Сашко Положинский: Хочу, чтобы на мой концерт пришли Жадан и SunSay

Павел Козаченко, Фотограф: Ольга Иващенко  |  Вторник , 12 февраля 2013, 14:10
В минувшую пятницу в Харькове прошел концерт группы «Тартак». А до концерта журналистам удалось пообщаться с лидером музыкального коллектива Сашком Положинским.
Сашко Положинский: Хочу, чтобы на мой концерт пришли Жадан и SunSay

Сколько раз группа «Тартак» выступала в Харькове?

– Группа «Тартак» начала свое профессиональное существование именно в Харькове во время фестиваля «Червона Рута - 97». В рамках фестиваля мы выступили не менее десяти раз. Я думаю, что Харьков – один из лидеров по количеству выступлений «Тартак» в Украине.

Расскажите про фестиваль «Червона Рута». Какое он имел для вас значение?

– Это было нереально. «Червона Рута-97» – это был пиковый фестиваль, максимальный расцвет.  Кроме того, это был фестиваль № 1 в Украине, в котором приняли участие огромное количество молодых талантливых музыкантов. Потенциал этих музыкальных групп был громаден. Также на фестиваль приезжали звезды первой величины украинской эстрады, легендарные коллективы: «Кому вниз», ВВ и т.д. Наш фестивальный городок представлял собой отель «Харьков», сад им. Шевченко и оперный театр. Я в Харькове жил почти месяц, ведь приехал за несколько дней до начала. А так как был сценаристом и одним из ведущих феста, уехал одним из последних. Это была постоянная тусовка. За все это время только раз смог вырваться на экскурсию по городу.

Какие были впечатления?

- Вспомните вашу площадь Свободы – самую большую в Европе. На гала-концерте она была забита людьми. Я стоял на сцене и не видел пустых мест, сплошной поток людей, которые пришли не на мировых или российских звезд, а на украинских звезд и победителей фестиваля. Также и в оперном театре: все конкурсные концерты прошли с аншлагом, пустых мест в зале не было. Мне жаль, что из-за мутных схем дирекции фестиваля много материала осталось за кадром.

Что вы имеете в виду?

– Во время фестиваля отсняли колоссальный видеоматериал. А в итоге получилось десять 15-минутных программ, которые вышли на ICTV. При том, что этим материалом можно было заполнить эфир канала часовыми программами в течение месяца. Кроме того, победителям фестиваля не отдавали те песни, которые были записаны во время «Червоной Руты». Таким образом, пропало песен сто, которые могли стать хитами и 30, которые могли стать суперхитами. Ведь весь музыкальный материал готовился специально к фестивалю. Это было классно и современно. В итоге, дирекция свои лапы на все наложила и сказала, что не отдаст.

Проводятся ли сейчас в Украине подобные фестивали?

– Ничего похожего на «Червону Руту-97» и близко в последние годы не проходит. К сожалению, сейчас практически нет фестивалей, которые бы давали дорогу на сцену молодым исполнителям. Есть телевизионные шоу, которые что-то дают, но это другое. Те фестивали, которые есть в Украине, проходят далеко не идеально. Это следствие экономической и политической ситуации в стране. Никто не застрахован от кризиса-2008. Поэтому потенциальные спонсоры не особо  охотно дают деньги на фестивали. Большинство фестивалей, которые проходят в Украине, являются самоокупаемыми и при таких условиях рассчитывать на платежеспособность людей, которые приезжают на фестиваль, не особо можем рассчитывать.  Я имею фестивали именно украинской музыки.

Когда в последний раз менялся состав группы «Тартак»?

– Таким составом мы играем полтора года, когда к нам в коллектив влился барабанщик Стас. А в целом, сначала группа расширялась, затем количественный состав начал уменьшаться и меняться. У людей появлялись свои интересы, новые музыкальные проекты. В последний раз барабанщик Эдик Бесарабов не выдержал концертного графика и сообщил, что хочет спокойной семейной жизни. Через полгода мы нашли Стаса. Теперь это наш самый лучший в мире барабанщик.

Какие песни группы «Тартак» чаще всего просят исполнить на концертах?

– Чаще всего просят песни: «Не кажучи нікому», «Лицарський хрест», «Я не хочу», «Це ваше свято». Еще в последнее время на каждом концерте заказывают песню, которая еще не записана, «Мене вже немає». Кроме того, есть определенные песни, про которые мы знаем, что люди их хотят слышать и вставляем в обязательную программу.

Вы сказали, что у вас есть песня, которую вы играете на концертах, но она еще не записана в студии. Есть ли другие новые песни?

– У нас есть пять новых песен, которые мы периодически играем на концертах. Кроме «Мене вже немає», это песни:  «Перший крок», «Відчуй мене», «Зміст» и «Усе, що є».

Планируете ли в ближайшее время записать новые дуэты. С кем бы хотелось спеть дуэтом?

– Есть несколько исполнителей, которые приглашают меня. Но это не проекты «Тартака». Но пока что ни один из этих проектов не реализован. Что касается «Тартака», то к новому альбому дуэтов мы еще не готовы. С кем бы хотелось спеть? Ребята хотят со Светланой Лободой.

Учитывая, что у вас есть песни, связанные с политическими темами, планируете ли вы стать профессиональным политиком?

– Я принимаю участие в различных акциях и мероприятиях. 6 февраля я принял участие в акции в поддержку семьи Павлюченко возле апелляционного суда на Соломенках. Для меня это гражданская акция. Меня интересует не столько судьба семьи Павлюченко, сколько изменение системы правосудия в Украине.  Я понимаю, что такие изменения не произойдут сами по себе. Кто-то должен приложить к этому руку. Чем больше граждан Украины будет принимать в этом участие, тем больше шансов что-то изменить.

Понятно, что становиться профессиональным политиком мне совсем не хочется. Я не хочу рассматривать политику как бизнес. Я не могу зарабатывать деньги не трудом, а должностью. Это не мое. Использовать политику ради личной выгоды – это преступление и за это надо наказывать. А если идти в политику, чтобы что-то поменять, надо иметь не только себя, как единицу или активиста, но и команду. Сейчас нет команды, к которой бы я присоединился. Я более полезен как гражданин и участник группы «Тартак». Мы пишем песни, ко мне прислушиваются. Это более важно, чем, если б я был депутатом Верховной Рады. Туда я мог бы пойти только ради махачей и то есть вариант, что нарвешься на какого-нибудь Эльбруса Тедеева, который наваляет тебе. Зачем оно нужно? (Смеется Сашко).

Как вы считаете, есть ли в Украине языковая проблема?

– Проблема есть. В Украине продолжается русификация, при этом в последние несколько лет темпы ее ускорились. Украинский язык теряет свои позиции – это плохо. Но языковой вопрос – не главная проблема в стране. Этот вопрос политики используют, чтобы отвлекать внимание общества от более важных проблем для людей. Этот вопрос можно решить безболезненно, если его растянуть по времени. И если вопрос языка будет поддержан существованием сильного государства, которое гарантирует каждому гражданину полноценное существование, развитие и самореализацию, а также обеспеченное будущее, тори таких условиях никто бы не протестовал против распространения украинского языка. Это было б понятным явлением.

Кроме того, скажу, что на территории Украины живут представители национальностей, которые не имеют другой Родины. Это крымские татары. Необходимо также им предоставлять условия для развития национального языка.

Назовите вашего любимого харьковского музыканта или группу.

– Я отвечу философски. Хочу, чтобы на мой концерт пришли Сергей Жадан и SunSay. Это два человека, которые для меня ассоциируются с Харьковом. И хотя ТНМК харьковская группа исторически, они уже давно живут и работают в Киеве.

Александр, назовите три книги на украинском языке, которые вы бы советовали прочитать

– Из современных украинских писателей я всем рекомендую книгу Павла Вольвача «Кляса». Мне кажется. Что эта книга незаслуженно обделена всеобщим вниманием. Я назову не те книги, которые известны широкой общественности. К примеру, «Ворошиловград» Жадана мне понравился, я мог бы порекомендовать, но вы это не записывайте. Это и так разрекламирована книга. Я другое порекомендую. Есть книга «Тема для медитації» Леонида Кононовича. Я считаю, что это очень глубокая книга. Если говорить о литературе, переведенной на украинский язык, то получил массу удовольствия от прочтения новой книги Стивена Кинга «11/22/63». Прекрасный перевод и интересная книга.