьера Ющенко, и в 2006-ом году, когда Виктор Янукович подхватил бразды управления экономическими процессами у Еханурова. И за те неполные 7 месяцев, которые ему дали поработать, после этой разрухи, устроенной «оранжевыми», добился неплохих результатов. Вы можете спросить у любого мэра независимо от его политической принадлежности, когда бюджеты для городов были лучше, и услышите: бюджет-2004 и бюджет-2006, когда Янукович был премьер-министром, а Азаров - министром финансов.

Теперь о том, что нас ждет. Победа будет эмоциональным всплеском. Одни будут довольны итогом выборов, другие будут горевать по своим потерянным национальным кумирам, которые к моему глубокому счастью уйдут на второй план. А дальше начнется очень сложная и непопулярная работа. Я думаю, что президентский срок, который выпадет Януковичу, будет самым сложным из всех предыдущих. Возможно, сложнее было только Кравчуку, когда он фактически начинал строить государство. Но тогда не было государственных институтов власти - Конституционного Суда, системы судов, оторванной от Союза, но не корреспондированной в независимое государство. Тогда не было многого того, что давало нам право называться правовым демократическим государством и государством вообще.

Сейчас эти ветви государственной власти есть на бумаге, но они настолько расшатаны и разорваны, что президенту придется их фактически выстраивать заново. Везде должен быть баланс. И, конечно же, экономика. Я уверен, что следующий премьер при президенте Викторе Януковиче будет не политиком, а абсолютным работягой, который, засучив рукава, с головой уйдет в решение накопившихся проблем. Как показывает жизнь, выход из таких сложных экономических ситуаций возможен только при четко скоординированных действиях, прописанных во всех учебниках истории и экономических трудах. Создается собственный национальный выход из ситуации, так называемый «план Маршалла» для Украины, подбирается команда, способная его реализовать.

При этом параллельно идет состыковка этих действий с международными структурами, ведь Украина не живет изолированно. Очень многие транснациональные компании и правительства завязаны с теми действиями, которые у нас будут происходить, поэтому все четко должно быть скоординировано с международными институтами, государствами, общественными организациями. Люди и внутри страны, и за ее пределами должны понимать, что будет делать Украина, почему грядут непопулярные меры, и что мы получим на выходе. Необходимо подобрать команду, которая будет работать не на свой имидж, а на проведение в жизнь всех тех реформ, которые планируется реализовать.

Прежде всего, - пенсионную: количество наших пенсионеров уже начинает опережать число работоспособного населения. Для любой самой высокоразвитой с экономической точки зрения страны это проблема. Для Украины - тем более. Мы должны, наконец, взяться за сельское хозяйство. Дальше черпать из земли, ничего не отдавая ей, невозможно. Эту землю необходимо отдать тем, кто ее готов купить, чтобы в результате появились собственники, но это нужно сделать так, чтобы не стали беднее те люди, зарабатывающее крохи на полях. Придется уделять внимание многим вещам - будь-то армия или МИД. Любому политику естественно говорить те вещи, которые людям нравятся и неестественно говорить, и особенно делать то, что следует на первом этапе реформ, а это, как правило, всегда самое тяжелое время. Однако без этих непопулярных шагов у Украины нет будущего, как нет другого человека, кроме Виктора Януковича, способного вывести страну из экономического тупика.

Михаил Маркович, вы являетесь Председателем Харьковской городской организации Партии регионов. Какая проблема сегодня вас наиболее волнует как партийного лидера?

Выборы. Наша городская партийная организация полностью структурирована. Скажу без лишней скромности, что партийное строительство не вызывает у меня каких бы то ни было опасений, мы достаточно динамично развиваемся. По количественному и качественному составу я считаю, что в Харькове одна из лучших партийных организаций. На выборах мы должны сделать то, что можем, но не на 100%, а на 150%. Как говорится, нужно работать и за себя, и за того парня - за другую часть нашей страны, которая по разным причинам еще находится под впечатлением и шармом многократных обещаний отменить призыв, вернуть вклады и сделать счастливым каждого.

Что бы вы пожелали читателям?

Когда читаешь, особенно Интернет-издания, приходишь к мысли, что та пресловутая несвобода слова, темники, о которых раньше так много говорили, на самом деле были меньшим злом, чем то, что творится сейчас. На мой взгляд, врач лечит тело, а журналист - душу. Из всего того набора статей, статеек и обращений, взываний к людям на различных Интернет-ресурсах складывается впечатление, что либо это все имеет системно-заказной характер, либо эти журналисты живут в другой стране и пишут не о наших реалиях. Я получаю колоссальное удовольствие, когда читаю труды людей, четко обрисовывающих ситуацию, но в то же время оставляющих возможность читателю самому домыслить.

Не секрет, что у нас стало правилом хорошего тона, когда читателю попросту навязывают собственную точку зрения с такой, знаете ли, жестокой настойчивостью. А этого делать нельзя, нужно человеку дать шанс решить самостоятельно, а что же все-таки происходит, в чем проблема той или иной жизненной ситуации. Я хочу пожелать вашим читателям, чтобы они всегда чувствовали уважение к себе. Чтобы в них всегда видели равных собеседников, давали возможность самостоятельно мыслить и формировать мнение о событиях, происходящих вокруг.

ИСТОЧНИК: Полемики