Жанна Богусевич: «Актер должен иметь внутренний стержень и характер»

Ольга Ситак  |  Четверг , 29 ноября 2012, 14:34
Основатель, режиссер и сценарист театра-студии «Труакар» Жанна Богусевич рассказала «Настоящему дозору» о сложностях, с которыми сталкиваются молодые театры и о главных качествах, которыми должен обладать человек, решивший стать актером.
Жанна Богусевич: «Актер должен иметь внутренний стержень и характер»

Расскажите как долго существует театр-студия «Труакар» и как пришла идея его создания?

– Театр-студия существует с 2011 года, мы молодые. Идея возникла давно, но осуществилась  только сейчас. Театр наш по праву могу назвать экспериментальным. Мы работаем с разными жанрами. Сейчас взялись за классическую пьесу, но уже успели создать и пластическую постановку под названием «Мистерия». Нам интересно было работать в этом направлении и мы на собственном опыте убедились, что харьковский зритель воспринимает его с интересом. Спектакль делался в стиле уличного театра, то есть изначально планировалось, что он будет играться на открытых площадках. Тут не обошлось без трудностей. Проблема в небольшом количестве соответствующих  площадок у нас в городе, поэтому на данный момент спектакль показывался только в парке Горького.

– В момент, когда у вас появилась идея создания театра, кто-нибудь помогал вам  инвесторы, коллеги, друзья?

– Инициатором и осуществителем этой идеи была я. Помощников у меня не было. Но сегодня, появляются люди, которым это тоже интересно и которые стремятся помочь, чему я, безусловно, рада.

– Ваша первая постановка состоялась в формате уличного театра, почему вы решили начать именно с такой формы?

– Потому что, как я уже говорила, мы любим экспериментировать, к тому же, насколько я знаю,  в Харькове нет уличного театра. Очень хотелось попробовать  занять именно эту нишу. По реакции зрителей мы поняли, что такой театр интересен и нужен харьковской публике. Но так же выяснилось и то, что уличную площадку найти не так легко как казалось. К тому же, для представлений, нужна соответствующая аппаратура – а значит и затраты, а поскольку уличные представления, как правило, бесплатны, то автоматически встаёт вопрос о спонсорстве или другом виде материальной помощи для коллектива. Пока мы таковой поддержки не нашли. Должно быть, именно по этим причинам уличный театр в Харькове не выживает. Я думаю, что не первая, кто пробовал его создать.


– Собираетесь ли вы продолжать работать в формате уличных представлений или переориентируетесь на стандартные площадки?
 

– Наш спектакль мы перемонтировали  для закрытых помещений, но он существует и в «открытом» варианте. Так что пока идею уличного театра мы не бросаем.

 

 Вы периодически проводите набор артистов. Значит ли это, что труппа окончательно не сформирована? 

- Мы - театр-студия, а это значит, что начинающие актёры должны постоянно пополнять свой актёрский инструментарий. Тренинги, импровизационная этюдная работа, сценическая речь и пластика и многое другое – у нас в работе всегда.

Непрофессиональный актёр  - это кто? Это человек, у которого основная профессия – не актёрская, и следовательно он  вынужден зарабатывать себе на жизнь в другом месте. Из-за этого ему часто не хватает времени на репетиции. К тому же высока вероятность форс-мажорных ситуаций, которые не дают четко спланировать гастрольный график. Мы, как и все, будем  проводить  наборы, чтобы пополнять труппу новыми актёрами а также  для того, чтобы  создать дублирующий состав  и работать не прерываясь. Поэтому набор был, есть и будет, но основной состав уже сформирован. Поэтому все, кто трудолюбив и имеет большое желание реализовать себя на театральной стезе, могут к нам присоединяться.



– По каким критериям вы отбираете артистов?
 

–  Критериев много. Но на самом деле всё решается индивидуально. В своё время к нам приходило и уходило много студийцев,  те которые выдерживали проверку временем и объёмом работы и учёбы – остались, кто не выдерживал – ушли.. Очень многому приходится учиться, и зачастую люди, которые приходят к нам не готовы к этому объёму новой информации . Видимо, они воспринимают это, как своеобразный театральный кружок, где можно отдохнуть и отвлечься. У нас четкий график репетиций, обширная обучающая программа, которая требует полной отдачи. Поэтому остаются самые стойкие, которые действительно этим болеют и этим живут - они сейчас в основном составе.

– Для постановки на улице вы используете записи или живую музыку?



– Живого музыкального сопровождения пока  нет, но мысль интересная . Живая музыка создает свою совершенно уникальную атмосферу. Надо будет подумать над этим.



– А где вы берете костюмы?
 

– Мы обратились к специалисту, который занимается пошивом  исторических костюмов,  и те элементы костюмов, которые принадлежат к какой-либо эпохе, воссозданы до мелочей. К тому же это сотрудничество было весьма познавательным и надеюсь продолжится и в дальнейшем.


– Над чем вы работаете сейчас?
 

– Сейчас мы работаем над двумя спектаклями. Один из них, так же как и первый, пластического направления. Мы планируем премьеру после Нового года. Открою вам небольшой секрет: в спектакле будет использовано только одно слово , которое и является ключом к спектаклю. А какое, вы сможете узнать уже на премьере. 

Второй спектакль, мы ставим по моей пьесе, персонажи которой очень подходят под характеры моих студийцев. Этот спектакль о проблеме выбора, с которым мы сталкиваемся в критических ситуациях. Поэтому, я думаю, постановка будет актуальна и интересна зрителю.

Пьеса называется «Наденька» по имени главной героини. В этой пьесе всего два действующих лица. Думаю, к лету мы закончим работу и сможем показать ее зрителю.

– Скажите, это же непростая задача держать интерес публики всего двумя актерами?



–  Да, действительно это не просто, и я не уверена, что мои молодые актрисы справятся со столь сложными характерами.  И поэтому я пригласила более опытных актрис, соответствующих возрасту моих героинь. 



– Когда планируется ближайший набор в труппу?
 
– Обычно наборы проходят осенью, но мы опоздали, и поэтому новый набор мы планируем провести после Нового года, когда все успеют отдохнуть от праздников. Точную дату пока назвать не могу, позже эта информация появится в нашей группе « Вконтакте» 



– Много ли ребят приходит и какой пол преобладает?
 
– Я думаю вы сами знаете ответ на этот вопрос, естественно, девушек больше. У нас сейчас «бабий век», что наблюдается во всех отраслях. Девушки – движущая сила. Не могу сказать, что ребята не приходят, но они, как правило, быстро сдаются. Нам важны такие качества, как выносливость, пунктуальность, умение работать в команде. Парни больше по своей природе лидеры, им трудно, поскольку каждый пытается перетянуть одеяло на себя.



– Что вы можете пожелать ребятам, которые мечтают стать артистами? Какими качествами нужно обладать?
 

– Я бы пожелала молодым людям не терять стержня. Стержень моральный прежде всего, потому что на него нанизываются все остальные качества. Когда этот стержень есть,  человек со всеми жизненными ситуациями справляется, но если этот стержень не заложен или не получил должного развития, то такая личность часто  подвержена чужому влиянию, а оно , как известно, не всегда имеет положительную мотивацию.

Характер -  нужно иметь характер и нужно быть личностью, это необходимо везде, а в творческой деятельности тем более.