Mad Heads: «У нас есть амбициозная цель - представлять Украину в мире»

Среда , 21 декабря 2011, 15:54
Недавно группа Mad Heads отметила свое 20-летие. После длительного перерыва флагманы украинской альтернативной сцены отыграли концерт в нашем городе.
Mad Heads: «У нас есть амбициозная цель - представлять Украину в мире»

После концерта  лидер группы Вадим Красноокий поделился с харьковчанами новостями и воспоминаниями в программе «Гость в студии» на радиостанции «Новая волна».

Давненько вас не было в Харькове…

Года три не были, и мне очень приятно, что мы снова здесь. Харьков, на самом деле, первый украинский город в который группа Mad Heads практически 20 лет назад поехала на гастроли. Группа родилась в Киеве, но первый выезд был в Харьков, потому что здесь была рокабильная тусовка даже больше, чем в столице. Естественно было поехать к харьковским рокабилам, а мы раньше играли именно такую музыку. В Украине раньше вообще не было городов, в которых была бы такая большая тусовка, где бы знали эту музыку, и было бы для кого играть.

Помните эти первые гастроли?

Я помню много приключений, связанных с этим концертом. Как мы добирались сюда и как возвращались. Сам концерт я плохо помню, потому что мы тогда были молодые и неопытные, и нас очень сильно накрывало адреналином, который чувствуют артисты, выходящие на сцену. Мы не знали, что с ним делать – поэтому я плохо помню, как это было, но у меня есть видео с этого концерта.  Лет через 10-ть после этого оно всплыло – кто-то из друзей подарил кассету.  В Харькове был такой клуб, я не помню, как он назывался, на всю стену за сценой там висел огромный флаг конфедерации – это флаг Южных Американских Штатов времен гражданской войны – он также является одним из символов этой культуры, рожденной в Америке.  Там встретились кантри и ритм-н-блюз, из этого пошли рокабили и рок-н-ролл, а из них уже вся рок-музыка. Но интереснее было то, как мы с приключениями добирались сюда. Наш первый концертный промоутер был не очень опытным, мягко говоря.  Он не смог взять нормальные билеты на поезд и взял билеты в общий вагон.

Ехали  сидя?

Сидя не то слово! Вагон был реально как плацкартный, но билетов продано раза в два или в три больше. Занять третью полку для багажа и лечь там поспать – это была роскошь. Все остальные сидели на первых и вторых полках. Кроме того, там ходили цыгане с баянами, медведями и не знаю с чем еще…

Рок-н-ролл!

Да! Реально мы присматривали все время за инструментами, чтобы их не стырили. У нас был контрабас, для которого нужно много места. Все было с приключениями!  Их вообще было много за эти 20 лет, а именно столько группе Mad Heads. Мы даже решили отказаться от приставки XL, потому что в таком возрасте уже можно не хвастаться размером, нужно хвастаться другими вещами. 

А правда, что на заре карьеры вы покупали вещи в секс-шопах?

Это даже не в самом начале было, потому что в самом начале мы не могли даже в эти секс-шопы попасть.  Речь идет не об украинских секс-шопах, а о немецких. У нас был такой опыт в Гамбурге. Знаменитый район красных фонарей Санкт-Паули, улица Риппербан – это такой рассадник порно—индустрии и разврата.

Это для страждущих вы сейчас адрес назвали…

Да!  Это на самом деле знаменитый район, известный не только своей порно-репутацией  – это также район развлечений. Мы выступали там в одном из кубов, но мы видели, и бордели, и секс-шопы. Если знаете, такую групп The Beatles, так вот они начинали свою карьеру в Гамбурге. Именно в этом районе Санкт-Паули. У них был контракт, по которому они месяц играли в кинотеатре.  Санкт-Паули  - это знаменитое Гамбургское тусовочное место. Так вот о секс-шопах и одежде. Кроме всяких принадлежностей, которые обогащают сексуальный опыт людей, там продается всякая одежда, которую используют рокенрольщики - изделия из кожи, цепи. Не знаю, с чем это связано, но факт в том, что мы там, на самом деле находили интересные вещи.  Это и сейчас актуально, потому что такие вещи не продаются в обычных магазинах, гипермаркетах и бутиках. И даже за границей не всегда их можно найти. Места надо знать!

Где сейчас одеваетесь? И насколько для вас, взрослых людей, важен этот антураж?

Очень важен, потому что мы выходим на сцену, а на сцене мы создаем не только звук, но и изображение. Имидж группы – это очень важная составляющая. И поскольку мы рок-н-рольная группа, в широком смысле слова, мы стараемся создавать соответствующий имидж. И, соответственно это те марки, которые считаются легендарными. Это могут быть и новые линии одежды, но обязательно в стиле. На самом деле, на западе это называется street fashion - та одежда, которую носят рок-н-рольщики всех мастей: панк-рок, рокабилли, ска , реггей, и тяжелый метал в том числе. У разных субкультур свои особенности, конечно, но есть универсальные вещи, и они нам подходят. Сегодня стало намного легче, потому что можно заказывать одежду  через интернет, но в этом есть и свой минус - не всегда получается это надеть, приходится возвращать вещи или дарить кому-то. Но всегда, когда мы выезжаем за границу, мы стараемся посещать реальные магазины, в которых можно что-то себе приобрести интересное. Я, например, коллекционирую шляпы. У меня их несколько десятков. Отовсюду, где я был, я привозил с собой шляпы.

Есть в вашей коллекции какие-то необычные экземпляры?

Я беру все шляпы похожего фасона.  Он называется федора  - это то, что носили музыканты, играющие ска, и блюзмены. Если помните фильм Blues Brothers или группу Madness  - вот такой фасон. Но шляпы могут быть разных цветов, с разными нюансами. Одну из моих любимых концертных шляп я привез из Таиланда - там целая индустрия и много интересных цветов. То, до чего не додумались европейцы и американцы.

Mad Heads долгое время были отцами украинского рокабилли и сайкобилли. Теперь ваша музыка значительно изменилась. Вы продолжаете следить за тем, что происходит в тусовке, частью которой вы когда-то были?

Если говорить о мировой сцене рокабилли и сайкобилли, там ничего не происходит. В хедлайнерах остаются те группы, которые и были популярны 10-15 лет назад, но тусовка эта живет и здравствует. А в Украине большой прогресс. Может быть, после того, как мы ослабили свою мертвую хватку, мы дали возможность свободнее дышать молодым музыкантам, и появилось много групп нам на смену.  В Киеве теперь проводится фестиваль, который из года в год становится все более масштабным – называется «Украбіллі вибух».  Туда начали приглашать европейских хедлайнеров.  Это фестиваль, который собирает до тысячи человек. Публика съезжается со всей Украины, из России и из Польши приезжают – это такой себе центрально европейский фестиваль, который возможно даже будет претендовать на первенство в Европе. Это приятно, потому что до этого мы чувствовали ответственность и были такими себе миссионерами. Мы были не единственными, понятное дело, но сейчас групп стало намного больше.  

Последний альбом Mad Heads «Україн SKA»  - это ска-вариации на тему народных песен, популярность которых в массах стремительно растет.  Обращение к корням в вашем случае – это зов души, дань актуальности или что-то другое?

Эти две причины можно сразу же засчитывать. Потому что это и зов души, и дань актуальности. Вообще это всегда актуально - во все времена композиторы ходили в народ, искали там интересные идеи, которым потом придавали современную форму. Это делали все, даже классики. Рок-музыка тоже держится на народных стилях, таких как кантри и блюз.  Вполне логично было мне как музыканту, который всегда любил американскую и английскую музыку, в определенные момент творческой зрелости задаться вопросом: «откуда я сам, и что я такое знаю, чего не знает мир, и что я мог бы этому миру показать?». Поскольку мы музыканты из Украины, мы просто пронизаны украинской мелодикой. Мы не думаем об этом, но это то, что в нас живет, нужно только выпустить наружу и придать ту форму, которая нам нравится. Мы  - рокеры, соответственно делаем из этого рок-н-рольную музыку.  Это, нужно сказать, тренд в мировой культуре, но я бы не сказал, что это совсем попса и мейнстрим…

Просто очень разные люди к этому обращаются

Мейнстрим, в основном, контролируется американским и британским рынками, потому что музыка англоязычная изначально базируется на этих культурах.  Они очень интересны сами по себе, но если говорить про рок- да и про поп-музыку,  то там начинаются повторы. Все меньше и меньше нового происходит сейчас в мировой рок-музыке. И потому все больше и больше людей хотят слышать что-то свежее и обращают взор к этническим мотивам других народов. Как пример, латино и все, что связано с карибской музыкой – очень много оттуда выходит в мейнстрим. Можно вспомнить реггей, цыганщину и балканщину…

Вам, судя по музыке, она тоже нравится..

Конечно, я как раз и вспоминаю все то, что влияло на меня, и благодаря чему у меня возник вопрос: «почему мы не можем сделать так же?». Но зачем нам играть балканскую музыку, если мы можем взять украинскую и сделать ее современной и рок-н-рольной. Чтобы это звучало не как музейный экспонат, а как элемент современности. Чтобы это могло звучать на концерте, по радио, чтобы люди под это отрывались на тусовках своих, слушали дома, в машине. И главное, сделать музыку такой, чтобы она была понятна не только украинцам, а всему миру. То, что произошло с балканской музыкой благодаря гениальному режиссеру Эмиру Кустурице, который создавал гениальные фильмы и использовал в них эту музыку.  Благодаря ему она стала такой популярной.

Играете ли вы программу Україн SKA в других странах? Как ее принимает публика?

Еще в рокабильные времена мы больше ездили по Европе, а последние лет шесть мы играли в основном здесь. С того момента, как мы запели по-украински, и в том числе, когда у нас появились фольклорные мотивы в репертуаре, у нас  увеличилась аудитория в Украине.  Сейчас мы стали и правда чаще ездить за границу, поскольку у нас есть амбициозная цель - представлять Украину в мире. В этом году мы были в США, в Канаде...  В этих странах большая диаспора – люди, которым интересно слушать украинское. Но мы были еще на фестивале в Чехии, давали концерты в Германии, и там публика была уже не украинская и не русская – не эмигранты.  Процентов на 95 это были немцы, которые реагировали так бурно, что я, честно говоря, такого не ожидал. Мы были готовы петь большую часть программы на английском языке, мы готовим англоязычный альбом, чтобы быть боле понятными аудитории,  но я заметили, что народные песни в нашем исполнении вызывают больший резонанс – людям нравится! Потом они подходили и говорили: «Когда вы поете по-английски – все прекрасно, все ок, но когда вы даете свое, украинское  - это по- настоящему интересно, это то, чего тут нет, и это то, на что будут ходить». Поэтому мы планируем большой европейский тур. Это будет Германия, Швейцария, Австрия, Польша, Чехия, может еще что-то.  Будем там и свои песни играть и наше видение украинских песен представлять.

Вы поете еще где-то кроме сцены и студии? На кухне, в душе…

Я пою все время, с раннего детства, сколько я себя помню. Я делаю это неосознанно – могу напевать какие-то мелодии, или какие-то песни, которые запали в голову, или свои песни придумывать. Я не обращаю внимания – это естественное состояние.

Есть любимая народная песня?

Их много. Когда я подбирал материал для последнего нашего альбома «Україн SKA», я много слушал, поскольку хотел, чтобы в него вошли как известные песни, так и те, которых никто не знает.  Для этого нужно было пропустить через себя огромное колличество материала, и я узнал много нового, и некоторые песни, известные мне с детства, снова для себя открыл. Мы вот презентовали клип недавно на песню «Ой мамо, люблю Гриця».

Из мультика…

Да, все говорят из мультика, потому что на самом деле прекрасный мультик этот.  Я знал точно, что если буду делать альбом народных песен, то эта песня там обязательно будет. Но были и новые песни.  Очень понравилась балладная  «Ой у полі вітер віє».  Она есть на альбоме.

На юбилейном концерте в Киеве вы представили новую песню – неофициальный гимн Евро 2012. Насколько близка вам футбольная тема?

У нас в группе пять мужчин, мы не можем оставаться равнодушными!

Играете в футбол?
Профессионально, нет, конечно, а когда выпадает случай – с удовольствием. Я из тех, кто в футбол играть не умеет, но очень любит. Я не могу сказать, что я слежу за турнирными таблицами, но когда у меня есть время посмотреть красивую игру по телевизору или на стадионе – я это делаю. Особенно когда игра высокого уровня и крутые команды. Ну и вобще следующий год в Украине – это год футбола. Это очень важный год для Украины. 

Как оцениваете шансы украинской сборной?

Сборная себя успешно показала  в чемпионате мира, к которому мы тоже записали футбольную песню с Аленой Винницкой. Если мы сделали еще одну футбольную песню, значит, будет успех - будем так считать! А на самом деле евро 2012 – это большое событие, большой футбол.  Это даже выходит за рамки футбола - это событие и историческое, и культурное, и экономическое, и политическое. И просто это будет классный спортивный праздник и большая тусовка.  Продолжение знакомства Украины с Европой.

Говорят, что на вашей голове сейчас нет волос, потому что вы готовите к Евро что-то особенное…

Я покрашу голову под футбольный мяч.

Как давно начались ваши эксперименты с прическами?

Еще в школьные годы. Сначала у меня был рокабильный кок а-ля Элвис Пресли, а потом более радикальная сайкобили-прическа. Чтобы все поняли – это что-то вроде ирокеза, когда нужно было выбрить большую часть головы. В таком виде я пошел на выпускные экзамены в школе – это был успех!  Я заметил, что и родители, и учителя боялись, что будут проблемы, но никто их не создавал.

Правда, что вы познакомились с будущей женой, потому что она возглавляла рокабильную группу?

Да, в такой трактовке – совершенно точно. Мы познакомились на концерте, который был первым концертом группы Mad Heads. Оксана привлекла мое внимание тем, что она была лидером  женской рок-н-рольной группы, которая тоже там выступала.

Она по-прежнему занимается музыкой?

Она занимается группой Mad Heads.

Двадцать лет - не шуточки! Помни те что-то о первом концерте?

Я помню, что наш контрабасист, для которого этот концерт был первым…    Он вообще незадолго до этого стал контрабасистом, потому что он зашел в комиссионный магазин и увидел контрабас. У него с собой была стипендия за несколько месяцев, и денег хватало тютелька в тютельку на контрабас. Он его купил и стал контрабасистом.  Техника игры рокабильная очень агрессивная – там надо бить пальцами по струнам. Струны были толстые, металлические. Он разорвал себе пальцы на третей песне и начал кровью забрызгивать публику, но, сжав зубы, доиграл до конца. Вот таким было первое выступление Mad Heads.

Вашему сыну нравится музыка Mad Heads?

Мой сын слушает музыку постоянно. Это не удивительно, потому что это то, что он видит с самого рождения. Он даже устраивает концерты. Пока еще под фонограмму, но у него есть гитара, на которой можно играть, и он уже начинает это делать. Он еще петь любит. Творчество группы  Mad Heads он через себя уже пропустил, поэтому слушает, только если новые записи появляются. А так он постоянно открывает для себя что-то новое.  Полгода у него была любимая группа ТНМК. Потом он выучил все тексты, а текстов у ТНМК много. Потом он спел одну песню с Танками на их концерте.  После этого он решил, что нужно расти дальше, и в последнее время он слушает только новый альбом Red Hot Chilly Peppers.

Вы бы хотели, чтобы сын стал музыкантом?

Я ни в коем случае не буду ему предписывать какие-то свои желания. Я бы хотел, чтобы он нашел себя, чтобы он максимально себя реализовал. У каждого человека есть какая-то своя миссия, какие-то свои задатки, которые надо понять, раскрыть и реализовать.  Я буду максимально помогать  сыну это сделать, а будет ли это связано со сценой или с чем-то другим – время покажет.

А сами кем хотели стать?

Я когда был маленьким, никем стать не хотел, потому что я был волшебником.  Быть еще кем-то не нужно, когда ты волшебник. Потом со временем я стал терять эти способности и теперь я много усилий трачу на то, чтобы то волшебное состояние возвращать. Нужно помнить,  что на самом деле мы все волшебники.

Как возвращаете?

Я это делаю при помощи песен - у меня так лучше всего выходит. В первую очередь, эти песни помогают мне, а когда я замечаю, как они действуют на других людей, как у них улучшается настроение, появляются улыбки, как они не хотели, а начали танцевать. Про некоторые песни люди говорят, что прозвучав в нужный момент, они помогли изменить или спасти жизнь. «Надія є», например.  Это правда, я коллекционирую такие истории.  Один из наших поклонников после подобной ситуации пошел в магазин, купил  Fender Stratocaster  и подарил мне. У него была сложная ситуация, но когда он переключился и изменил свой внутренний настрой, события вокруг него стали развиваться  по-другому, и все проблемы исчезли. Теперь эта гитара  висит у меня на стене, и когда у меня возникают сомнения, зачем я этим занимаюсь, а такое бывает у всех творческих людей, то я смотрю на нее и понимаю, что это не зря!