Джеймс Кэмерон: Я перерос Терминатора

Алекс Панченко  |  Среда , 16 декабря 2009, 17:30
Оскароносный создатель «Титаника» и «Терминатора» – о 14-летнем перерыве в кино, оружии Сигурни Уивер и «плохом парне» Арнольде Шварценеггере.

Накануне мировой премьеры фантастического боевика «Аватар» режиссер Джеймс Кэмерон ответил на вопросы газеты «Сегодня»

Мистер Кэмерон, как я посмотрю, вы не только завершили «Аватар», над которым работали больше четырех лет, но еще и имидж поменяли. Жизнь бьет ключом?

Вы о том, что я сбрил бороду? (Смеется.) Просто она стала совершенно седой, и мне это не понравилось. Поэтому одним прекрасным утречком я взял в руки бритву и решительно побрился. А потом еще немного подумал – и отпустил волосы. Так чувствую себя куда лучше! А что касается «Аватара», то да – проект я вынашивал очень и очень долго. Первые наброски сделал еще до «Титаника», то есть в 1995 году. Вот и считайте – почти 14 лет идея о противостоянии людей и неземлян не давала мне покоя.

Именно поэтому вы и не сняли ни единой ленты после «Титаника»?

Нет, на самом деле я продолжал заниматься своим делом – просто я снимал не художественные картины, а документальные ленты. Я нырял в океанах, разрабатывал специальные «морские» камеры, изучал течение вод, глубокие впадины. Мне всегда была интересна эта тема. Так что не подумайте, я не валял дурака все это время. Мне, конечно, присылали множество сценариев, но я их отметал – какие-то они были несерьезные.

Правда, что взяться за воплощение «Аватара» в жизнь вас вдохновила кинотрилогия «Властелин колец» Питера Джексона?

Сущая правда. Когда я увидел этого парня – Горлума (персонаж полностью нарисованный на компьютере, но в основу движений и мимики которого была положена игра реального актера, отчего Горлум получился очень реалистичным. – Авт.), то понял – пора. Для меня больше нет ничего невозможного, и я могу снимать «Аватар» так, как этого хочу именно я.

Вы пригласили сниматься у себя Сигурни Уивер, которая уже играла у вас в «Чужих» (культовый фантастический боевик, в котором Уивер воплотила образ лейтенанта Рипли. – Авт). В этот раз она играет ученого – человека мирной профессии. Но у вас не возникало соблазна дать ей в руки автомат – фанаты оценили бы этот жест!

Хороший вопрос (смеется). Мне очень приятно, что вы помните этот фильм. Но... я специально не давал Сигурни оружие. Во-первых, у нее и без того такой острый язычок, что автомат просто без надобности. А во-вторых, я сознательно не хотел, чтобы ее отождествляли с Рипли. Сигурни сама просила меня об этом. Да и мне было интересно показать, на что еще Уивер способна как актриса.

Не могу не спросить: почему вы отказались снимать третью и четвертую части «Терминатора» и как вы оцениваете то, что в результате вышло на экраны?

Откровенно говоря, я считал, что мне не стоит возвращаться в этот проект. Я перерос эту картину. Нет, фильмы я в кинотеатрах посмотрел – получилось неплохо. Но не более того. Вот что мне жутко не понравилось, так это актер, игравший в четвертой части Маркуса (актер Сэм Уортингтон, который сыграл главную роль в... «Аватаре»). На самом деле я шучу. Более того, в моем фильме Сэм начал сниматься намного раньше, чем в «Терминаторе». Помню, он однажды пришел ко мне и спросил: «Джеймс, стоит ли мне сниматься в этом кино?». На что я ответил ему: «Дружище, не вздумай упустить этот шанс! Это же круто!». Так что, в некотором роде, я стал крестным отцом Уортингтона.

Я знаю, что вы неравнодушны к теме «человек, флиртующий со смертью»...

Это действительно так. Мне было девять лет, когда я откопал на чердаке своего дома книжонку о кубинском кризисе. Осознание того, что мир с такой легкостью может вступить в Третью мировую войну, ужаснуло меня и... заинтересовало. Разве это не поразительно – упрямая склонность хомо сапиенсов заигрывать со смертью?! Из всего этого, из первых детских воспоминаний, в 1982 году и родился первый сценарий «Терминатора».

Говорят, сперва вы не видели Арнольда Шварценеггера в роли плохого парня из будущего в своем «Терминаторе»?

Конечно! Это неразумно. Сами посудите: ведь этот робот – по сути шпион из будущего. А лучший шпион какой? Правильно, тот, которого никто не видит. То есть обладающий невыразительной, серой и незапоминающейся внешностью. А теперь мы берем Арни – рост под два метра, мышцы размером со стол. Ну какой из него диверсант-вредитель?

Так почему же вы его все-таки взяли?

Он просто чрезвычайно круто выглядел в этих зеркальных очках и кожаной куртке (смеется). Если серьезно, то никто и не говорил, что кино – разумная штука. Он был эффектным, роль сидела на нем как влитая. Он и не играл Терминатора, он им был!

Мистер Кэмерон, и все же... вы 14 лет не делали игровое кино. Как вам удалось выбить из продюсеров для «Аватара» $300 миллионов?

Это было несложно. У продюсеров (студии Fox) было всего лишь одно условие: позволить наблюдать за всеми процессами создания картины. Я им даже сделал черновой мини-фильм, чтобы они поняли, что и как я хочу снять. Скажу больше – на «Титанике» мне было сложнее работать. Тогда у меня не было на вооружении таких технологий. А теперь? Не удалась какая-то сцена – пустяки! Не надо даже переснимать. Я могу полностью все переделать – благо компьютеры под рукой. А это значительно экономит и финансы, и мое время. Вот что я называю настоящей фантастикой!

Что будет после «Аватара»? Еще один творческий отпуск?

Не в этот раз. Хочу сделать драматическое кино, снятое полностью в формате 3D (в этом формате зритель с помощью специальных стерео-очков может видеть не плоскую картинку, а объемную. – Авт.).

Когда вам вручали «Оскар», вы сказали: «Я – король мира». Вы по-прежнему король?

Пусть это покажут кассовые сборы «Аватара».

Напомним, украинская премьера «Аватара» назначена на 17 декабря. Расписание сеансов в кинотеатрах Харькова смотрите ЗДЕСЬ.

ИСТОЧНИК: Сегодня