Анна Янченко: «Аргентина – рай для украинок-нелегалок»

Ольга Ситак, фото: Ольга Иващенко  |  Пятница , 9 ноября 2012, 10:12
Молодая писательница, журналист и фотограф Анна Янченко, накануне автограф-сессии по случаю презентации ее книги «Underdog» в Харькове, рассказала «Настоящему дозору» о превратностях писательской деятельности, аргентинском «бандитизме» и грусти об исчезающих символах Харькова.
Анна Янченко: «Аргентина – рай для украинок-нелегалок»

Расскажите о своей жизни в Буэнос-Айресе, как вы туда попали, долго ли жили там?

– В Буэнос-Айрес я уехала сразу после первого курса  Академии культуры, мне 18 было – конечно же, поехала за большой-пребольшой любовью. И, прожив там  4.5 года, ни разу об этом поступке не пожалела.

Правда или нет, что вы работали курьером у контрабандистов?

– Абсолютная правда.

Звучит страшно, это ведь связано с бандитизмом...

– Контрабанда действительно связана с некими криминальными структурами, но кого это волнует? Да, ты просто перевозишь то, что  перевозить запрещено законом, но из-за европейской внешности полиция тебя никогда не трогает. У меня, к примеру, за все время проживания в Буэнос-Айресе ни разу о документах не спросили. Аргентина – это рай  для украинок-нелегалок.

То есть работа не такая страшная, как ее представляют? Они не убирают свидетелей?

– Конечно!  Курьер обычно даже не знает, что именно перевозит.

Еще вы работали в Аргентине фотомоделью, расскажите об этом.

– Работала моделью для телевидения – мне, как нелегалу,  так работать было проще, не требовались многие документы, которые  необходимо предоставлять при заключении контрактов с журналами, к примеру.  К тому же на телевидении платили больше.

Сейчас вы живете в Киеве, и в Харькове бываете редко, ощущаете чувство ностальгии?

– Конечно, я Харьков люблю гораздо больше, чем Киев, все же это мой родной город! Я стараюсь здесь бывать чаще, но получается раз в полгода…  иногда чуть-чуть чаще.

Пришлось сменить место жительства из-за работы?

Я обосновалась в Киеве, как только вернулась из Аргентины. С тех пор работаю и живу там – мне удобен этот город, я ценю его. К тому же из Киева гораздо проще вылетать, а это важно, так как, пользуясь свободным графиком фрилансера, я стараюсь чаще, больше и лучше путешествовать.  

Вы делали репортажи для глянцевых изданий из разных стран мира, много пришлось попутешествовать? О чем вы писали?

– Пишу я для многих изданий, но  репортажи обычно публикуются в мужских глянцах  XXL, EGO или Playboy. Именно эти издания обычно интересует не «попсовый» и более литературный подход к текстам. В ноябрьском номере Playboy вышел мой репортаж о Мехико, посвященный Дню Мертвых. А первый репортаж был написан еще лет пять назад и описывал путешествие по аргентинским трущобам. Мне нравятся крайности – к примеру, когда ты перемещаешься из Александрии, где только что случился теракт, в лощеный Монте-Карло или Канны.

Скажите, почему о вашей книге «Underdog» так мало информации в интернете?

– Она появилась всего лишь полтора месяца назад, к тому же сама книга в Интернете не представлена, ее можно купить только в печатном варианте.

Как ее восприняли критики и читатели?

– К счастью, очень хорошо. Некоторые люди, чье мнение для меня очень авторитетно, высказались о ней очень благожелательно.

Например?

– Последней положительной оценкой  было мнение  украинского  художника и режиссера  Игоря Подольчака. Также многие товарищи по «журналистскому цеху» отзываются крайне положительно о книге,  что меня не может не радовать.  

Расскажите подробнее о вашей книге, ее сюжете?

– Здесь есть двенадцать историй о двенадцати  разных девушках. Повествование построено по схеме «шкатулочного романа», где каждая следующая героиня знакома с предыдущей. Каждая из моих героинь живет не в Украине, у каждой из них своя судьба, свой характер, свои знания и свои проблемы. Но все они находятся в условиях, когда  им необходимо реагировать на некие внешние раздражители и принимать довольно сложные решения. При этом поступки, которые совершают героини, далеко не всегда логичны  и правильны с точки зрения принятых  в нашем обществе моральных ценностей.  Но кто имеет право их осуждать?

Прототипами героинь книги являются реальные люди?

– Конечно, прототипами были исключительно реальные люди.  Дело в том, что у меня начисто отсутствует фантазия, и именно  поэтому я могу писать только о том, что знаю, видела и сама прочувствовала. Придумывать не получается.

Это ваша первая книга?

– Да, это мой дебют.   

Много ли времени вы потратили на работу над ней?

– Я вложила в написание книги около года времени. Писала тщательно. Много исправляла и редактировала. Передать все то, что хотелось, было очень непросто.

Сложно ли начинающему писателю добиться того, чтобы его книгу опубликовали?

– Сложно. Ты ведь заранее знаешь, что  новых авторов почти не печатают,  знаешь, что  конкуренция  высока… Но пишешь, нервничаешь, переживаешь, концентрируешься – и пишешь.  А, когда отсылаешь рукопись в издательство, остается только надеяться.  Я вот, когда мне  сообщили, что книгу напечатают, первым делом напилась.  В хлам. Перенервничала.

После дебюта будете продолжать писательскую деятельность?

– Сейчас я нахожусь в стадии сбора информации. Хотя и сомнения тоже есть – теперь я знаю, насколько сложно писать так, чтоб качество литературы соответствовало требованиям читателей. К тому же, я предпочла бы писать не в Украине – здесь слишком много отвлекающих факторов.

Какие, по вашему мнению, должны быть оптимальные условия для писателя?

– Свою первую  книгу я писала в  нескольких  местах. Сначала жила и работала в Таиланде, и это было чудесно – ты не понимаешь языка и ничего, что происходит вокруг, полностью абстрагируешься от  политических, экономических и социальных проблем…  А потому замкнут в своих мыслях и имеешь больше возможностей сконцентрироваться на работе. Потом решила поработать в городе Лозовая – на месяц закрылась в квартире, изолировала себя полностью от внешних раздражителей.  С  концентрацией и в Лозовой  все было хорошо… Но скажу честно,  работать в Таиланде было куда приятнее.

Что бы вы посоветовали начинающим писателям, которые только работают или задумываются о написании первой книги?

– Тем людям, которые хотят начать писать можно пожелать две вещи. Первое – читать больше  и больше классиков международного уровня, и второе – стараться подмечать мелочи.

А терпение? Многие начинают писать и не завершают начатое...

– Это касается не только тех людей, которые начинают писать, это скорее общечеловеческая проблема, поэтому конкретно к писательству она  совсем относится.

Чего пожелаете нашим читателям?

– Город Харьков – прелестный город. Я пожелала бы всем, кто здесь живет, сделать что-то полезное для него, потому что им нужно дорожить, беречь и гордиться.  Я вот недавно увидела  наш чудесный Госпром и чуть не разрыдалась. Постройку, которую в всем мире считают шедевром конструктивизма и изучают, у нас умудрились  превратить   в балаган с какими-то пристроенными скворечниками банков.  Это, по меньшей мере, стыдно.

А к Евро-2012 город преобразился?

– Я бываю в Харькове редко и многие маленькие изменения не замечаю. И многие изменения  не понимаю. Вот зачем убрали с площади Конституции «Четверо из Ломбарда несут холодильник»? Он ведь был некой эмблемой. Также,   как  был эмблемой  трактор в районе метро «ХТЗ».  Он стоял себе – никого не расстраивал, никого не радовал, но в то же время был неким символом. Сейчас его тоже нет, и насколько я вижу  не появляются новые объекты всеобщего «реагирования», новые эмблемы….  

Меня очень радуют процессы, происходящие в Киеве, где новое поколение поднимает культурный бунт с  целью защитить  важные для них памятники и места. Мне кажется, что с тем количеством энергии, которое есть в Харькове, это течение появится  и здесь, а  тогда в обществе  начнутся необратимые процессы,  и городом можно будет гордиться вдвойне.